Конкурсы

Рассказы – загадки по окружающему миру для младших школьников

Фенологические и экологические рассказы-загадки для учащихся начальной школы

На уроках окружающего мира учитель ставит цели: не только дать учащимся знания по предмету, но и привить экологическую культуру школьникам. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, использовать в том числе и игровые методы обучения. Для этого разработаны фенологические и экологические рассказы-загадки. Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или месяцу года. В него намеренно включены 8-12 фенологических ошибок. Задача детей - найти эти ошибки во время чтения учителем рассказа. Перед проведением урока учитель готовит цветные кружочки. За правильный ответ ученик получает такой кружочек. В итоге ставится оценка. Мало заметить ошибки, надо еще и объяснить их.

ПО ГРИБЫ

(Фенологический рассказ на тему «Осень»)

Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось ей не будет конца. И вот оно наступило - первое воскресенье после летних каникул. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях, видно, готовился в дорогу. Катя с дедушкой вышли из дома и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катя захватила с собой ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катя земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращалась Катя домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки:

1. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне - июле.

2. Люпин отцветает в июле.

3. Головастиков в сентябре уже не бывает.

4. Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля.

5. Рожь в конце сентября уже должна быть убрана.

6. Белые журавли (стерхи) обитают в тундре.

7. Ласточки летают высоко - к хорошей погоде, а не к дождю.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

(Фенологический рассказ на тему «Зима»)

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись и первым делом посмотрели на термометр за окном - 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак - и в дорогу. Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? «Это, наверное, следы ежа», - сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», - сказала Маша. «А что, ты не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петрик. Где-то сверху доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке густой ели мы увидели какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверно, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Ошибки:

1. Скворцы - перелетные птицы, зимой их не бывает.

2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

5. Зимой высиживает яйца не сойка, а клест.

6. «Мышкует» в сене не волк, а лиса.

В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

(Фенологический рассказ на тему «Весна»)

Еще в пятницу мы узнали от учительницы Анны Васильевны радостную весть - в воскресенье едем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у кассы вокзала. Сорок минут езды, и вот он - лес. Хорош лес в конце апреля! Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой желтой птички. «Это сойка, - закричал Петрик, - она только на днях прилетела из теплых краев».

На согретых солнцем косогорах появились первые цветы - мать-и- мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше - желтосиние иван-да-марья. Цветет белыми звездами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы. А вот и первые грибы появились - сморчки и строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве - черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится мелодичный стук неутомимого труженика леса - большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки. Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север? Где юг? И как всегда подал голос всезнающий Петрик: «Я знаю! Южная сторона муравейника круче северной!» Но тут Анна Васильевна достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей - первый солист лесной оперы. В вагоне поезда Анна Васильевна сказала нам: «Завтра принесите в школу сочинение «Лес в апреле», но только не сделайте ошибок!»

Ошибки:

1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий, неприятный.

2. Сойка - не летающая птица, она не желтая, а пестро-серая, с рябоватыми передними частями крыльев.

3. Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.

4. Иван-да-марья зацветает в июне.

5. Иван-чай тоже зацветает в июне.

6. Липа цветет летом (июнь - июль).

7. Летние опята - в июне, июле, осенние - с конца августа.

8. Черные грузди появляются летом.

9. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.

10. Почки на дубах распускаются в конце мая.

11. У муравейника северная сторона круче южной.

ЛЕТО

(Фенологический рассказ на тему «Лето» «Животные и растения, занесенные в Красную книгу»)

И в этом году мы решили продолжить наши поездки в лес и летом. Еще в мае мы договорились в первое воскресенье июля собраться на привокзальной площади. Конечно, не все пришли, многие уехали отдыхать в другие места. Хорошо летом в лесу! Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в сосновом лесу - это брусника, нам очень понравился ее кисловато-горьковатый вкус. В кустах над ручьем заливался соловей, вдали куковала кукушка. Белый ковер цветущей ветреницы дубравной, словно пуховым одеялом, покрыл землю. В большом лесу на вершине высокого дуба устроил свое гнездо орлан- белохвост. Много всяческой добычи приносит он прожорливым птенцам. А вот и он сам - высоко парит над облаками. Зрение у него прекрасное, с такой высоты он хорошо видит, где спрятался зайчонок, где пробежала глухарка с выводком.

А что это за интересное растение с небольшими светло-розовыми цветками? «Я знаю, - закричал Петрик, - это волчье лыко, очень ядовитое растение!» Попадались нам и разные грибы - белые, сморчки. Это - съедобные грибы, мы немного собрали их, а вот мухоморы, бледные поганки мы старались обходить стороной - это грибы ядовитые. На краю болота мы увидели лосиху со своим длинноногим неуклюжим лосенком. Чтобы спастись от надоедливых комаров, лоси забрались в воду. Неожиданно в кустах раздался сильный шум, словно великан пробирался по лесу. Так и есть - великан, красавец зубр вышел из кустов на поляну, постоял в задумчивости и медленно побрел дальше. Пригревало солнце, в воздухе все отчетливее ощущался запах сосновой смолы, на опушках кружатся бабочки - лимонницы, махаоны.

Неожиданно раздались громкие трубные звуки - это пара серых журавлей пролетела над лесной поляной. Поют зяблики, овсянки, пеночки, в воздухе медленно плывут тонкие паутинки. Красиво в лесу!

Ошибки:

1. Брусника плодоносит позже - во второй половине августа и до морозов.

2. Соловей в июле уже не поет.

3. Ветреница дубравная отцветает в мае.

4. Волчье лыко цветет в апреле.

5. Сморчки встречаются рано весной.

6. Орлан-белохвост ест рыбу, а не зайцев и глухарей.

Животные и растения, занесенные в Красную книгу:

1. Орлан-белохвост. 2. Зубр.

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ (Экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! День стоял жаркий, сухой, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили, пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкала молния, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно - гадина!» - ответил Петрик. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками:

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы - деревья».

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу костры разводить запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет), металлические банки - за 100 лет.

5. Костер надо забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо, они все равно погибнут, если даже их потом вернуть в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник - нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.

10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для начальных классов. Сценарий

Беседа в начальной школе о погоде

Экологический светофор. Игра для начальной школы

Эколого-психологический тренинг для начальной школы

Игра по экологии «Звездный час» для младших школьников 3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!