Про мхи для детей

Про мхи для детей

Познавательный рассказ – беседа на тему «Мхи» для детей 5-12 лет

В природе встречается около десяти тысяч видов мхов. Думаю, что некоторые мхи вы видели. Вот мох, похожий на крошечные елочки, а есть на тонкой ножке с коричневой коробочкой наверху. Встречаются и другие мхи.

Вы уже знаете, что лесные растения делятся на «этажи». Первый — самый высокий — дубы, ясени, т.е. деревья; второй — пониже — рябина, клен, дикая яблоня. Следующий этаж — кустарники: орешник, боярышник, бересклет, шиповник. Эти растения называют подлеском.

Под кустами растут высокие травы и цветы: колокольчик, ромашка, еще ниже — ландыши, папоротники, кислица. Под ними прячутся ягодки — земляника, голубика. А землю покрывает мягкий зеленый ковер мхов. Это самый нижний этаж.

Что же такое мох?

Это стелющиеся или прямостоящие растения, у которых нет корней. Обычно мхи можно встретить в сырых местах на земле, деревьях, камнях, болотах. Мхи относятся к отделу высших (наземных) растений.

Как правило, это мелкие растения, длиной около 50 мм. Исключение составляют водные мхи. Некоторые из них вырастают до полуметра.

Кто занимается изучением мхов?

Существует раздел ботаники, изучающий мхи, их размножение, строение и развитие. Называется он бриологией. Ученые установили, что мхи, как и грибы, размножаются спорами — мельчайшими частичками. Произошли эти растения от древних вымерших бурых водорослей, а затем стали наземными и начали покрывать скалы и землю.

Где же сейчас обитают мхи?

Они встречаются на всех континентах, существуют даже в самых экстремальных, трудных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затененных местах, часть — близко от воды, часто встречаются и в открытых сухих местах. Мхи любят расти на болотах, некоторые из них похожи на травяной покров, зеленые ковры. Есть мхи, которые живут в пресноводных водоемах, но в морской воде их не найдешь. Не растут они там потому, что не выживают в соленой воде. Не встретишь их в соленых почвах. Зато в море есть свои обитатели — водоросли и кораллы.

Как вы думаете, есть ли у мхов цветы, корни?

Нет, ни цветов, ни корней у мхов нет. Тогда как же они растут на камнях, деревьях? Хоть у мхов и нет корней, но у них есть выросты — ризоиды. Это нитевидные образования у мхов и лишайников, выполняющие функцию корня. Как правило, ризоиды бесцветные, очень короткие, тонкие и не очень прочные.

Мхи — полезные растения. Особенно в тундре, на севере, где они сплошь покрывают почву. Кроме того, мхи накапливают и удерживают радиоактивные вещества, а также впитывают и удерживают большое количество воды.

В деятельности людей мхи могут приносить пользу и вред. Например, мхи, обитающие на поверхностях деревьев, могут принести вред. Дело в том, что в нескольких разновидностях мхов живут различные паразитические насекомые, которые разрушают дерево. По этой причине садоводы стараются оградить свои посадки от мха, уничтожая его. Также мхи способствуют заболачиванию полезных земель, что плохо для сельского хозяйства.

Но мох может приносить не только вред. В первую очередь, мхи — неотъемлемая часть земной биосферы. Они, так же как и все растения, активно поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый всему живому на планете. Кроме этого, некоторыми видами мхов питаются животные, в них могут прятаться птицы.

В тундре тоже есть мхи, там они защищают льдистые грунты от прямых солнечных лучей. Тем самым сохраняется экологическое равновесие. Мхи способствуют образованию торфа, без них этот процесс занял бы десятки лет! Ведь мох плохо пропускает воздух в почву, а значит, внутри создается благоприятная среда для «переработки» растений.

Некоторые виды мхов применяют в медицине и косметологии: изготавливают из них спирт, маски, кремы.

Послушайте стихотворение.

Мы по лесу шли, гуляли

И полянку увидали.

А полянка зелена,

Ковром устлана она.

Мы узнали — это мхи,

Как красивы и мягки!

Мы присели на пеньки

И разглядывали мхи.

Словно елочки-малютки,

Выросли они для шутки.

Мхи не стали мы срывать —

Будут землю укрывать.

Что-то в них от сказки есть,

Пусть растут подольше здесь.

Какие бывают мхи?

Пожалуй, самый известный из видов мхов — сфагнум. Он растет в болотистой местности. Если к нему внимательно присмотреться, можно заметить, что нижняя часть этого мха желтоватая и сухая, а верхняя — зеленая, влажная. Как мы уже говорили, мох плохо пропускает кислород в почву, из-за этого нижняя часть мха отмирает и постепенно превращается в торф. А он, в свою очередь, служит удобрением для самого сфагнума. Есть разные виды этого мха, например: береговой, оттопыренный, прорезной и другие.

Мох кукушкин лен растет в лесах и на лугах в северной и средней полосе России. Встретить его можно в болотах, на мокрых лугах, заболоченных лесах. Этот мох похож на маленькие елочки ярко-зеленого цвета, высотой 10—15 см, но при хороших условиях может разрастись и до 40 см. Этот мох любит свет, поэтому в темных ельниках он не будет высоким. И напротив, если много солнца и влаги, он очень быстро вытягивается вверх, постепенно разрастаясь вширь, стараясь занять как можно больше места. За счет того, что земля под этим мхом высыхает крайне медленно, местность постепенно заболачивается.

А откуда произошло такое название «кукушкин лен»?

Этот мох, сам зеленый, выпускает вверх прямые стебли коричневого цвета, на которых раскрываются темно-зеленые листья, напоминающие лен в миниатюре.

Этот мох, как и все остальные, размножается спорами. Только у кукушкиного льна они спрятаны в коробочке, которая по внешнему виду напоминает кукушку, сидящую на ветке. Вот откуда такое необычное название.

Есть еще в природе и печеночные мхи, или печеночники. Они самые древние из мхов.

Как вы думаете, откуда произошло такое название?

Такое название печеночники получили потому, что по форме напоминают печень. Поскольку это отдельный класс моховидных, т.е. мхов, в него входят еще несколько видов. Обычно у этих мхов есть стебель, вдоль которого располагаются листья. Встретить представителей этого класса можно в тропиках и субтропиках.

Мхи любят селиться на скалах, камнях, у ручьев, рек. Вы уже знаете, что корней у мхов нет. Влагу они получают из воздуха.

Послушайте рассказ.

Две сестры

Две сестры — Ира — старшая и Анечка — младшая, пошли на лужок прогуляться. Погода была расчудесная: теплая, солнечная, безветренная.

Девочки дошли до лужайки и стали рассматривать зеленые травинки. Одни травинки были не похожи на другие. У всех и цвет разный, и стебельки, и листики несхожие.

Вдруг Анечка заметила небольшую полянку. На ней росли маленькие зеленые елочки. Такие маленькие, что казались игрушечными.

— Ира! Смотри, какие чудесные елочки! Я таких еще не видела.

— А я видела. Папа мне объяснил, что это не елочки, а мох. Он очень полезный. У него нет ни корней, ни цветов, а размножается он крошечными частицами — спорами.

— А как же он берет воду? — спросила Аня.

— А воду он впитывает из воздуха. Поэтому чаще всего растет возле ручьев, рек, где много влаги.

— Вот было бы хорошо поиграть с ним, — заметила Аня. — Я принесла маленьких куколок, и они бы гуляли среди этих елочек. А, может быть, сорвать одну елочку и нарядить ее, как новогоднюю, а игрушку вырезать из бумаги — золотой, серебряной и с цветочками?

Но Ира не согласилась.

— Нет, не надо рвать мох, он может погибнуть, засохнуть. Пусть растет. Такой милый, такой маленький.

— Хорошо! Не буду рвать, — согласилась со старшей сестрой Анютка.

— Кстати, — заметила Ира, — папа говорил, что если по поляне, в лесу, у реки, ручья растет мох, значит, воздух здесь чистый. Ведь мхам нужна чистая вода и чистый воздух. По мхам можно проверить, чистая ли у нас природа.

— Чистая, чистая, — воскликнула Анечка. — Ведь мох-то растет!

— Да, — согласилась Ира, — нет у нас поблизости ни заводов, ни фабрик, ни шоссейных дорог. Все они отравляют природу.

— Да, — согласилась Аня. — Вокруг нашей деревеньки лишь леса, поля, кустарники и деревья.

— Мы с тобой будем на мох смотреть и узнавать, какая у нас экология.

Ответьте на вопросы к рассказу

• Куда пошли Ира и Аня?

• Что они увидели на поляне?

• Есть ли у мхов корни и цветы?

• Где чаще всего растут мхи?

• Слышали ли вы понятие «моховое болото»? Предположите, что это значит.

• Кто из девочек хотел сорвать «моховую елочку»? Для чего?

• Кто не разрешил рвать мох?

• Как можно проверить, чистая ли вокруг природа?

Ответьте на вопросы

• Видели ли вы мхи?

• К какому «этажу» относятся мхи? Перечислите все известные вам этажи.

• Какие ученые занимаются изучением мхов?

• На что похожи мхи?

• Как они размножаются?

• Где они обитают?

• Какие вы знаете мхи?

• Какую пользу приносят мхи?

• Какой вред они могут причинить природе, человеку?

• Где не растет исландский мох?

• Какие интересные факты о нем вы знаете?

• Вспомните, что такое пресноводные водоемы.

• Почему в море не растет мох? Где еще не растут мхи?

Автор: Т. А. Шорыгина

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир

Про лишайники для детей, 3 класс. Интересные факты

Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир

Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир

Нет комментариев. Ваш будет первым!