Про Великий пост для детей

Про Великий пост для детей

Рассказ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Великий пост: праздник и духовность

Семь недель перед Пасхой, Светлым Христовым Воскресеньем, — особый период народного и православного календаря, требующий определенных воспитательных дел.

Первая неделя

Эта неделя наступает сразу же после завершения праздничной «седмицы» Масленицы, и в народе часто называется «тужилками по Масленице», т. е. временем прощания с обильным весельем и сытой пищей.

В народной педагогике это пора духовно-нравственного воспитания и физического воздержания, закаливания.

Первый день поста — чистый понедельник. Его открывают, как и Масленицу, дети. Для взрослых было важно, чтобы дети осознали и почувствовали всю важность наступившего времени, чтобы они осмысленно соединили свои души с настроением родителей, родных и близких. Период веселья завершен, в детском фольклоре это отражено в следующей присказке:

Мы Масленицу прокатали

Светлые вечера проиграли,

Мы рождественский пост попрятали.

Свет наша Масленица, дорогая!

Где ты ночь ночевала?

 

Под кустом на дорожке.

Ехали скоморошки,

Вырезали по пруточку,

Сделали по гудочку.

И вы, гудушки, не гудите,

И вы Масленицу не будите.

Замолкали праздничные «гудушки», смолкали песни и шумные игры. Нельзя было будить Масленицу, иначе зима вернется. Для детей это объяснение вполне доступно, понятно. И стол домашний стал иным — нет сладостей, постные блинчики, хрен, редька, кислая капуста да квасок. Началось заговенье на весь Великий пост. Правила для детей просты: не говорить плохих слов, которые могут накликать болезни: лихорадку, ломоту, худосочие; не есть лишнего; ходить чистыми и опрятными; не баловаться, не шуметь; размышлять о добрых народных сказочных героях, православных святых. Воскресенье — «неделя православия», хорошо ввести детей в мир иконы, понимаемой как «оконце» в духовный, «горний» мир.

Вторая неделя

По народному календарю — неделя рукоделия и ремесла. Девочки и девушки показывали своим матерям, каких успехов они достигли в рукоделии. Особенно важным в эти дни считалось научиться нанизывать жемчуг, как говорили в старину, «красоту свою обшивать». Мальчики также старались не отставать — мастерили красивые вещицы, например игрушки. Взрослые не вмешивались, не заменяли детей, но лишь немного помогали, когда что-либо у них не получалось. Так приучали к ТРУДУ и самостоятельности, к красоте быта.

Третья неделя

В народе считали, что это неделя переломная, говорили: «Пост ломается». В среду в каждом доме пекли пироги с крестами по числу членов семьи. С детьми за столом играли: старшие незаметно от детей опускали ложки под стол и начинали ими стучать, выкрикивая: «Пост ломается! Пост ломается!» Это служило напоминанием о правилах поста, но и временным послаблением в еде, сказывающимся в большем разнообразии кушаний. Пятница называлась «обжорной». Особым яством этой недели был клюквенный или смородиновый кисель. Память народная сохранила такие поговорки по этому поводу: «Привел Бог киселем заговляться», «Киселем брюха не испортишь».

По церковному календарю воскресенье этой недели называли «крестопоклонением», поскольку в церквях осуществлялось поклонение Честному Кресту. В ходе этой недели детям рассказывали о христианском символе — кресте. Поскольку в субботу — поминовение усопших, то рассказ связывали с хорошо известными детям надмогильными крестами, как с церковными, простыми, так и со старообрядческими, домовинами. Напоминали, что в языческой древности крест являлся знаком солнца, добрым, оберегающим от бед символом, оберегом. В православии крест — символ Бога, одухотворенного человека, идущего по пути Господа к совершенству. Делать грязное чистым — это древнейшая добродетель во всех планах: телесном, душевном и духовном. В народной традиции — хранить со средокрестья обрядовые пироги или печенье с крестами как талисман от напастей. Известен обряд начала полевых работ с магического засева печеных крестов. Печеными крестами дети подкармливали птиц.

Четвертая неделя

По церковному календарю эта неделя завершалась службой Иоанну Лествичнику (Синайскому), православному святому, издателю любимой у русского народа книги «Лествица рая». Сообразно учению христианской церкви, в рассказах и беседах с детьми показывали на примерах жизнеописаний святых людей, что значит в жизни человека «идти по лестнице духовного самосовершенствования», достичь «духовной чистоты». Именно в эту неделю в простонародной среде выбеливали под весенним солнцем пряжу, что служило напоминанием о единстве телесной, душевной и духовной чистоты.

Пятая неделя

Эта неделя поста называется похвальной. В церквях служба велась перед иконой «Похвалы». В крестьянской среде бытовала пословица: «На Похвалу сорока яйцом похваляется».

Как правило, в это время весна вступает в полные свои права («щука хвостом лед разбивает»); в русских деревнях устраивали угощение всему женскому роду. Существовал обычай на этой неделе обязательно испечь пирог с рыбой, да не с любой, а именно со щукой. Детям уместно рассказать народные сказки про щуку, объяснить ее волшебные свойства как мифологического персонажа, как помощника героев русских волшебных сказок.

Шестая неделя

Наиболее известная и любимая, народно-педагогически насыщенная неделя Великого поста — вербная. Лаза- ревая суббота и Вербное воскресенье служат преддверием заключительной части Великого поста — «страстной седмицы». По церковному календарю— это «седмица ваий», т. е. ветвей, «цветоносная» неделя. Для российских православных земель традиционны ветви вербы — первого цветущего нашего кустарника.

Издревле считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. Как оказалось, верба действительно обладает дезинфицирующим свойством, она освежает воздух, ее живая кора впитывает в себя «дурной», болезнетворный воздух. В русских избах вербовыми ветками дети обметали стены и подметали полы, участвуя в очищении своего жилища. Они наглядно воспринимали идею чистоты, выметая сор, паутину и пр. Собранный мусор уносили на задний двор, сжигали, а пепел развеивали на все четыре стороны света, разметая все напасти, создавая чистоту. Старшие члены семьи, прежде всего бабушки, наглядно показывали целительную силу вербовых золотых, пушистых сережек. Они разминали их в ладонях и прикладывали к лицу, приговаривая: «Сойдите морщинки, разгладься кожа». Повязывали платком ко лбу размятую веточку вербы, шепча: «Уймись, головная боль!» И ведь действительно — отступают недуги, возвращается свежесть к лицу и к голове ясность! Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством, которым лечили насморк и кровотечения; давали больному вдыхать вербный порошок. Изготавливали и отвар, добавляя к вербе лекарственные травы. Использовали и вербные почки, которые считались надежным средством от хвори и бесплодия.

Вербные народные гулянья в старой России начинались с четверга и заканчивались в Вербное воскресенье. Праздник назывался «На Вербе», и был он особенно радостен для детей, поскольку по давней традиции в эти дни на ярмарках продавали игрушки, сладости, искусно сделанные цветы и даже деревца. На санях или телегах возили по улицам города или села обвешенное плодами деревце, а дети, сопровождая «поезд», пели духовные стихи. Все они были по праздничному чисты и одеты в белые одежды. Этот обряд был прекращен в петровское время (XVIII в.).

В простонародной среде многие обычаи были связаны именно с вербой. Бытовала пословица: «Святой Лазарь за вербой лазал». Вербные ветви, которые и сами по себе считались волшебными, освещались в церкви. Считалось, что этими ветками можно легкими ударами отогнать от ребенка порчу: «Не я бью — верба бьет!» Порой, когда ребенок был не в меру шаловлив, то хлестали и посильнее, но опять-таки, не от себя лично, а от имени вербы: «Верба хлест, бей до слез!» Считали, что ребенок исправится, станет ласковее, душевнее, заботливее. Взрослые также хлестались освещенными вербами (и это видели дети, почему и не могли обижаться на «наказание»), что, как верили, было полезно для здоровья: «Не я бью — верба бьет!» Особенно сильно хлестали молодых жен, поскольку верба символизировала дерево жизни и плодородия.

Седьмая неделя

Эта неделя и по народному, и по православному церковному календарю называется страстной. Каждый день ее важен, глубоко прочувствован и осмыслен.

Понедельник называли страшным: «Страшной понедельник во двор идет, всю дорогу вербой метет». От нечистой силы оберегались чтением Псалтыри. В церкви прочитывалась вся Псалтырь, а на часах — все Евангелие.

В Великий вторник оберегали от болезней скот. В этих целях поили его обрядовым «соченым» молоком, приготовленным из толченых льняных и конопляных семян. Ведь еще нет сочной травы и голодно скотине. Этим лекарством и люди лечили слабые желудки.

Великая среда по церковному календарю посвящалась нравоучительному воспоминанию предательства Иуды, который взял у первосвященников и книжников иудейских как плату за предательство тридцать серебреников. Этот евангельский рассказ, особенно в пересказе Льва Толстого, очень полезен и в наше время для детей, да и для взрослых.

Великий чистый четверг (Четверток). По давней традиции россияне мылись в бане, чтобы в пятницу быть чистыми. Считалось, что даже ворон купает в этот день детей. Водой очищали тело, а покаянием — душу. Опасались в этот день сквернословия, недобрых дел, плохих поступков.

Почиталась в народе «четверговая вода». Считалось, что если налить воду в серебряную или медную чашу, то с неба в нее войдет божественная сила. Этой водой матери умывали своих детей, оплескивали и свои лица, давали после этого напиться мужу, приговаривая: «Ото всякой скверны!» Старики также умывались этой водой.

Четверг в православной церкви посвящался воспоминанию о Тайной Вечери, рассказывалось об апостолах — учениках Иисуса Христа, о таинстве Евхаристии (Причащение). Вполне уместно в этот день рассказать детям, как Иисус препоясался полотенцем, налил в сосуд воды и начал сам умывать ученикам ноги, отирать их полотенцем, объяснив им свои действия такими словами: «Знаете ли, что я сделал вам? Я дал вам пример, чтобы и вы поступали также, как Я», т. е., чтобы не гордились, не заносились перед своими воспитанниками, перед своими «чадами духовными», учениками, а видели в них предмет своей нежной заботы.

В древности четверг посвящался Николаю Чудотворцу, который, как нам известно, был преемником роду — прапредку, прародителю. Поэтому иногда Великий четверг называли «новьим» или мертвецким Великоднем. На Руси бытовала древняя легенда, что в полночь этого дня славные предки — мертвецы встают из гроба и идут в церковь, где богослужение ведет священник-мертвец. Если живой попадет в церковь в эту ночь, то возьмут его они с собой в навий (мертвый) мир. Даже баню в этот четверг топили не только для живых, но и для дедов, т.е. умерших. В семьях по вечерам рассказывали детям их родословную, поминали добрым словом ушедших из жизни. Родословие — очень сильное воспитательное средство. В народной педагогике умели им пользоваться, приобщая ребенка к истории народа через образы его родных предков. В наши дни это требует возрождения, поскольку подчас мы не знаем судеб даже третьего-четвертого колена родословного древа.

В народной традиции существовали разные обычаи этого дня: прикармливание домового, сохранение как целебной, освященной в четверг соли, сохранение золы, сжигание денег (чтобы водились), прибережение страстной свечи (ею благословляли жениха и невесту) и т. д.

Великая пятница (Пяток) — день, когда по обычаю красили пасхальные яйца. Яйцо издревле считалось символом мира, Вселенной. Красили яйца чаще всего шелухой от лука. Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спят, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали.

В церкви в этот день вспоминают крестные страдания и смерть Иисуса Христа, учат христианскому всепрощению, помятуя, что, когда пригвождали Христа к кресту. Он молился за своих врагов и говорил: «Отче! Прости им, они не ведают, что творят».

В Великую субботу делали куличи, творожные пасхи (пасхальный сыр), пекли пироги. Перед пасхальной заутреней вспоминали о погребении Иисуса Христа. В память этого евангельского события бывают и ныне вынос Плащаницы и крестный ход.

После этого ожидали «праздник праздников и торжество торжеств» — Светлое Христово Воскресенье — Святую Пасху.

Рекомендуем посмотреть:

О празднике Пасха для детей 1-4 класса

Сценарии на Пасху для детского сада

Сценарий Пасхи в детском саду

О православных праздниках и постах для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!