Интересные факты по естествознанию для детей

Естествознание для младших школьников. Интересные истории

Что ты делаешь, когда гуляешь по лесу? Конечно, смотришь по сторонам. Белка сидит на ели, лущит шишку. Над поляной, как дозорные, кружат стрекозы. А из травы выглядывает шляпка гриба; скорей его в корзину!

Но ты не только смотришь — а ещё и прислушиваешься к ветру, гудящему в стволах, к шелесту листвы, свисту птиц и негромкой песенке лесного ручья.

О том, что происходит вокруг, говорят нам зрение и слух. Но ведь у нас есть ещё и другие чувства. Как ты думаешь, чем пахнет лес? Наверное, травой и смолистой хвоей, на пригорке — земляникой и цветами, в овражке — грибной сыростью.

А каков лес на вкус?

Для тебя он сладкий — от малины, земляники, черники. Немножко кисловатый — это брусника. И чуть терпкий от молодых хвоинок. Нет-нет да и сорвёшь их, и пожуёшь.

Ну, а какой лес на ощупь?

Он колючий, когда ты трогаешь еловые ветки, и жёсткий, шершавый, когда на ходу хватаешься за стволы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёшь босиком по мху или молодой траве.

Обоняние, вкус, осязание — вот те органы чувств, которые рассказали тебе об этом. Они очень нужны и полезны нам, людям, но не меньше они нужны животным.

Какие же органы чувств у животных? Чем они отличаются от наших чувств?

Рыбы-следопыты

А как ты думаешь — могут ли рыбы различать запахи?

Есть такая рыба — лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра — они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению через пороги и водопады, до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку — сотни ручьёв!

И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили, но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!

И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут — а чужака будут прогонять.

У кого нос на усиках?

Но, наверное, ещё удивительнее обоняние насекомых. Однажды в кабинете у одного учёного вылупилась из куколки огромная и очень красивая ночная бабочка — грушевая павлиноглазка. Чтобы она не улетела, учёный накрыл её колпаком из проволочной сетки. Наступил вечер, все в доме собрались ложиться спать, как вдруг прибежал маленький сын учёного.

«Папа, папа! — кричал он. — В твоём кабинете летают бабочки, огромные, как птицы!»

И действительно — бабочками была полна вся комната. Мягко хлопая крыльями, они кружились около свечей, взлетали к потолку, цеплялись за одежду людей и занавески — а через открытое окно всё летели и летели новые грушевые павлиноглазки.

Больше всего их было около колпака, под которым сидела пленная бабочка. Значит, она чем-то подманивала своих сородичей. Только чем?

И тут оказалось, что бабочки летят не только к своей товарке, но и к блюдечку с песком, на котором она сидела утром. Значит, они летят на запах бабочки! Для человека он неощутим — но бабочки его чувствуют очень хорошо. Чем же они нюхают? Ведь носа у них нет! Может быть, своими усиками, похожими на нежные перышки?

Тогда учёный поставил опыт. Он пометил прилетевших бабочек пятнышками краски и попросил приятеля отвезти их подальше и выпустить. Только перед этим он тоненькими ножницами отрезал у части бабочек усики. Почти все бабочки, у которых усики остались целы, вернулись обратно. А из безусых не прилетела ни одна. И это значило, что бабочки действительно чувствуют запах усиками. Мало того — их усики оказались невероятно чувствительными. Ведь некоторые меченые бабочки были увезены за восемь километров и по запаху всё-таки отыскали дорогу назад, к своей пленной приятельнице.

Потом учёные узнали, что таким тонким обонянием обладают не только павлиноглазки, а ещё и разные другие насекомые.

В конце концов это их свойство удалось использовать на пользу людям. Теперь многих насекомых, вредящих садам, уничтожают при помощи специальных пахучих ловушек.

Любят ли кошки сладкое?

«Как вкусно!» — говорят и взрослые и дети, когда едят хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожное. А как ты думаешь, что такое — вкусно? И что такое — вкус?

Возьми щепотку сахара и попробуй её кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнёшь крупинку соли, ощутишь: солёное. А вот если тем же кончиком языка прикоснёшься к капельке клюквенного сока, то и не поймёшь — какой он. Только когда сок разойдётся во рту и попадёт на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое. А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадёт на самую заднюю часть языка.

Почему так происходит? Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков, и каждый из них чувствует только один вкус. Сосочков, которые отличают сладкое и солёное, больше всего на кончике языка. Те сосочки, которые чувствуют кислое, расположились по его бокам, а «горькие» сосочки — у основания языка.

Вкус — очень важное ощущение, оно помогает и людям, и животным разобраться, что можно есть, а что нельзя. Ведь обычно то, что вкусно, — значит съедобно, не ядовито.

Но человек и животные питаются по-разному, и то, что вкусно для животных, далеко не всегда нравится нам.

Взять, например, горькое. Люди этот вкус не любят, и это легко объяснить — многие горькие растения для нас несъедобны. А вот зайцы, лоси и бобры с удовольствием грызут горькую кору осины, она для них — лучшее лакомство. Значит, горький вкус для них может быть приятным. Совсем иначе у попугаев. Один учёный поставил в клетку к попугаям две чашки. В одной — обычная еда, в другой к той же еде он подмешал хину. Для человека это лекарство — одно из самых горьких. А птицы с аппетите м ели из обеих чашек — значит, они просто не чувствовали горького.

К сладкому многие животные относятся так же, как люди. Обожают сладости мыши, крысы, любят их и лошади. Волки нередко лакомятся арбузами на бахчах, причём выбирают те, что спелее и слаще. О собаках и говорить нечего — вспомни, как они выпрашивают кусочек сахара. А вот кошки к сладкому равнодушны, они его просто не чувствуют. Если и съест Мурка кусочек конфеты, то не потому, что она сладкая, а потому, что пахнет молоком или чем-то другим, вкусным для кошек. Не чувствуют сладкого и многие птицы, которые едят насекомых.

Кислое звери не любят — от лимона откажутся и лошадь, и корова, и собака. Ну, а солёное?

К соли у многих животных отношение особое. Дело в том, что в траве и листьях, которыми они питаются, соли мало — а ведь для организма она необходима. Поэтому эти животные отыскивают солонцы — места, где в земле есть соль. Этим нередко пользуются охотники. Положат где-нибудь на лужайке несколько больших кусков каменной соли, а через неделю или две приходят и подкарауливают добычу. Первыми о солёной приманке узнают зайцы, а за ними приходят лоси, олени, косули, кабаны. Даже белки не прочь погрызть солёненького. И чтобы домашний скот не страдал без соли, на скотных дворах и в конюшнях обязательно кладут куски каменной соли, которую лижут лошади и коровы. А часто и просто подмешивают соль в кормовую смесь.

Хищные звери — волки, львы, тигры к соли безразличны. Собаки и кошки — тоже. Ведь она есть в их пище — мясе животных.

Где язык у бабочки?

Когда я был маленьким, отец показал мне один интересный опыт. Он поймал самую обычную бабочку-белянку и осторожно, чтобы не повредить, взял её пинцетом за крылышки. В другой руке он держал кусочек ваты, смоченной сахарным сиропом.

— Смотри, я держу ватку у головы бабочки, — сказал отец. — Сахар не пахнет, вот бабочка его и не замечает. Видишь, её хоботок свёрнут, как пружинка. А теперь гляди!

И он тихонько тронул ваткой кончик передней ноги бабочки. Она встрепенулась, развернула свой хоботок и стала жадно сосать сладкую воду. Бабочка почувствовала сладкое своею ножкой совсем так же, как человек — языком.

Потом я не раз повторял этот опыт на мухах. Стоило прикоснуться сладкой капелькой к ноге мухи, как та сразу же вытягивала хоботок.

Правда, насекомые могут пробовать еду на вкус и ртом, но у многих из них лапки всё-таки гораздо чувствительнее, чем хоботок или язычок. На этих лапках учёные нашли особые волоски, которые ощущают вкус, и они определяют его гораздо точнее, чем вкусовые сосочки у нас на языке. Если растворить в ведре воды одну-единственную чайную ложку сахара, то человек попробует эту воду и ничего не заметит. А бабочка тронет капельку ногой и почувствует, что в ней есть сахар.

И обмануть вкус насекомых гораздо труднее, чем человеческий. Есть такое вещество — сахарин. Людям он кажется в сотни раз слаще сахара — бросишь в стакан одну крохотную таблетку, и чай сладкий. А для пчёл и бабочек он совсем не сладок, им настоящий сахар подавай.

Чувствуют насекомые и горькое — его они обычно не любят, так же, как люди. И солёное чувствуют, и кислое. Нам порой кажется — просто так муха по столу бегает, а она еду ищет. Потрогает лапкой здесь, потрогает там, глядишь — и нашла что-нибудь вкусненькое.

По материалам книги В. Танасийчука «Для чего коту усы?»

Рекомендуем посмотреть:

Как рассказать про Сретение детям

Интересные факты обо всем для школьников 5 класса

Интересные факты про рыб для младших школьников, 2 класс

Интересные факты о растениях для детей 8-10 лет

Рассказ про перец для 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!