Конкурсы

О наиболее популярных профессиях для школьников

Профориентационная работа в школе

Профессиограммы наиболее популярных профессий

Профессиограмма — это описание научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, определяющие успешность его работы.

Профессиограмма может рассматриваться как профессиографическая модель специалиста, включающая в себя следующие компоненты: модель личности специалиста, модель подготовки специалиста, модель деятельности специалиста.

Аудитор

Содержание труда: оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами. Должен знать: финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, математику и статистику, экономику, трудовое, финансовое, административное право.

Профессионально важные качества:

■ высокий уровень развития памяти (долговременной и кратковременной);

■ высокий уровень математических способностей;

■ высокий уровень аналитического мышления;

■ высокий уровень развития логического мышления;

■ способность длительное время заниматься однообразными видами деятельности.

Квалификационные требования: высшее учебное заведение.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

■ отсутствие аналитических и математических способностей;

■ высокая утомляемость;

■ эмоционально-волевая неустойчивость;

■ безответственность;

■ невнимательность, рассеянность;

■ нечестность;

■ нетерпеливость. Медицинские противопоказания:

■ болезни нервной системы;

■ выраженные заболевания зрения.

WEB-дизайнер

Содержание труда: работа на предприятиях и в организациях, агентствах и фирмах компьютерного дизайна по оформлению сайтов, созданию идеи и разработки макета сервера, обеспечению наилучшего восприятия документов на экране монитора, цветовой палитры; работа с узлом Internet. Должен знать: технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации; современные специализированные компьютерные программы; основы психологии.

Профессионально важные качества:

■ высокий уровень развития памяти;

■ высокий уровень развития образного мышления;

■ высокий уровень развития логического и аналитического мышления;

■ развитый эстетический и художественный вкус;

■ креативность (творческий подход);

■ внимательность;

■ терпеливость;

■ усидчивость.

Квалификационные требования: ссузы, вузы, курсы.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

■ отсутствие художественного вкуса;

■ высокая утомляемость;

■ ригидность мыслительных процессов;

■ безответственность;

■ невнимательность, рассеянность;

■ неаккуратность.

Медицинские противопоказания:

■ сильно развитая близорукость.

Бухгалтер

Содержание труда: осуществляет бухгалтерский учет, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях различного типа; проверяет достоверность полученной финансовой информации, контролирует соблюдение законности при распределении денежных средств.

Должен знать: статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.

Профессионально важные качества:

■ умение быстро и правильно считать;

■ умение анализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов;

■ терпение;

■ усидчивость;

■ устойчивость к монотонной работе.

Квалификационные требования: курсы, вузы, ссузы.

Медицинские противопоказания:

■ плохое зрение;

■ болезни нервной системы.

Врач

Содержание труда: оказывает различную медицинскую помощь в условиях стационара и поликлиники. Должен знать: основы общетеоретических и клинических дисциплин, анатомо-физиологические возрастные и половые особенности здорового и больного человека, симптомы заболеваний, тактику ведения больных.

Профессионально важные качества:

■ сострадание;

■ добросовестность;

■ аккуратность;

■ аналитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить);

■ высокий уровень развития произвольного внимания;

■ коммуникативные способности;

■ большой объем долговременной памяти;

■ психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки.

Квалификационные требования: лечебный факультет медицинского вуза.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

■ безответственность;

■ невнимательность;

■ эгоистичность;

■ жестокость;

■ брезгливость.

Медицинские противопоказания:

■ нервные и психические заболевания;

■ выраженные заболевания зрения и слуха;

■ инфекционные и кожные заболевания.

Дизайнер

Содержание труда: эстетизация, гармонизация, упорядочение предметного окружения человека; сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах; изучение взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разработка проектно-компоновочных схем, эскизов, форм, рабочих чертежей, отработка изделий на образцах.

Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.

Профессионально важные качества:

■ художественное воображение;

■ пространственно-образное мышление;

■ коммуникабельность.

Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, училища искусств, архитектурные институты, институты искусств.

Медицинские противопоказания:

■ нарушения координации движений рук;

■ дальтонизм;

■ дефекты зрения.

Маркетолог

Содержание труда: изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путем наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой, ценовой и таможенной политики государства.

Должен знать: основы экономики, историю развития производства, торговли, действующее законодательство, основы социологии, психологии, правоведения, этики, статистики, вычислительную и оргтехнику.

Профессионально важные качества:

■ аналитическое мышление;

■ наблюдательность;

■ социально-психологическая интуиция;

■ образно-логическая память;

■ коммуникативные способности;

■ высокая самооценка;

■ эмоционально-волевая устойчивость.

Квалификационные требования: высшее экономическое, юридическое образование.

Медицинские противопоказания:

■ нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

■ выраженные сердечно-сосудистые заболевания;

■ нервные и психические заболевания.

Менеджер

Содержание труда: организация производства или коммерческой деятельности, организация внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы.

Профессионально важные качества:

■ хорошо развитые виды памяти и внимание;

■ эмоционально-волевая устойчивость;

■ добросовестность;

■ честность;

■ коммуникативные способности.

Квалификационные требования: высшее экономическое образование.

Медицинские противопоказания:

■ выраженные нарушения зрения;

■ нервные и психические заболевания;

■ выраженные сердечно-сосудистые заболевания.

Оператор банковского дела

Содержание труда: оформление документов на проведение банковских операций, работа с клиентами банка, работа на компьютере.

Должен знать: требования к правильности оформления банковских документов, инструкции по проведению различных банковских операций, сведения по автоматизированной обработке полученных данных, эксплуатационные характеристики и основные правила работы на счетно-вычислительной технике.

Профессионально важные качества:

■ внимательность;

■ аккуратность;

■ хорошая память;

■ высоко развитый уровень концентрации и переключения внимания;

■ устойчивость к монотонной работе;

■ быстрота движений рук;

■ ответственность;

■ эмоциональная устойчивость;

■ коммуникативные способности;

■ хорошие зрение и слух.

Квалификационные требования: ссузы, курсы.

Медицинские противопоказания:

■ психические и нервные заболевания;

■ снижение остроты зрения и слуха;

■ нарушение координации движений рук.

Программист

Содержание труда: разрабатывает программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и других задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, производит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе доработки, определяет возможность использования готовых программных средств.

Должен знать: методы программирования и использования вычислительной техники при обработке информации, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации, языки программирования.

Профессионально важные качества:

■ хорошее зрение;

■ оперативная память;

■ устойчивое концентрированное внимание;

■ высокая работоспособность;

■ дисциплинированность;

■ аналитическое мышление.

Квалификационные требования: вузы.

Медицинские противопоказания:

■ снижение остроты зрения;

■ нарушение функции щитовидной железы;

■ болезни крови.

Психолог

Содержание труда: изучает различные виды психической деятельности людей и применяет свои знания на практике — в учебных заведениях, на предприятиях, в специальных психологических службах с целью оказания помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективе.

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, охраны труда, методические, нормативные и другие инструктивные материалы по практической психологии, основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга, диагностики и коррекции развития личности.

Профессионально важные качества:

■  хорошо развитые коммуникативные способности;

■  тактичность;

■ ответственность;

■ наблюдательность;

■ аналитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить);

■ психоэмоциональная устойчивость;

■ хорошо развитые виды памяти; я умение четко и ясно излагать свои мысли.

Квалификационные требования: психологические факультеты университетов и гуманитарных институтов.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

■ агрессивность;

■ замкнутость;

■ нерешительность;

■ отсутствие склонности к работе с людьми;

■ низкий интеллектуальный уровень развития.

Медицинские противопоказания:

■ нервные и психические заболевания;

■ выраженные заболевания зрения и слуха; я инфекционные и кожные заболевания.

Предприниматель

Содержание труда: занимается торговой (коммерческой) деятельностью в той или иной сфере народного хозяйства, обеспечивающей рынок товарами и услугами оптимального ассортимента и высокого качества; определяет соответствие товаров и услуг нормативно-технической документации, фирменному знаку, прогнозирует спрос, организует рекламу, стимулирует сбыт, документально оформляет коммерческие операции.

Должен знать: основные правила и принципы классификации товаров и услуг, требования к их качеству, рынок, его типы, состояние и перспективы развития спроса и предложения, системы маркетинговой информации, стратегию коммуникации, стимулирование сбыта, банковскую и налоговую систему, организацию финансового планирования деятельности предприятия, этикет деловых и неофициальных встреч, структуру экономики, характер торговых операций, основы рекламного дела.

Профессионально важные качества:

■ хорошо развитые все виды памяти;

■ аналитические способности;

■ высокий уровень притязаний;

■ коммуникативные и организаторские способности;

■ психоэмоциональная устойчивость;

■ высокий уровень интеллекта.

Квалификационные требования: вузы, ссузы, курсы.

Медицинские противопоказания:

■ психические и нервные заболевания.

Секретарь-референт

Содержание труда: регистрирует и систематизирует письма, документы, ведет телефонные переговоры, выполняет поручения руководителя, передает по назначению его задания, участвует в подготовке заседаний и совещаний, ведет их стенограммы, готовит информационно-обзорные материалы, тиражирует необходимую документацию, использует в работе оргтехнику и компьютер.

Должен знать: делопроизводство, основы научной организации труда, стенографию, правила эксплуатации персональных компьютеров и оргтехники, основы психологии общения, эстетики, этики, иностранный язык.

Профессионально важные качества:

■ хорошо развитые виды памяти;

■ коммуникативные и организаторские способности;

■ эмоционально-волевая устойчивость;

■ аккуратность;

■ исполнительность;

■ ответственность.

Квалификационные требования: ссузы, курсы.

Медицинские противопоказания:

■ нервно-психические заболевания;

■ дефекты зрения и слуха;

■ выраженные дефекты речи;

■ явные физические недостатки.

Страховой агент

Содержание труда: представляет интересы страховой организации, заполняет страховой полис на все виды гражданского и общественного имущества, следит за систематическими взносами соответствующих гражданских лиц и общественных организаций, участвует в сборе документов по выплате по страховому полису, дает консультации об условиях страхования и их вкладах.

Должен знать: нормативные документы, состояние развития рынка страхования в первую очередь на местном (локальном) уровне, условия заключения и выплаты денежных компенсаций различных страховых полисов, владеть навыками математических расчетов, иметь представление о рыночных отношениях, их законах и закономерностях.

Профессионально важные качества:

■ хорошо развитые коммуникативные качества;

■ исполнительность;

■ аналитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить);

■ хорошо развитые виды памяти;

■ умение четко и ясно излагать свои мысли;

■ подвижный, живой темперамент личности;

■ предприимчивость;

■ инициативность;

■ эмпатия (сопереживание);

■ стремление постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки;

■ высокий самоконтроль и быстрое реагирование на изменение ситуации.

Квалификационные требования: высшее или среднее образование; специальные курсы.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

■ агрессивность;

■ замкнутость;

■ нерешительность;

■ отсутствие склонности к работе с людьми;

■ безответственность;

■ нечестность;

■ низкий интеллектуальный уровень развития.

Медицинские противопоказания:

■ психические заболевания;

■ серьезные заболевания нервной системы;

■ снижение остроты слуха, зрения;

■ заболевания опорно-двигательного аппарата.

Юрисконсульт

Содержание труда: осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении претензий, дает справки и консультации работникам, гражданам о текущем законодательстве, а также содействует оформлению документов и актов имущественно-правового характера.

Должен знать: нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности предприятия, действующее законодательство, гражданское, трудовое, финансовое, административное право.

Профессионально важные качества:

■ аналитическое мышление;

■ хорошо развитые виды памяти и внимание;

■ психоэмоциональная устойчивость;

■ коммуникативные способности.

Квалификационные требования: высшее юридическое образование.

Медицинские противопоказания:

■ нервные и психические заболевания;

■ выраженные сердечно-сосудистые заболевания.

Рекомендуем посмотреть:

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Классный час «Выбор профессии», 9-10 класс

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Наталья Николаевна Лазько # 2 октября 2016 в 02:33 +2
Профессиограмма (подробное описание профессии) является тем информационным материалом, который служит у учащихся основой формирования необходимых знаний о профессиях и о своем внутреннем мире. Эти знания помогают учащимся принять обоснованные решения по вопросу профессионального самоопределения. А от успешного выбора профессии в итоге зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Как одно из направлений профинформации, профессиограммы можно и нужно использовать для оформления информационных стендов, для подготовки к профориентационным мероприятиям – деловым играм, тренингам, викторинам, классным часам, курсам профзанятий и т.д. Данный материал является актуальным в условиях современной школы.
Людмила Васильевна Семенова # 30 октября 2016 в 15:37 +1
Мне, как родителю 9-ти классницы эта информация полезна и интересна. Познакомлю с ней дочь. Думаю, это ей поможет в выборе профессии: востребованной на рынке труда и интересной для себя. Спасибо.
Зухра Юриевна Ашракаева # 13 января 2017 в 21:39 0
У МЕНЯ СЕЙЧАС 9 КЛАСС. ДАМ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ В ВИДЕ КЛАССНОГО ЧАСА НА ЭТОЙ ЖЕ НЕДЕЛЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ ЕЩЕ РАЗ ПОДУМАЛИ О СВОЕМ ВЫБОРЕ
Надежда Викторовна Свирид # 17 января 2017 в 15:32 0
Как профориентация для младшего возраста очень полезно. Можно применить на класчасах......Спасибо.
Стрельникова Татьяна # 10 марта 2017 в 12:49 0
спасибо большое за данную статью. у нас сейчас будет проходить классный час по профессиям. так для составления плана очень помогла Ваша статья.
Пивалкина Татьяна # 2 мая 2017 в 13:35 0
Огромное спасибо за Ваш труд, именно труд это сколько же литературы надо было "перелопатить". Очень полезная информация и для учащихся, и для их родителей. Обязательно воспользуюсь вашим трудом и на классном часе, и на родительском собрании.Спасибо!!!