Хрестоматия для 2 класса
Литературное чтение 2 класс
Крошечка-Хаврошечка (русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева) Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли её эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подаёт, и прибирает, и за всех и за всё отвечает. |
|
Семь Симеонов — семь работников (русская народная сказка) Жил-был старик со старухой. Пришёл час: мужик помер. Остались у него семь сыновей-близнецов, по прозванию семь Симеонов. Вот они растут да растут, все один в одного и лицом, и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро. Случилось так, что тою стороной ехал царь: видит с дороги, что далеко в поле пашут землю, как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли. |
|
Летние рассказы для учащихся начальных классов Михаил Пришвин «Золотой луг» У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. |
|
Леонид Каминский «Как Петя ленился» Однажды папа попросил Петю: — Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом! — Мне лень! — ответил Петя. — А ты, оказывается, ленивый! — сказал папа. — Это плохо! — А разве ленивому плохо? — возразил Петя. — Лежишь себе на диване, сосешь «Барбариски» и читаешь при свете торшера интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо! |
|
Леонид Каминский «Вредный старик» Было воскресенье. Петя и папа сидели на скамеечке во дворе. Мимо них пробежал забавный лопоухий щенок. — Смешной пес, — сказал Петя, Щенок, как будто услышав Петины слова, вернулся и стал весело вилять хвостом. — Умная собака! — сказал папа. |
|
Леонид Каминский «Троечка за тигра» — Папа, — сказал Петя, — а мы сегодня будем играть в слова? — Давай поиграем, — согласился папа. — А на какую букву? — На букву «Т». Но у меня такое условие: можно называть только те предметы, которые есть в этой комнате. Проигрывает тот, кто не сможет назвать слово. Согласен? — Согласен, — кивнул Петя. — Я начинаю. ТЕЛЕВИЗОР. |
|
Виктор Голявкин «Как я помогал маме мыть пол» Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, — говорит, — у тебя...» Посмотрим, как не получится! Трах! — опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три — и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро воды на пол вылить. Вылил еще ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру — ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро. |
|
Леонид Каминский «Чего только не случилось!» — Людмила Аркадьевна, можно войти? — Входи, Сережкин! — Я опоздал. — Об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй! — Здрасте. — Во-вторых, объясни-ка нам: что случилось? |
|
Леонид Каминский «Три желания второклассника Вити» Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух. Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку. Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка — это самая высокая отметка. |
|
Татьяна Коваль «Нет преград для великана» Если б стал я великаном, Обошёл весь мир бы я! И шагал бы я по странам, Перепрыгивал моря. |
|
Спиридон Дрожжин «Родина» Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная — Там родина моя. |
|
Иван Никитин «Русь» Под большим шатром Голубых небес, Вижу, даль степей Зеленеется. |
|
Константин Ушинский «Наше Отечество» Рассказ о Родине – России для детей Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. |
|
Константин Паустовский «Подарок» Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати |
|
Михаил Пришвин «Золотой луг» У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. |