Анкета
1. Легко ли ты запоминаешь заданное на дом стихотворение, правило?
2. После прочтения текста можешь ли ты его пересказать?
3. Тебе трудно вспомнить выученный материал или легко?
4. Можешь ли вспомнить правило, стихотворение, которое учил давно?
Память — это функция мозга. Чем больше память работает, тем она лучше. Чем лучше у вас память, тем легче запоминать увиденное и услышанное.
• Учить материал с желанием знать долго.
• При заучивании материала используйте различные схемы, рисунки, что-то записывайте. Так быстрее вы вспомните то, что вам нужно.
• Повторяйте заученное вслух много раз.
• Учите стихотворение, басню по частям.
• Текст читайте по абзацам и пересказывайте его.
Упражнение 1. Проверка слуховой памяти
Учитель читает ряд из шести однозначных чисел. Запоминать нужно в том порядке, в котором зачитывает учитель.
1 5 3 7 6 8
Можно читать дву-, трехзначные числа. Можно использовать карточки, а потом закрывать.
Упражнение 2. Рисование натюрморта по памяти
Учащимся показывают предметы, которые должны быть нарисованы в натюрморте: яблоко, кувшин, персик, айва, груша, абрикосы.
Затем предметы надо убрать. Ребята должны нарисовать их так, как они были расположены на парте.
Упражнение 3. Проверка зрительной памяти
Посмотреть на парту в течение 20 секунд, запомнить предметы. На парте могут лежать школьные принадлежности, игрушки. Затем предметы убрать. Учащихся просят записать все предметы на листе бумаги.
Упражнение 4. Найди среди букв слова
ПЕСИОФВТАСТРА
ПОЛЕАБЛИСТЮЭХО
ЪЫЗОНТЯГМАК
АДЖУКРПСИЛА
БПВОЬЮЛУКОНЕ
МИТРВНДРОСТ
ГНОМИТЛАПА
Упражнение 5. Расставь правильно
Посмотри внимательно на таблицу и в пустой расставь знаки так же, как в заполненной.
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 6. Посмотри и запомни
Внимательно посмотри на таблицу несколько секунд, запомни цифры в рамках. В чистой таблице расставь правильно все цифры.
5 |
4 |
|
|
|
|
|
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 7. Найди пропущенные числа
В эту таблицу записаны в случайном порядке числа от 1 до 20, при этом 7 чисел пропущено. Найди эти числа и запиши в тетрадь как можно быстрее.
Пропущены числа: 4 6 11 14 16 18 19
Упражнение 8. Запомни слова
На доске записаны слова:
улитка — книга
озеро — руки
дерево — небо
лес — орех
грибы — дача
Через определенное время (на усмотрение учителя) учитель стирает эти слова. Дети должны самостоятельно
Упражнение 9. Запомни слова, написанные в таблице
Задание 1: в чистую таблицу запиши слова в таком же порядке.
кот |
|
|
|
|
|
лис |
|
|
|
|
|
пес |
|
|
|
|
|
муха |
|
|
|
|
|
пчела |
шмель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2: посмотри внимательно на второй треугольник.
Сколько в нем звезд? Закрой рукой треугольник и расположи точно так же звезды в первом треугольнике.
Упражнение 10. Будь внимательным, правильно считай
Задание 1: сосчитай сначала маленькие буквы, а потом большие.
М и Р т О Т ю С К М ь б
З Щ е Ж и Ю с Я Ф Ц н Е
Задание 2: сколько однозначных и двузначных цифр написано? Какие цифры повторяются?
1 4 67 43 11 90 5 8 34
98 89 60 45 6 7 2 56 1 23 4
Упражнение 11. Что изменилось?
Упражнение 12. Развитие способностей распределять и переключать внимание
Задание 1: найдите и прочитайте предложение.
Я Л Ю . Т Д Ы X
Б Л Ю О ! АТЬ
Ответ: Я люблю отдыхать.
Задание 2: найди и прочитай предложения.
НАС как ПИ ЛО хо
ТУ шо ЛЕ ТО ро
Ответ: Наступило лето. Как хорошо.
Упражнение 13. Для расширения объема восприятия. Учусь быстро запоминать
На листе написаны слова из четырех букв. Слово закрывается сверху листом. Нужно быстро открыть и закрыть слово, а ребенок должен читать слова до тех пор, пока не научится их быстро произносить.
крот |
стол |
полк |
квас |
клен |
шелк |
клещ |
кран |
мрак |
клей |
ключ |
суда |
косы |
парк |
рыба |
краб |
лото |
кров |
клюв |
моря |
клуб |
край |
волк |
порт |
Можно усложнить задачу, если открывать и закрывать пары-рифмы слов. Ребенок должен научиться их быстро прочитывать.
Например: верь — дверь
удочка — дудочка
бочка — дочка
пушка — подушка
пороги — дороги
резина — корзина
пружина — дружина
всплеск — блеск
картины — корзины
лень — день
ночь — дочь
Упражнение 14. Что рядом со мной
Ребенок закрывает глаза и по памяти называет все предметы, которые стоят в его комнате. Затем открывает глаза и проверяет, верно ли назвал.
Упражнение 15. Кто рядом со мной
Играть можно на переменке.
В круг становятся дети. Ученик запоминает всех детей, потом отворачивается. В это время кто-то уходит или приходит. Ученик должен назвать по имени тех детей, которые начинали с ним игру. Можно спросить, кто подошел или ушел.
Упражнение 16. Запомни и запиши
В комнате на стене может висеть напечатанный диктант. Ученик должен написать текст не под диктовку, а встав из-за стола, подойти к листочку с текстом, прочитать, запомнить, вернуться, сесть и записать то, что запомнил, печатными буквами.
Например, можно использовать такой текст:
У Ани брат Никита. Во дворе растут розы.
Солнышко светит. Ира ест конфеты. Мы идем в кино.
Упражнение 17. Запомни узор
Разложите предметы узором. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор и отвернуться. Вы изменяете узор. Ребенок должен правильно его восстановить. Узор можно
выложить из цветных карандашей, счетных палочек, цветных геометрических фигур, вырезанных из квадрата.
Упражнение 18. Интересные буквы
Посмотрите на эти буквы. На каком языке написано предложение? Сколько слов в этом предложении?
Это предложение: Мы — большая семья.
Упражнение 19. Развитие устойчивости и концентрации внимания
Перед собой вы видите зашифрованные строчки из стихотворения. Прочитай это четверостишие.
НисмАьит ШмгнАТпеАкНдлжЯГекуРОеуеМКфывОП- ЛонвАапрЧЕгмдТ,
УсмаРрнгОавыфНждзхИждЛукАВтеРвыЕыукфывЧвм КпиУ имМмЯвЧ иИдК.
ТимпИимаШтпроЕ,ТкенАапрролНбьтЕЧитКыукА,яНй цЕапоПлдЛдАкЧхЬ,
НмьЕУмиТтОНитььборЕТВРкеолЕьбюдЧмббКЕМсмия- ЯЧ.
Правильный ответ:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Упражнение 20. Работа с рисунками
Зайка вышел на прогулку в лес. На опушке леса он повстречал волка. Заяц быстро от него убежал. Вот каким он прибежал к себе на полянку.
Нарисовать двух зайцев. Первого в шортах, на шее галстук, в руках две морковки. После встречи с волком нарисовать зайца без галстука и с одной морковкой в лапе.
Сравните два рисунка и найдите недостающие предметы.
Упражнение 21. Разминка
|
|
Нарисовать рыбку |
|
|
|
|
|
|
В квадрате в одной клетке плавает рыбка. Учитель показывает, как она двигается, а ученики должны следить глазами за ее передвижениями и в конце сказать, где же она остановилась. Можно использовать магнитную доску.
Упражнение 22. Спор
Вопрос: для чего надо быть внимательным?
Учащиеся спорят, подводят итог.
Итог: чтобы учиться на «хорошо» и «отлично».
Вопрос: зачем надо хорошо учиться?
Итог: стране нужны грамотные люди, можно выбрать нужную профессию, много путешествовать, жить увлекательно и интересно.
Вопрос: зачем нужно заниматься спортом?
Итог: быть сильным, здоровым, организованным, помочь слабому, защитить себя и семью.
Вопрос: зачем нужно закаляться?
Итог: чтобы быть здоровым, чтобы был высокий иммунитет к простудным заболеваниям.
Вопрос: для чего нужны витамины?
Итог: витамины участвуют в обмене веществ и помогают нормализовать практически все процессы в организме.
Вопрос: как лучше отдохнуть после учебного дня?
Итог: поспать, поиграть на свежем воздухе, прослушать музыку, посмотреть любимую передачу, почитать, покататься на роликах, помочь родителям по дому.
В ходе спора важно, чтобы мнения детей не повторялись. Выбрать самые важные ответы в споре.
Упражнение 23. Зрительная память
Учитель показывает на картинках учебные принадлежности или картинки с посудой, с игрушками, животными. На картинке есть рисунок и надпись. Ученик должен запомнить не только слова, но и написание. После того как покажут все картинки, ученик записывает все слова печатными буквами. Потом учитель снова показывает картинки, и ученик сверяет написанное с образцом.
Например:
альбом |
аист |
ластик |
кошка |
линейка |
шмель |
ранец |
волк |
ручка |
баран |
Можно задать вопрос: как можно объединить слова, записанные в столбики?
Упражнение 24. Восприятие информации на слух и запоминание
В тетради ученики ставят в любом месте точку. Учитель говорит, на сколько клеточек и в какую сторону надо проводить линию. Например: 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх. Ученики рисуют то, что говорят. Должен получиться квадрат. Можно придумывать различные фигуры.
Упражнение 25. Лишнее слово
Найти картинку, название которой произносит учитель. Ребенок должен вспомнить, как выглядит этот предмет, и быстро найти.
Учитель произносит такие слова: жук, рак, лук, сок, дуб, сук, волк. Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово «волк», так как в нем 4 буквы, а в остальных словах — 3.)
Упражнение 26. Картинки художника
Добавьте к словам одну букву в начале слова или в конце. У вас получится новое слово. Вспомните, как выглядит это слово-предмет и найдите это слово на картинке.
пар... шел...
сто ... ...ролики
рыба... ...осы
моря... ...лен
Картинки художника (парк, стол, рыбак, моряк, шелк, кролики, косы, клен).
Упражнение 27. Собери урожай
Оборудование: натуральные овощи и фрукты на большой тарелке, корзинка.
Задание: один ученик начинает свой рассказ. Другой должен по описанию отгадать этот предмет, с закрытыми глазами на ощупь по памяти найти и положить в корзину.
Например:
Ученик 1:
— Этот овощ зеленого цвета, круглый. Когда поспевает — становится красным. Бывает маленького, среднего, большого размеров. Из него делают сок, соусы, добавляют в супы и борщи. Очень полезен. (Помидор)
Ученик 2:
— Огородное растение со съедобными клубнями. Корнеплод называют вторым хлебом. Этот овощ варят в мундире, запекают, жарят. (Картофель)
Другой ребенок с закрытыми глазами находит на тарелке картофель и кладет его в корзину.
Ученик 3:
— Овощ со съедобным оранжевым корнем. Бывает тушеной, консервированной. Очень полезен сок. (Морковь)
Другой школьник с закрытыми глазами находит на тарелке морковь и кладет в корзину.
Ученик 4:
— От него льются слезы, когда режешь. Он зеленый, репчатый. В блюдо его надо нарезать. (Лук)
Кладется в корзину лук.
Ученик 5:
— Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала. (Капуста) Кладет капусту.
Ученик 6:
— Очень сладкое, спелое, сочное. Бывает с кислинкой. Используют в приготовлении пирогов. (Яблоко)
Кладет в корзину яблоко.
Ученик 7:
— Икра из этого овоща полезна и вкусна. (Баклажан)
В корзине оказывается баклажан.
Ученик 8:
— Плод находится в земле темно-красного цвета. (Свекла) В корзине появляется свекла.
Ученик 9:
— Бывает красной, белой, черной. (Смородина) Побеждает тот, кто справился с заданием без ошибок.
Упражнение 28. Расставь знаки
Посмотреть на геометрические фигуры и запомнить в них знаки препинания. Закрыть фигуры и в чистых геометрических фигурах повторить знаки.
Побеждает тот, кто правильно расставил знаки.
Упражнение 29. Режим дня
На листке записать режим дня, запомнить время и дела. В конце дня сверяется, что сделано, а что нет.
Поход в магазин
Проводится аналогично игре «Режим дня».
На листке записать список продуктов и выучить его.
Список в магазин не брать. После возвращения из магазина проверить по чеку, все ли куплено. Первоклассник может купить булочки с разной начинкой, шоколадки, сырки разных видов.
Упражнение 30. Кто самый внимательный?
Ученик должен отгадать, о ком или о чем идет речь, а потом по памяти описать.
1. Учитель: Кто собирает яблоки спиной?
Ученик: Еж — небольшой зверек, спина и бока которого покрыты острыми иглами.
2. Учитель: Зимой и летом одним цветом.
Ученик: Елка, ель — густое, пушистое хвойное дерево, которое украшают в праздник Нового года.
3. Учитель: Кто сушит грибы на деревьях?
Ученик: Белка — небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хвостом. Можно увидеть в парках и скверах.
4. Учитель: Какое время года называют золотым? Ученик: Осень. В это время года часто идет дождь. Листья на деревьях желтеют. Птицы улетают в теплые края.
5. Учитель: У какого зверя в листопад рождаются детеныши?
Ученик: У зайца. Небольшой пугливый зверек. Длинные задние ноги, длинные уши.
6. Учитель: Листья какого дерева дрожат от ветра? Ученик: Осина. Лиственное дерево, листочки от ветра дрожат.
7. Учитель: От какого растения люди плачут?
Ученик: Лук. Растет на огороде. Это овощ. Летом он с зелеными перышками.
8. Учитель: Чем копают землю, бросают уголь?
Ученик: Лопата. Это ручное орудие для земляных работ, ею можно перебрасывать что-нибудь с одного места на другое.
9. Учитель: Бывает с маслом, сыром, колбасой, рыбой.
Ученик: Бутерброд. Это ломтик хлеба с каким-то продуктом. Он должен быть всегда свежим. Я на завтрак всегда ем бутерброд с маслом и сыром.
10. Учитель: Красивое насекомое с двумя парами крыльев.
Ученик: Бабочка. Бывают разнообразной окраски. Часто встречаются бабочки с прозрачными крыльями.
Побеждает тот, кто справился с заданием без ошибок.
Упражнение 31. Вспоминаем пословицы и поговорки
Задание: назвать пословицы и поговорки по данной тематике, суметь повторить названные всеми учениками.
Учитель: О чем бывают пословицы и поговорки?
Ученики: Пословицы бывают о труде, дружбе, семье, о Родине и др.
Учитель: Кто больше скажет пословиц и поговорок о труде?
1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2. Делу время, потехе час.
3. Терпенье и труд все перетрут.
4. Без труда нет плода.
5. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
6. Всякая птица своим носом сыта.
7. Глину не мять — горшков не видать.
8. Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
9. Играть играй, да дело знай.
Учитель: Кто все пословицы запомнил? Кто повторит?
Побеждает тот, кто повторил все пословицы, которые были названы.
Учитель: Кто больше скажет пословиц о дружбе?
1. Нет друга — ищи, а нашел — береги.
2. Один за всех и все за одного.
3. Старый друг лучше новых двух.
4. Без беды друга не узнаешь.
5. Без друга в жизни туго.
6. Вдруг не станешь друг.
7. Для друга ничего не жаль.
8. Говорил правду — потерял дружбу.
9. Для дружбы нет расстояний.
10. Истинный друг познается в беде.
Побеждает тот, кто повторил все пословицы, которые были названы.
Учитель: Кто больше скажет пословиц о семье?
1. В семье и каша гуще.
2. На что и клад, когда в семье лад.
3. Без отца — пол сироты, а без матери и вся сирота.
4. И ворона воронят хвалит.
5. Каково семя, таково и племя.
6. Мед сладок, а ребенок еще слаще.
7. У милого дитяти много имен.
8. Яблоко от яблони недалеко падает.
9. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
10. На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Побеждает тот, кто повторил все пословицы, которые были названы.
Учитель: Пословицы и поговорки о Родине.
1. Человек без Родины, что соловей без песни.
2. Жить — Родине служить.
3. Родина — мать, умей за нее постоять.
4. Всякая птица свое гнездо любит.
5. Где кто родится, там и пригодится.
6. Всякому мила своя сторона.
7. Дома и стены помогают.
8. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
9. И собака свою сторону знает.
10. Своя земля и в горсти мила.
Побеждает тот, кто назвал все пословицы.
Упражнение 32. Вспоминаем героев сказки
Учитель читает начало сказки. Ученики называют героев и заканчивают сказку. Сказки можно брать из учебной программы, по выбору учителя.
Например, сказки о животных:
1. Учитель: Одна лукавая лисица захотела рыбки поесть, а не знала, где взять. Думала, думала да и вздумала лечь на дорогу.
Ученик: Сказка называется «Лисица и Волк». Герои: лисица, волк, старик, жена старика, бабы.
2. Учитель: Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная.
Ученик: «Лиса, заяц и петух». Герои: лиса, заяц, петух, собака, медведь, бык.
3. Учитель: Жила муха-горюха. У одной хозяйки было накоплено сметаны горшок. Ну вот, муха-горюха летела, перевернула его и...
Ученик: «Терем-теремок». Герои: муха-горюха, блоха, комар, таракан, ящерица, мышь, горностай, зайка, лисица, волк, медведь.
4. Учитель: Шел ежик домой. По дороге нагнал его заяц. А до дома далеко, идут, разговаривают. А поперек дороги палка лежала...
Ученик: Сказка «Палочка-выручалочка». Герои: ежик, заяц, птенчики, волк, зайчиха с зайчатами.
Упражнение 33. Кто быстрее найдет ошибку?
Задание: в примерах, записанных на доске, нужно найти ошибку.
5+5 = 10 |
5+3=8 |
4+4=8 |
6+2 = 8 |
6 + 3=8 |
5+4=9 |
7+2 = 10 |
2+8 = 10 |
3+4=7 |
Побеждает тот, кто нашел ошибки первым.
Упражнение 34. Смотри, не зевай, быстрее подпевай
По строчке надо спеть песню до конца.
Учитель поет начало строчки, а ученики продолжают, например:
• В лесу родилась елочка...
• Вместе весело шагать...
• От улыбки хмурый день светлей...
• Антошка, Антошка, пойдем...
• Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...
• Если с другом вышел в путь...
• Буквы разные писать...
• Жили у бабуси два...
Упражнение 35. «Снежный ком»
Для этой игры надо знать много имен девочек и мальчиков, можно называть краткие и полные. Но придумать новое имя нужно на последнюю букву имени. Когда больше придумать никто не может, начинается новая игра с другими учениками.
Например: Наташа, Аня, Ярослав, Виктор, Роман, Николай, Иосиф, Фекла, Алик, Константин, Нонна, Ангелина, Агафья, Яков, Варя, Яна, Алина, Алеша, Афоня, Ярик, Коля и т. д.
Упражнение 36. Не ошибись
Игру можно проводить как с дошкольниками, так и школьниками.
Для дошкольников можно поместить в корзину мягкие игрушки, для школьников — учебные принадлежности.
Водящий:
Начинается игра, собирайся, детвора,
Внимательно запоминай,
Предмет быстро называй.
Водящий должен запомнить, кто из корзины какие берет предметы. Игроки свои предметы должны спрятать, например, за спину. Водящий подходит к игроку.
Игрок говорит:
Если был ты внимателен,
то запомнить должен правильно.
Подумай, память напряги, мой предмет быстро назови.
Если водящий называет предмет правильно, он его и кладет в корзину.
В роли водящего должны побывать все игроки. Кто больше всех предметов наберет, тот и выиграл.
Упражнение 37. Давай знакомиться
Игроки становятся в круг. Каждый должен назвать свое имя. Игрок, который стоит рядом, должен повторить имя и назвать свое. Третий игрок называет свое имя и имена двух игроков, четвертый называет свое имя и имена троих игроков и т. д.
Упражнение 38. Сказочные герои
Каждый игрок выбирает себе роль сказочного героя. В кругу он должен представиться, по памяти продемонстрировать свою роль и сказать:
Роль свою я сыграл, меня вы запомнили.
Назовите меня и представьте себя.
Второй игрок должен повторить, о каком сказочном герое шла речь, рассказать, что запомнил о нем, и представить себя. Третий игрок говорит о первом и втором сказочных героях и рассказывает о себе. Задача постепенно усложняется, так как героев становится все больше и больше.
Роли можно предложить дошкольникам: колобок, лиса, волк, медведь, заяц, петушок, баба Яга.
Школьники сами выбирают.
Упражнение 39. Кто ушел?
Выбирается водящий. Он смотрит внимательно на всех игроков и запоминает их. Водящий на несколько секунд уходит. Один из игроков прячется. Водящий возвращается и называет имя того, кто ушел. Если он правильно называет имя, сам становится в круг к игрокам. Среди игроков выбирается новый водящий.
Упражнение 40. Кто читает
Водящий отворачивается. Игрок читает стихи А. Барто (или других известных детских поэтов). Водящий говорит, чей голос прозвучал. После того как все игроки прочитали четверостишия, их голос узнали, стихи писательницы можно поучить наизусть.
Упражнение 41. Кто дублирует
Водящий должен узнать, чей голос звучит за кадром. С проекционного экрана смотрят на игроков герои мультфильмов. Один из игроков по желанию озвучивает этого героя своим голосом. Водящий должен назвать героя дубляжа.
Дублировать — заменять речевую часть звукового фильма новой записью.
Упражнение 42. Волшебный сундучок для маленькой принцессы
Оборудование: сундучки, детская косметика, предметы личной гигиены.
Играют две команды. От каждой команды выбирают одного игрока. Первая команда готовит сундучок для второй, а вторая для первой. В сундучке могут быть детская гигиеническая помада, духи, ватные тампоны, расческа, лак для ногтей, шампунь, заколки для волос, бантики, резинки для волос и т. д.
Игрок первой команды 10 секунд внимательно смотрит в сундучок второй и запоминает все предметы. Игрок второй команды внимательно смотрит в сундучок первой и запоминает предметы. Через 10 секунд остальные игроки команды из сундучка убирают один предмет (можно 2, 3, несколько). Игрок первой команды должен безошибочно назвать тот предмет или предметы, которые убрали из сундучка. Выигрывает та команда, которая точно справилась с заданием.
Упражнение 43. Остров сокровищ
Оборудование: 4 ватмана, фломастеры.
Участвуют две команды. Каждая команда рисует свой остров сокровищ с пальмами, островками, героями этого приключения. Обязательно на острове должен быть отмечен клад. Игроки обязаны повторить через несколько секунд рисунок острова соперника на чистом ватмане. Выигрывает та команда, которой более точно удалось «сфотографировать» остров сокровищ.
Словарь:
Остров — часть суши, со всех сторон окруженная водой.
Сокровища — драгоценности, деньги, ценные вещи.
Упражнение 44. Карандаш, блокнот, ластик...
Оборудование: карандаш, блокнот, ластик, фломастер, точилка, ручка, пенал, ножницы, тетрадь, обложка, учебник, линейка, транспортир, циркуль, ранец.
Эти предметы разложить как вздумается. Одинаковых предметов может быть несколько. Ведущий может разложить предметы таким образом: цветной карандаш, простой карандаш, ручка, ластик, точилка, тетрадь, пенал, дневник. Дошкольник или школьник несколько секунд запоминает предметы в том порядке, в котором они находятся. Для лучшего запоминания он может повторять вслух. Через минуту участник игры должен восстановить прядок предметов на своем столе по памяти. Если справился без ошибок, команде присуждается балл. Вместо школьных принадлежностей можно использовать предметы для уроков труда и изобразительного искусства: кисточка, краски, набор карандашей, баночка для воды, ножницы, нитки разных цветов, картон, клей, линейка, лоскутки ткани, пуговицы.
Упражнение 45. Посмотри и назови
На любом уроке ценится внимание. Если ученик внимателен, ему легко будет сосредоточиться на задании и отлично с ним справиться.
На уроке математики учитель предлагает посмотреть вокруг и назвать все предметы прямоугольной формы. Ученики могут назвать такие предметы: доска, стол, парта, дверь, портфель, книга, дневник, тетрадь, линейка, пенал, плакат, экран, шкаф, стенд, альбомный лист, окно, папка для тетрадей.
На уроке русского языка учитель предлагает детям назвать предметы на какую-то букву, например, Л: лампа, линейка, ластик, лейка для полива цветов, лист из тетради, лист из альбома, лупа, лук на подоконнике.
На других уроках в качестве минутки на развитие внимания и памяти можно назвать предметы любого цвета, например, желтого: стены, обложка на тетради, мыло, тряпка, счетные палочки, салфетки, мел, желтая рубашка на ученике и т. д.
Упражнение 46. Испорченный телефон
Это старинная игра. Ее хорошо проводить на уроках обучения грамоте в букварный период. Класс делится на три команды — три ряда, за которыми сидят школьники. Они строятся друг за другом и по цепочке передают фразу, написанную на листе бумаги. Это могут быть пословицы, поговорки, скороговорки, двустишия. Каждый ученик передает фразу соседу. Пока она дойдет до последнего игрока, многое в ней может измениться. Побеждает та команда, которая сумела донести фразу правильно или допустила наименьшее количество ошибок.
На уроке математики можно передать пример на порядок действий. Первый игрок записывает пример, второй смотрит 5-10 секунд, потом записывает по памяти на своем листке тот пример, который запомнил, и показывает третьему игроку, а тот — четвертому и т. д. Последний пример сравниваем с первым. Побеждает та команда, которая передала пример без ошибок.
Упражнение 47. Слушай внимательно
Оборудование: картинки с цветами и их названиями. Игрокам выдаются картинки. Их можно нарисовать на уроках изобразительного искусства, а на уроке русского языка подписать названия. Ведущий дает сигнал. В это время каждый игрок начинает говорить название своего цветка, прислушиваясь, кто назовет его название цветка, названия цветов повторяются. Кто услышал свой цветок, должен сформировать свою группу. Если группа образовалась, игроки громко выкрикивают свое название цветка. Например, «Нарциссы», «Розы», «Гладиолусы».
Можно раздать карточки или сделать их на уроках труда, изобразительного искусства, литературного чтения. Карточки могут быть с названиями животных, деревьев, с временами года, реками, названиями сказок, фамилиями поэтов, писателей.
Упражнение 48. Внимание, на старт!
Игроки выстраиваются в шеренги. Каждому присваивается номер (по количеству играющих в шеренге). По команде ведущего «Внимание, на старт № 5!» игроки из команд должны выбежать.
Ведущий называет все номера игроков вразброс. Побеждает та команда, которая быстрее собралась в новую шеренгу на противоположной стороне.
Упражнение 49. Говори громко
Учитель или воспитатель объясняет детям условия игры.
Учитель: Я буду называть слова, но вы будете произносить их за мной, если я скажу: «Говори громко». Если услышите другие фразы, вы не должны произносить эти слова.
Игра начинается.
Учитель: Говори громко — барабан.
Произноси — карандаш.
Говори по слогам — береза.
Все вместе — тетрадь.
Говори громко — яблоко.
Говори четко — апельсин.
Произноси быстро — Родина.
Скажи тихо — дерево.
Скажи громко — мир.
Говори громко — ура.
Произнеси правильно — библиотека.
Скажи громко — каникулы.
Говори громко — ромашка.
Говори шепотом — ребята.
Говори громко — медведь и т. д.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Кто ошибся — выбывает из игры.
Упражнение 50. Что видел на прогулке
Эту игру хорошо проводить на уроке окружающего мира или в группе продленного дня.
Оборудование: листик с ручкой, планшет для удобного письма.
Задание 1: быть внимательными и запомнить все красного цвета (желтого, коричневого и т. д.).
Задание 2: быть внимательными и запомнить все круглой формы (прямоугольной, квадратной и т. д.).
Задание 3: быть внимательными и запомнить все на букву Д (или какую-то другую).
Задание 4: быть внимательными и запомнить деревянные предметы (металлические и т. д.).
В классе ребенок выходит к доске без подсказки (листика с записью ответов по заданиям), отдает ее учителю или другому ученику. Сам начинает называть все предметы по четырем заданиям. Побеждает тот, кто запомнил больше предметов на прогулке и не ошибся.
Упражнение 51. Назови отличия
На первой картинке нарисована комната, в которой стол, на столе тетрадь, набор карандашей, лампа, включенная в розетку и дающая свет, посередине комнаты лежит коврик, на котором детские игрушки: львенок, собачка с бантиком, медвежонок маленький. В комнате шторы закрыты. В углу шкаф с книгами. На нем два горшка с цветами.
На второй картинке нарисованы стол, на столе тетрадь, карандаш, лампа, посередине комнаты лежит коврик, на котором находятся детские игрушки: львенок, собачка, медведь. В комнате шторы открыты. В углу шкаф с книгами. На нем три горшка с цветами. В углу спит кошка.
Побеждает тот, кто справился с заданием без ошибок.
Упражнение 52. Читаем наизусть
Дошкольники, школьники должны знать наизусть стихотворения. Можно вызывать детей группами, например, по 3 человека.
Задание ведущего: один хлопок перед грудью — читает стихотворение первый ребенок, два хлопка — продолжает
второй ребенок, три хлопка — третий, один хлопок над головой — читают все вместе. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Упражнение 53. Ушки на макушке
Говорят сразу несколько человек, например, три человека говорят три разных числа, три разных слова, или усложнить задание: три разных примера, три разных простых предложения. Четвертый игрок должен навострить ушки и услышать три разных числа или три разных слова, три разных примера или три разных простых предложения. Кто смог различить все задания, у того были ушки на макушке.
Ушки на макушке — кто-либо очень насторожен, внимателен, готов к чему-либо непредвиденному, неожиданному.
Упражнение 54. Навострить ушки
Задание 1: прослушать начало стихотворения и вспомнить концовку.
Задание 2: прослушать начало сказки и вспомнить конец.
Задание 3: прослушать начало песни и спеть ее до конца.
Задание 4: прослушать конец пословицы и вспомнить начало.
Навострить ушки — приготовиться с напряженным вниманием и интересом слушать, прислушиваться.
Упражнение 55. Живые слоги
Оборудование: карточки со слогами, образующие слова (Бу-ра-ти-но, по-ми-до-ры, ка-ран-да-ши, а-пель-си-ны, Ро- ди-на, хо-ло-диль-ник, бе-ре-за, те-ле-ви-зор, ва-силь-ки, пра- ви-ло, таб-ли-ца, на-де-вать, о-де-вать, во-ро-та и т. д.).
Задание: из карточек со слогами оживить слова, т. е. образовать.
Надевать (надеваю, надеваешь; что):
• рубашку, галстук, костюм, пальто, шляпу, шарф, перчатки, туфли, ботинки, сапоги, платье на себя, пальто на ребенка;
• коньки, лыжи, очки, значок.
Одевать (одеваю, одеваешь, одеть кого-что):
• ребенка, девочку, куклу;
• одеялом;
• зима одевает землю снегом.
Упражнение 56. Найди недостающий предмет
На картинке нарисованы два стола. На одном на тарелке лежат яблоко, груша, банан, персик, апельсин, виноград, ананас, кукуруза, на втором — два яблока, груша, банан, персик, апельсин, виноград, ананас, кукуруза.
Задание: внимательно посмотри и за несколько секунд найди, чего не хватает на первой тарелке. Назови по памяти все съедобные предметы.
Упражнение 57. Этот герой...
Водящий называет приметы героя. Игроки должны назвать героя.
• Этот герой любит плюшки, ватрушки, варенье. (Карлсон)
• Этот герой любит ходить в гости. (Винни Пух)
• Этот герой злой-презлой, разбойничал, правого и виноватого в свое логово тащил. (Волк)
• Этот герой чувствует, что под ногами уже не сметана, а что-то твердое, крепкое, надежное, вроде земли. (Лягушка)
• Этот герой сказки К. Чуковского кровожадный и беспощадный. (Бармалей)
• Этот герой скушал 40 человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу,и дугу,
И метлу, и кочергу... (Робин Бобин Барабек)
• «Приходи, куманек! Приходи, дорогой. Уж я как тебя угощу!» (Лиса)
• «Я за три гроша куплена, под бока луплена! Топну, топну ногами, заколю тебя рогами, ножками затопчу, хвостиком подмечу!» (Коза-дереза)
• Хохотал, хохотал да и лопнул. (Пузырь)
• Умелая санитарка из стихотворения А. Барто. (Тамара)
• Маленькая девочка всегда ходила в том, что подарила ей на день рождения бабушка. (Красная Шапочка)
• Он от всех убежал, а от лисы не смог. (Колобок)
• Царь, колдун, часто выступает в роли похитителя невесты главного героя, изображается в виде худого старика. (Кощей Бессмертный)
• Этот герой слабый, но хитрый. Часто выступает трусливым. (Заяц)
Упражнение 58. Быстро считай
На рисунке изображены заяц, у которого много морковок, и заяц, у которого много капусты.
Задание: скажи на глазок, не считая, у какого зайца больше овощей. Проверь себя, сосчитай все морковки, капусту.
Упражнение 59. Нарисуй, что видел
На картинке нарисован ежик, у которого на спине большие, маленькие, средние яблочки, с листиками и без.
Ведущий: Ежик вышел на прогулку
Спелых яблочек набрать.
Сделал он в лесу пробежку —
Урожаю очень рад.
Пока учитель читает четверостишие, дети внимательно смотрят на ежика и запоминают урожай. На доске они должны повторить то, что видели.
Побеждает тот, кто справился с заданием без ошибок.
Упражнение 60. Посмотри и наряди
Нарисована мышка в юбочке в горошек, кофточка в цветочек, на шее шарфик, на ушках бантики, в лапке сумочка.
Задание: нарядить мышку.
Ведущий показывает мышку и говорит:
Посмотри и запомни мой наряд,
На доске нарисуй меня опять.
Чтоб смотрел на меня твой ряд.
И учитель поставил тебе «пять».
С каждого ряда вызвать по одному ученику. Ученик рисует, во что одета мышка.
Кто справится с заданием без ошибок, тот и победитель.
Упражнение 61. Посмотри и наполни корзинку
Нарисована кошечка с корзинкой фруктов и овощей.
Оборудование: картинки: помидор, капуста, огурец, кабачок, редис, горох, слива, яблоко, груша, морковь, свекла, черешня, смородина, банан, кукуруза, апельсин, малина, две корзинки для картинок.
Задание: посмотреть на картинку, выйти к доске и заполнить корзинки картинками, которые предлагает учитель.
Учитель читает стихотворение, дети внимательно смотрят на кошечку.
Я кошечка-милашечка
С базара к вам иду.
С корзиночкой полнехонькой
Устала на ходу.
Хочу у вас я отдохнуть,
Проверить память и внимание.
Прошу в корзинки разложить
Раздельно фрукты с овощами.
Ребенок выходит к доске, заполняет корзинки нужными картинками. Вместо картинок можно использовать муляж фруктов и овощей, натуральные овощи и фрукты, вместо настоящих корзинок — нарисованные мелом на доске. Картинки в этом случае прикрепляются к доске магнитами.
Муляж — слепок, модель предмета в натуральную величину (из гипса, воска, парафина).
Упражнение 62. Вспоминаем цветы
Задание 1: по первому слогу вспоминаем цветы.
Не(забудка), аст(ра), ко(локольчик), пи(он), ро(за), ва(силек), гво(здика), ро(машка), гла(диолусы), лан(дыш), си(рень), ми(моза).
Задание 2: ребенок описывает цветок, а другой должен сказать название.
Упражнение 63. Вопросы на внимание
Игру проводят на уроке литературного чтения по произведению Е. Чарушина «Большие и маленькие».
Задание: правильно назвать героев.
• Кто говорил так: «Ногами, как веслами, воду загребайте!»? (Утка)
• «Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь». (Дятлы)
• «Где кусты и густая трава, выше скачи — ногами не зацепись». (Олениха)
• «А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — ив лес». (Лиса)
• «Вы пестрые, полосатенькие, никто вас сразу и не заметит». (Рябчиха)
• «Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай». {Белка)
• «Ты зверь лесной — должен таиться, в задах лежать, добычу добывать». (Рысь)
• «Обрубки в землю вкопаем да ветки переплетем». (Бобры)
• «Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем». (Медведица)
Побеждает тот, кто справился с заданием.
Упражнение 64. Составляем слова
Из слова составляют несколько слов. Побеждает тот, кто больше слов составит, например, за 1 минуту, у кого слово будет с наибольшим количеством букв.
Даны слова: Буратино, здоровье, пословица, животные, Снегурочка и т. д.
Упражнение 65. Кто больше?
Придумать к данному слову как можно больше словосочетаний.
Например, мороз. С этим словом составляются такие словосочетания: крепкий мороз, сильный мороз, кататься в мороз, 15 градусов мороза.
Мотоцикл — мощный мотоцикл, новый мотоцикл, заводить мотоцикл, купить мотоцикл, ехать на мотоцикле.
Задание: придумать слова-предметы к слову.
Например, мягкий. К этому слову придумывают такие слова-предметы: диван мягкий, вагон мягкий, подушка мягкая, постель мягкая, кожа мягкая, волосы мягкие, хлеб мягкий, батон мягкий, движения мягкие, человек мягкий, зима мягкая, характер мягкий.
Упражнение 66. Вспомни и назови друга
• Кто друг крокодила Гены? (Чебурашка)
• Назови друга Малыша. (Карлсон)
• С кем дружил дядя Федор из Простоквашино? (Кот Матроскин, пес Шарик)
• Перечисли друзей Винни Пуха. (Пятачок, ослик, кролик)
• Друзья Буратино. (Мальвина, Пьеро)
• С кем водил дружбу Незнайка? (Доктор Пилюлькин, Знайка, Шпунтик, Винтик, художник Тюбик, Кнопочка)
• С кем дружил Мойдодыр? (С чистюлями)
• Назови друзей доктора Айболита. (Утка Кика, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Кару до, сова Бумба)
• Семь гномов и ... (Белоснежка).
• Друзья Маугли. (Багира, Каа, Акела)
• Верный друг конек-горбунок и ... (Иванушка)
• Элли и ... (Дровосек, Страшила, лев)
• Товарищ Пузыря, который переходил через реку по соломинке, да упал в воду. (Лапоть)
• Друзья Кошки из произведения «Кошкин дом». (Свинья, козел, коза, петух, курица)
Упражнение 67. У кого быстрее получится слово?
К словам из левого столбика подобрать слова из правого так, чтобы получились новые слова.
Небо |
склон |
Небо |
свод |
Ком |
пот |
Сад |
овод |
Кол |
около |
Часто |
кол |
Сено |
вал |
Мясо |
комбинат |
Сено |
кос |
Упражнение 68. Хлопай, не зевай
Если учитель называет много предметов, ученики хлопают, если один — сидят молча.
Учитель: Желудь, желуди, книга, книги, лошадь, дом, газеты, лебеди, лошади, дома, газета, лебедь, тетрадь, дождь, пароход, тетради, дожди, осень, ручка, пароходы, верблюд, тигр, кастрюля, ложки, гвозди, плоды, верблюды, вилка, гвоздь, плод, яблоко, львы, огород, клад, наряд, лев, медведь, лев, огороды, диван, наряды, ветка, медведи, площадь, диваны, площади.
Можно проводить игру на уроках обучения грамоте и русского языка при изучении новых или словарных слов.
Упражнение 69. Большой — маленький
Учитель называет большой предмет и маленький. Если дети услышали название маленького предмета — надо присесть, если большого — встать.
Учитель: Пароход, виноград, виноградик, пароходик, кот, котик, верблюд, верблюдик, блокнот, дождик, блокнотик, дождь, садик, сад, прут, прутик, пруд, прудик, гвоздь, гвоздик, пень, пенек, комод, шоколад, лимонадик, комодик, мармелад, огородик, водопад, мармеладик, водопадик.
Побеждают те, кто ни разу не ошибся.
Словарь:
Прут — тонкая гибкая ветка без листьев.
Прутик — небольшой прут.
Пруд — небольшой искусственный водоем.
Комод — невысокий шкаф с выдвижными ящиками.
Упражнение 70. Слышим только «ды»
Если слышим в слове «ды», поднимаем руку.
Учитель: Сады, наряди, отряды, посади, ходы, выходы, наряды, ходи, уходи, клады, клади, приходи, победы, победи, много еды, награди, победи, следы, ряды, следи, народы, Дина, дыра, рады.
Побеждают те, кто ни разу не ошибся.
Упражнение 71. Придумай слово
Учитель читает слог, ученики придумывают слова.
Учитель: Ва (та, за, ря, ся, ля, ня), но (та, ты, ша, ра, га, сы, ры), вес (на, ти), ви ( на, тя), мя(та, со, чи), би (та, нокль), лас (ты, точка, тик, ка), пла (та, ти, ны, мя), да (ры, та, ша, ма, вай, ча, ри).
Побеждает тот, кто придумал больше новых слов.
Упражнение 72. От двух до двадцати одного
За минуту найти все числа от 2 до 21. Игру можно проводить на уроках математики в разных вариантах. Например, от 10 до 200, от 6 до 25, от 1 до 20, от 310 до 329 и т. д. Числа записаны вразброс в таблице.
От 2 до 21
8 |
и |
7 |
14 |
5 |
2 |
19 |
17 |
21 |
12 |
13 |
15 |
20 |
3 |
16 |
10 |
4 |
6 |
18 |
9 |
От 10 до 200
70 |
40 |
170 |
120 |
60 |
110 |
90 |
200 |
150 |
130 |
30 |
190 |
180 |
20 |
160 |
100 |
140 |
50 |
80 |
10 |
От 6 до 25
25 |
16 |
23 |
18 |
20 |
13 |
11 |
8 |
12 |
14 |
9 |
21 |
6 |
15 |
7 |
17 |
10 |
19 |
24 |
22 |
От 1 до 20
20 |
15 |
10 |
3 |
4 |
17 |
2 |
19 |
1 |
5 |
6 |
11 |
7 |
9 |
16 |
8 |
14 |
13 |
12 |
18 |
От 310 до 329
315 |
312 |
314 |
319 |
311 |
320 |
322 |
324 |
329 |
326 |
325 |
328 |
318 |
323 |
321 |
310 |
317 |
327 |
313 |
316 |
Упражнение 73. Красный, желтый, зеленый
Оборудование: карточки красного, желтого, зеленого цветов.
Учитель показывает карточки разных цветов. Если карточка красного цвета — ученики стоят, желтого — хлопают, зеленого — идут. Таким образом закрепляются навыки поведения на дороге. Игру можно проводить на уроках, переменах.
Упражнение 74. Внимание, водитель!
Оборудование: нарисованные или игрушечные машинки, карточки с сигналами светофоров.
Задание: у каждого ученика машинка или рисунок. Если нет машины, можно представить, что в руках руль. Начинается движение. Ведущий показывает карточку с красным сигналом — водители останавливаются, с зеленым сигналом — продолжают движение, если видят желтый — останавливаются. И так продолжается движение. Побеждает тот, кто не нарушил правила дорожного движения.
Упражнение 75. Найди нужный слог
Среди всех слогов найди слог с буквой ё. Какой слог повторился?
пё |
ва |
са |
жи |
ля |
би |
гу |
да |
че |
ёл |
ма |
но |
шё |
мё |
фё |
Фу |
жи |
ча |
ми |
да |
сы |
сё |
щу |
жё |
рё |
Упражнение 76. Найди имена
Среди слов выбери только имена и прочитай их.
У ученика в руке указка. Дети следят за ее движением.
Паша |
ара |
сама |
Яша |
нора |
юнга |
Поля |
Яна |
миска |
яма |
Дима |
дама |
Миша |
папа |
Юрий |
Нюра |
Юля |
роза |
диск |
Даша |
поля |
Аня |
Роза |
Саша |
юла |
Словарь:
Дама — женщина, принадлежавшая к состоятельному или интеллигентному кругу.
Ара — попугай.
Юнга — юный моряк.
Диск — плоская круглая пластинка.
Упражнение 77. Внимательная математика
Задание 1: водящий называет цифры от 1 до 10, а несколько игроков показывают столько пальцев, сколько скажет водящий. Побеждает тот, кто всегда показывает верное число, не опаздывает. Если же показывает неверное число или отстает, то выбывает. Игрок, который остался последним в игре, является самым внимательным математиком.
Игру можно усложнить.
Задание 2: водящий называет цифры от 1 до 10 и говорит, что если будет называть число 6, то это число показывать нельзя, оно запретное число. Побеждает тот, кто показывает верное число на пальцах и не показывает запретное.
Задание 3: водящий называет число от 1 до 10, а игроки показывают сумму на пальцах. Побеждает тот, кто показывает правильную сумму.
Задание 4: водящий называет число от 12 до 24, а игроки показывают произведение на пальцах. Те числа, где потребуется больше пальцев, чем на руках, игроки не показывают. Например, водящий называет число 18. Это произведение 2 и 9. Для этого пальцев на руках не хватит. Значит, надо показать 6 и 3. Произведение 6 и 3 равно 18.
Упражнение № 78. Посмотри и запомни
Задание 1: посмотри внимательно на предметы. Запомни их (дается несколько секунд).
Для художника: нарисовать вразброс голубя, солнышко, свеклу, цветок, арбуз, помидор, цыпленка, майку, детскую игрушку.
Задание 2: что изменилось? Какие новые предметы появились?
Для художника: нарисовать вразброс голубя, солнышко, свеклу, цветок, арбуз, помидор, цыпленка, майку, детскую игрушку, огурец, другой цветок, шляпу.
Упражнение 79. Кто во что одет?
Внимательно посмотреть на детей, запомнить их имена и одежду.
Для художника: нарисовать на одном рисунке — Машу (имена детей подписать) в платье и туфельках, Дашу — в юбке и кофте, на ногах носки, туфли. Марину — в брюках, майке и кроссовках. Владика — в костюме, Диму — в спортивной одежде, Гену — в зимнем пальто, шапке, валенках. На втором рисунке — этих же детей (имена не подписывать) в трусиках.
Задание: вспомнить имена детей и их одежду.
Упражнение 80. Быстро слова «да» и «нет» замени
Ведущий: Внимание проверим с памятью, Когда вопрос я задаю.
Вы «да» и «нет» не говорите,
А предложениями замените.
• Ты любишь читать?
• Тебе нравится фруктовое мороженое?
• Любишь ли ты гулять в лесу? А в парке?
• Часто ли бываешь в зоопарке?
• С желанием посещаешь школу?
• Ты любишь лето?
• Ты бывал в пионерском лагере?
• Ты учишься хорошо?
• Каждый день смотришь мультфильмы?
• У тебя есть домашние животные?
• Много ли у тебя друзей?
• Твоя любимая игра — футбол?
• А играешь ли ты в шашки?
• Ты выразительно читаешь?
• Любишь ли кататься на санках?
• Ты чистишь зубы 2 раза в день?
Если игрок ошибся, он становится ведущим и задает вопросы. Побеждает тот, кто смог заменить слова на предложения.
Задания «Найди отличия» для детей 7-8 лет
Как развивать внимание и память у подростка
Рассказы и стихи для развития памяти и внимания у младших школьников
Игры на развитие внимания и памяти детей 7-8-9 лет
Методическая разработка классного часа, 4 класс. Тренировка памяти
Сергей # 22 июля 2020 в 10:59 0 |
Спасибо за отличную статью! Нашему ребенку очень помогла! |