Есть такая сказка. Жил великан. Он был такой тяжёлый, что при каждом шаге уходил в землю сначала по щиколотку, а потом и вовсе по колено.
Наши города-великаны тоже всё глубже и глубже опускаются под землю. Подвалами своих домов. Подземными гаражами. Подземными складами и даже подземными книгохранилищами. И ездить люди стали под землёй. В метро. Сидя на мягком удобном диване, можно проехать под улицами и домами, промчаться под самым дном реки и даже не заметить этого.
Сколько же надо было бы автобусов и троллейбусов пустить по городу, не будь у нас подземных поездов? Они бы, наверное, запрудили все улицы.
Приезжают в нашу страну люди со всего света. И, попадая в московское метро, удивляются: как там светло и просторно.
Видим мы просторные вестибюли, лестницы- эскалаторы, станции-залы, тоннели, поезда. Но от наших глаз скрыты машины и механизмы, без которых остановились бы поезда, замерли бы самобегущие лестницы, утонули бы в темноте залы станций.
Беспрерывно гудят вентиляторы в огромных вентиляционных камерах. Они засасывают с поверхности земли чистый воздух, согревают его зимой, охлаждают летом и гонят в залы станций. Вот почему в метро всегда дует свежий приятный ветерок.
За движением поездов внимательно следит диспетчер. Но для этого ему совсем не обязательно бегать на каждую станцию, заглядывать на платформы. Ему помогают автоматы. Вся картина движения поездов развёртывается перед диспетчером на экране телевизора. И он, не выходя из своей комнаты, переключает стрелки на рельсах, регулирует скорость поездов так, чтобы они шли один за другим по расписанию.
А ночью, когда все пассажиры спят, работа в метро не прекращается. Появляются на станциях машины-уборщики. Они подметают и моют полы. Идут по опустевшим вагонам осмотрщики — слесари и ремонтники, — надо проверить исправность поездов. А потом поезда принимают «душ» — проходят сквозь густые щётки вагономоечных машин. Утром они, сверкающие чистыми стёклами, повезут пассажиров.
Мы все так привыкли к метро, что кажется, будто оно было всегда. На самом деле первые станции метро открылись в Москве в мае 1935 года.
Когда начинали строить метро, всем хотелось участвовать в этом новом и интересном деле. И конечно же, первой была молодёжь. В метростроители шли молодые рабочие с заводов «Борец» и «Москабель», ткачихи с фабрики «Трёхгорка», шофёры, каменщики, плотники. Даже повара и почтальоны.
Для того чтобы прорыть первые одиннадцать с половиной километров подземных тоннелей, выкопали столько земли, что можно было бы ею нагрузить состав, протянувшийся от Москвы до Урала.
А когда первая линия метро была закончена и москвичи проехали от «Сокольников» до «Парка культуры», они восхищались прекрасными залами станций и светлыми вестибюлями.
Московская молодёжь за самоотверженную работу была награждена высшей наградой Родины.
Теперь метро есть и в Санкт-Петербурге, и в Киеве, и в Баку, и в Тбилиси, и в Харькове, и в Ташкенте, и в других городах.
Лето в Крёкшине. Софья Могилевская
Нет комментариев. Ваш будет первым!