Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Подан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это достоверный факт.
Распределение внимания — это такое его состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий. «Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?» — писал Иван Петрович Павлов.
Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях — вот верный путь воспитания внимания.
Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражителям. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий.
Большую пользу принесут систематические упражнения в одновременном выполнении различных процессов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо и в то же время из второстепенного выделялось главное, на чем и концентрировалось бы внимание.
Тренировка переключения внимания должна идти тремя путями:
1. Тренировка в быстром переключении внимания с объекта на объект.
2. Тренировка в умении выделять наиболее важные объекты за счет второстепенных.
3. Тренировка в порядке переключения, т. е. научиться автоматически, всегда в определенной последовательности переключать внимание с одного объекта на другой с целью получения информации или выполнения определенных действий.
Лучший же способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!
Рассказывают, что один человек, решив пополнить свое образование, стал учить подряд энциклопедию. Однако дошел он от слова «А» до слова «абсурд»: дальше осилить не мог. Но если бы он и продолжал изучать энциклопедию, проку бы большого не было. Ведь энциклопедия — это справочник, а в основе образования лежит система получаемых знаний.
Главное из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, — ее готовность, умение быстро извлекать из запаса сведений именно то, что необходимо в данный момент. Есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно.
Можно дать полезный совет. Нельзя сначала что-то как-то учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться.
Читая исторический роман и сопоставляя описанное в нем с учебником истории, мы подготавливаем память, чтобы можно было воспроизвести прочитанное в тех случаях, когда речь зайдет о соответствующем историческом факте.
Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Здесь особое значение приобретает способность находить в вещах сходство и различие. «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует», — рекомендовал А. В. Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.
Систематичность в накоплении знаний более всего помогает развитию готовности памяти.
Прочти внимательно, но только один раз, и постарайся запомнить числа: 64 93 57 68 46 37 39 52 74 49.
Запиши те из них, которые запомнил, по возможности в том же порядке.
Число запомненных цифр будет характеризовать объем, а число цифр, которые ты запомнил в нужном порядке, скажет о точности твоей механической зрительной памяти.
Если бы такой же ряд двузначных цифр кто-нибудь прочел вслух, ты мог бы оценить свою механическую слуховую память и, сравнив результаты, установить, какой тип памяти у тебя преобладает — зрительный или слуховой.
Чтобы улучшить память, ее надо развивать. Ведь многие хотят сначала улучшить память, а уже потом начать ее применять. Ничего не выйдет. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.
Кроме этого, есть несколько частных правил, полезных только тогда, когда выполняется главное.
Повторение — одно из наиболее существенных условий прочного запоминания. Но как показали специальные опыты, далеко не всякое повторение приводит к положительным результатам: для этого оно должно быть осмысленным и целенаправленным. При повторении материал следует рассматривать каждый раз как бы с других точек зрения, увязывая уже известные факты с новыми, иначе он быстро надоедает, и к нему пропадает всякий интерес. Механическое повторение является малопродуктивной зубрежкой.
Вот что надо иметь в виду при заучивании. У некоторых наиболее продуктивно для этого вечернее время, у других — утро. Наименьший эффект дает заучивание днем, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следующее утро.
Заучивать материал необходимо сначала как можно медленнее, чтобы обеспечить его осмысление и чтобы могли возникнуть необходимые связи, а затем — более быстро.
Если нужно запомнить материал, не связанный между собой и довольно обширный по объему, лучше разбивать его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Например, чтобы быстрее заучить сорок названий, разделите их на четыре-пять групп, возможно более однородных; в крайнем случае, их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой первой букве.
Скорее запоминается то, что объединено какой-либо одной мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.
Наконец, можно указать еще на такие возможности укрепления памяти как правильный режим дня и работы, умение систематически вести свои записные книжки. Записная книжка — второй мозг культурного человека.
Память — достаточно сложный психический процесс, включающий:
• запоминание информации;
• хранение информации;
• воспроизведение информации (вспоминание);
• узнавание информации при повторном представлении.
Эксперименты А. Вулдриджа с восстановлением под гипнозом мельчайших подробностей увиденного много лет назад доказывают, что в общем-то все, на что мы в течение жизни обратили внимание, хранится в памяти, но далеко не все может быть сознательно подробно воспроизведено. Вывод всей хранимой информации возможен только бессознательно во сне, в гипнозе, при сильных эмоциональных потрясениях, после травм, у психически больных и т. п.
В первую очередь необходимо определить, какой тип памяти у тебя преобладает.
Визуальный тип. Вся вспоминаемая информация представляется в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-то, ты часто жестикулируешь, как бы рисуя в воздухе представляемые тобой объекты. В разговоре ты часто пользуешься вступительными фразами типа: «Вот посмотрите...», «Давайте представим себе...», «Вспомните, это выглядело так...». В момент вспоминания ты смотришь как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.
Аудиальный тип. То, что ты вспоминаешь, наговаривается тебе как бы твоим внутренним голосом или ты слышишь речь, слова другого человека. Вводные фразы, которые ты используешь в разговоре, — слуховые: «Вот послушайте...», «Это звучало так...» и пр. При вспоминании взор обращен вправо, влево вниз или влево.
Кинестетический тип. Ты хорошо запоминаешь ощущения, движения. Вспоминая, ты как бы сначала воссоздаешь, повторяешь движения и ощущения тела. Тебе хорошо удается представлять тепло, тяжесть при занятиях аутогенной тренировкой; вспоминая, ты смотришь вниз или вправо вниз.
Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других.
Для запоминания логически связанной и логически несвязанной информации используются различные приемы облегчения запоминания информации (мнемонические приемы, или приемы мнемотехники). Объясняется это тем, что осмысленная информация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмысленная.
Следует напомнить основные правила запоминания:
а) большой объем информации заучивается по смысловым частям;
б) число повторений должно превышать то число, которого достаточно для первого полного воспроизведения информации;
в) первое повторение информации необходимо не позже чем через 15-40 минут после запоминания, так как через час в памяти остается только 50% запомненного, а через день — не более 30-35%;
г) помни, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Повторение большой и важной информации необходимо чаще в первые дни после заучивания, так как в этот период максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день 2-3 повторения, во второй — 1-2 повторения, в четвертый, шестой, девятый и т. д. — по одному повторению;
д) любую информацию лучше повторять, используя и зрительную, и слуховую, и кинестетическую память, например, зрительный образ описать словами и как бы обрисовать движением.
Возможности мобилизации памяти значительно усиливаются постоянной ее тренировкой, которая достигается:
• регулярным повторением уже заученного (стихов, иностранных слов);
• тренировкой внимания и наблюдательности;
• целенаправленными упражнениями.
Учитывая то, что большую часть информации из внешнего мира мы получаем глазами (информационная пропускная способность зрения в 100 раз больше, чем слуха), в первую очередь следует развивать именно зрительную память. Для этого рекомендуются следующие упражнения:
Метод Айвазовского. Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути в школу, дома, в транспорте и т. д. Посмотри внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 3-5 секунд постарайся как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект. Закрой глаза — постарайся добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотри детали изображения. Задай себе вопросы по подробностям вида объекта и ответь на них по изображению. Опять открой глаза на одну секунду, дополни образ. И так несколько раз.
«Спички» — это также необычайно удобный способ тренировки зрительной памяти. Брось на стол кучкой 4-5 спичек. В течение 2-3 секунд запоминай их расположение. Воссоздай изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотри на них еще одну секунду и воссоздай образ точнее. Еженедельно увеличивай количество спичек на одну. Когда достигнешь 12-14 штук, опять начни с 4-5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом.
Естественно, кроме зрительной, в тренировке нуждаются и остальные системы памяти. Поэтому следует добавить следующие упражнения.
Запоминание внутренней речи. Наугад произнеси про себя цепь арифметических действий: «один плюс семь минус три умножить на два» и т. п. Теперь проведи в уме эти несложные вычисления — для этого тебе придется каждый раз вспоминать всю произнесенную ранее фразу.
Очень хорошо тренирует слуховую и кинестетическую память анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 5—7 минут в очень ускоренном темпе восстанови цепь основных событий дня с вспоминанием образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. Старайся точно и ярко воссоздать имевшие место ощущения. Все именно в том порядке, в каком это происходило.
При всех видах тренировки памяти имеет смысл: вспоминая образ или рассматривая объект запоминания, описывать его словами и движениями; в случае, если получилось точное и яркое восстановление образа в момент эмоционального толчка «ура, вспомнил!», закрепить это ощущение, ущипнув себя за мочку правого уха. Если ты часто будешь использовать этот прием, то сможешь мобилизовать вспоминание в экстренных ситуациях таким же способом. Для тренировки речевой памяти очень эффективно изучение европейских иностранных языков, зрительной памяти — китайского или японского.
Вспоминание является главным этапом памяти, ведь запоминаем мы именно для того, чтобы вспомнить. В значительной степени вспоминание зависит от установки, сформированной при запоминании, и качества запоминания.
Развитие памяти — процесс длительный и нелегкий, но всегда окупит потраченные на него время и силы, позволит более эффективно управлять своими умственными возможностями для решения практических задач.
Немаловажно добавить, что, если ты будешь систематически развивать свою память, это доставит тебе одно из самых больших удовольствий, которое ты когда-либо испытывал, — удовольствие самореализации.
Рассказы и стихи для развития памяти и внимания у младших школьников
Задания «Найди отличия» для детей 7-8 лет
Упражнения на развитие внимания и памяти у младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!