Конкурсы

Женщины в годы войны. Рассказы для школьников

Вижу: навстречу нам из лесу на лужок выходят коровы. Впереди — белая, за ней — пегая, потом еще какие-то, а потом — кто вы думаете? А потом вижу — Ноченька, красавица наша идет!

Я как закричу:

— Вот она! Вот она, моя корова! Видите — черная, которая с беленькой звездочкой!

И бежать уже хотела. А бандит в шляпе схватил меня за плечо и говорит:

— Стой!

Потом говорит:

— Вот я тебе что скажу. Это твоя корова? Да? Так ты ее позови. Кликни. Если она отзовется, если пойдет, — значит, правда. А если не пойдет, — значит, неправда, значит, ты брешешь, значит, ты — красный разведчик.

ИСПЫТАНИЕ

Я обрадовалась. Говорю:

— Ладно!

А сама думаю:

«А вдруг не пойдет Ночка? Вдруг не откликнется?» Ведь все-таки, сами понимаете, это корова, а не собака...

Вздохнула я тихонечко и говорю:

— Ноченька! Ночка!..

Она — хоть бы что. Даже головы не повернула. Идет, не спешит, травку жует. Тогда я погромче говорю:

— Ночь, Ночь, Ноченька!

Вижу — Ноченька голову подняла, губами шевелит, будто воздух нюхает. А потом в мою сторону посмотрела и пошла. А я — к ней навстречу.

За шею схватила и — целовать. И опять чуть не плачу.

— Ноченька ты моя, Ноченька! — говорю — Бедная ты моя, бедная! Вымечко-то у тебя как разбухло. Пить ты, наверное, хочешь, бедняжечка!..

А Ночка меня узнала, трется об меня и локоть мне своим шершавым языком лижет.

Тут уж, конечно, бандитам пришлось поверить, что я за коровой приехала, а не за чем-нибудь. Даже этот, который в дамской шляпе, и тот поверил.

— Ну что ж, — говорит. — Твое счастье. Шут с тобой! Забирай свою дочку или бочку и — катись отсюдова.

А я думаю:

«Куда же мне катиться?»

Потом думаю:

«Ясно — куда. К Стахеевской мельнице. Сейчас, как они только уйдут, я потихонечку по кустикам да по залескам и погоню мою Ночку к плотине. Может, успею еще. Может, еще наши ребята, на счастье, не взорвут ее к тому времени...»

АТАМАН СОКОЛОВСКИЙ

Но и тут мне не повезло. Только мы с бандитами разговор кончили, не успели попрощаться, слышу: копыта стучат. Вижу: из лесу на лужайку всадники скачут.

Мои бандиты, как увидели их, испугались чего-то, побледнели.

— А ну, — говорят, — ребята, схоронись! Атаман едет!

А он, атаман этот, к ним подскакал, плеткой взмахнул и кричит:

— Вы чего тут треплетесь?.. Варнаки!..

Сам он усатый, в папахе, седло у него шелком вышито, а на боку целых две сабли — одна с золотой рукояткой, а другая с серебряной. Бандиты, я вижу, еще больше испугались, потемнели все и говорят:

— Да ты не ругайся, Соколовский. Чего там. Мы же в разведке тут.

А он не слушает. Кричит:

— Какая разведка? Какие вы к черту разведчики? Пока вы тут баклуши бьете, красные черти мост успели спалить!..

Бандиты ему говорят:

— Мы же не виноваты.

А он им:

— Не виноваты?!

Раскраснелся весь, зубами залязгал.

— Я вот, — говорит, — вас всех сейчас постреляю за такое дело.

Потом меня увидел и говорит:

— А это кто такая?

— А это, — говорят, — девочка. За коровой пришла.

Он еще больше покраснел, даже позеленел и говорит:

— Видали? Красные там оборону готовят, мосты жгут, а они тут, черти, с грудными младенцами прохлаждаются!

Я не обиделась, правда, что он меня грудным младенцем назвал, но только думаю — надо сматывать удочки. А то, глядишь, и тебе попадет от такого бешеного.

Их уж там полная лужайка набилась, этих бандитов. Кто на коне, кто пеший... Коляска еще какая-то приехала.

Шумят, орут, ругаются на чем свет стоит. Я думаю: «Ну, до свидания. Я пошла». Подняла какую-то хворостинку, огляделась и под шумок погнала свою Ночку в кусты.

«КИРПИЧОМ ПО ГОЛОВЕ»

До кустов не дошла — слышу за спиной:

— Эй, дивчина!..

Оглянулась — вижу: ко мне атаман подъезжает.

У меня сердце захолонуло. «Что еще? — Думаю. — Этак, — я думаю, — с вами и через час до плотины не доберешься».

А он на меня зверем посмотрел и говорит:

— Ты тутошняя?

Я говорю:

— Да, тутошняя.

Тогда он пониже ко мне нагнулся, по сторонам посмотрел и говорит:

— Скажи, далеко отсюда будет Стахеевская мельница?

У меня сразу и хворостинка на землю полетела. Меня будто кирпичом по голове стукнули. Даже губы затряслись. Я говорю:

— Какая мельница? Не знаю я никакой мельницы. Никакой мельницы тут нет.

А он:

— Как это нет? Ты зачем брешешь? Нам же хорошо известно, что тут где-то есть мельница, и около мельницы — плотина.

У меня в голове мысли, как колесики в часах, завертелись. Я думаю:

«Как же это? Откуда они узнали? Ведь если они, раньше чем плотину взорвут, до нее доберутся, это ж — городу крышка. Это же значит, что они у нас всех перережут. Вы посмотрите — их сколько? Вона — у них и пулемет, и второй пулемет из коляски торчит... А у наших мальчишек — только ружья да наганы заржавленные...»

Я думаю:

«Нет, нет. Надо что-то такое придумать. Надо их обязательно задержать, обмануть. Давай, — думаю, — покажу им не в ту сторону. Пускай-ка побегают. Пока они там разберутся, пока догадаются, а я уж от плотины одни щепочки останутся!»

Все это я в одну секунду обдумала. Атаман говорит:

— Ну что? Вспомнила?

А я перед ним дурочкой представилась и говорю:

— А-а! Это вы про плотину спрашиваете? Так это ж далеко. Это — в ту сторону. Это — за мостом...

Он говорит:

— А ну, проводи нас.

НЕ В ТУ СТОРОНУ

Уж этого я никак не ожидала.

«Вот, — думаю, — влипла, девочка!»

Ну, сами подумайте, — что мне делать было?

Отказываться? Попробуй откажись — он тебя так плеткой погладит, что от шкуры ничего не останется. А если не откажусь — тоже хорошего мало. Куда ж их вести? Не в ту сторону? Так они тебя после в куски разорвут, из пулемета застрелят.

Да, ничего не скажу, испугалась я в эту минуту. Даже подумала: не сказать ли им правду?

А потом, как вспомнила, что в городе одни мальчишки да женщины остались, — стыдно мне стало.

«Э, — думаю. — Ладно! Чего там! Уж коли назвалась груздем — полезай в кузов». Думаю:

«Так и быть! Поведу их не в ту сторону».

В ЛЕСУ

А уж Соколовский командует:

— Построиться!..

Вот они все построились кое-как — конные на коней позалезали, пешие ремни на винтовках подтянули, — и вся эта банда, вся орава двинулась за мной следом.

Впереди у нас, за самого главного командира, Ночка моя выступает. За ней — я с хворостинкой. Со мной рядом — атаман Соколовский на кауром коне, а за ним следом — его есаулы, помощники и вся шайка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Людмила Валерьевна Фаузетдинова # 24 декабря 2013 в 16:32 +1
у меня бабушка ветеран войны, много нам историй и стихов рассказывает, сердце замирает.
ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ВОСТРИКОВА # 7 июня 2014 в 08:21 +1
жаль, что нынешнее поколение не оценивает героизм наших дедов, бабушек. тех, кто отстоял мир на земле.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 29 июня 2014 в 18:03 +1
Очень познавательный рассказ. Он и о крестьянском труде, и о военных действиях, и о детских воспоминаниях, которые мы сохраняем на всю жизнь.
Юлия Геннадьевна Цыганкова # 12 сентября 2014 в 20:32 +1
Очень трогательно. На таких рассказах нужно воспитывать наших детей. Печально, что все чаще уходят от нас участники ВОВ.
Надежда Ивановна Сластенина # 25 сентября 2014 в 12:52 +2
Согласна с мнением, что наше молодое поколение не ценит героизма прошлых лет. Значит, надо больше внимания уделять этому вопросу, развивать в школьниках чувство уважения к своим предкам, к истории народа. И похожие литературные произведения очень помогают в этом. Помогают и встречи с ветеранами, которые проводятся у нас в школе. Конечно, их все меньше и меньше становится.
Трусов Александр Анатольевич # 29 ноября 2014 в 18:36 +1
Спасибо за полезный материал
Зарема Кадыровна Мамутова # 29 ноября 2014 в 21:46 +1
К сожалению, нынешних учеников не растрогаешь такими рассказами: не развиты у них чувства. Наша задача и есть их развивать таким материалом. Спасибо большое!
Оксана Николаевна Савельева # 29 января 2015 в 06:45 +1
Очень поучительный рассказ. Заставляет детей думать и мыслить о судьбе своей Родины. Дети должны знать историю страны.
Мария Александровна Селькова # 4 февраля 2015 в 21:53 +1
спасибо. Очень познавательный и актуальный материал.
Олеся Владимировна Самодурова # 5 мая 2015 в 10:56 +1
Прочитала рассказы. Затронуло.Решила дать ученикам домой почитать, по реакции поняла, что прочли далеко не все... Прочитала сама вслух на классном часе. Очень долго обсуждали и дискутировали по данной теме.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 17:13 +1
Очень важно поднимать тему ВОВ. Это знают все. Тем более, когда она от нас все дальше и дальше по времени, когда остается все меньше свидетелей и участников тех событий, когда в современном мире такая обстановка, когда история искажается в угоду политике, когда то и дело по городам проводят марши националисты и неонацисты. Народную память нужно поддерживать с самого детства. Нужно говорить о ВОВ и ее героях, вспоминать об этом, чтобы не утратилась связь поколений, чтобы такая трагедия не повторилась, чтобы ничто и никто не был забыт.
Юлия Олеговна Игнатюк # 4 марта 2016 в 02:47 0
Очень полезный материал. Практически на всех уроках использую эти рассказы, также прививаю любовь к чтению русской литературы, что очень важно в настоящее время. Дети узнают много интересного, расширяют свой читательский опыт, делятся друг с другом впечатлениями.
Елена Анатольевна Камаева # 12 мая 2016 в 21:56 0
Добрый вечер! Я считаю, что тема ВОв будет актуальной всегда. Но наши дети, к сожалению, знают об этих страшных событиях очень мало. Ваши рассказы интересны, полезны для подрастающего поколения. Спасибо.