Сын владельца обойной мастерской, Жан Батист Поклен не стал продолжать ремесло своего отца и отказался от ожидавшего его поприща адвоката. Приняв новое имя — Мольер, — он долгие годы был в разъездах по провинции с театральной труппой.
В 1659 году он написал комедию «Смешные жеманницы», в которой высмеивает тщеславных и пустых аристократок и подражающих им девиц из буржуазной среды.
Мольер известен как основатель так называемой «высокой комедии», раскрывающей существенные стороны современной ему жизни и обличающей пороки дворянско-буржуазного общества.
В 1662 году Мольер написал комедию «Школа жен». В ней он утверждал следующую мысль: отношения между членами семьи и общества должны быть основаны на взаимном доверии, на уважении к человеческому достоинству.
В 1664 году появилась его знаменитая комедия «Тартюф, или Обманщик». Имя Тартюф стало нарицательным для всякого ханжи и лицемера. Этому человеку, маскирующемуся под святошу, своими сладкими речами удалось убедить наивного парижанина Оргона в том, что он безгрешен. Между тем кротость его лживая, а всепрощение фальшивое. Оргон и его мать не видят подлинного лица Тартюфа.
В доме Оргона творятся самые немыслимые вещи после того, как Тартюф втерся в доверие к своему покровителю. Различными кознями мошенник добивается того, чтобы наследник-сын Оргона был изгнан из дома, а ему, Тартюфу, было передано все имущество. Кроме того, дочь Оргона, помолвленная с юношей Валером, обещана Тартюфу.
После того, как Оргон подслушал гнусные признанья Тартюфа, он наконец-то понимает истинные помыслы этого человека.
Мольер своей комедией наносит страшный удар по официальной религии, которую обвиняет в бесчеловечности, и говорит о церкви, употребляя такие понятия, как лживость и корыстолюбие:
Тартюф:
Но с небом человек устроится всегда.
Для разных случаев имеются приемы,
Чтоб нашей совести растягивать объемы
И обезвреживать поступок не святой
Благих намерений безгрешной чистотой.
Тартюф полон желания отомстить Оргону, выгоняя его же из собственного дома. Подкладывая в шкатулку Оргона фальшивые документы, он выносит ему свой приговор, так как Оргона обвиняют в государственной измене. Лишь после того, как король восстанавливает справедливость, Тартюфа уводят под стражей в тюрьму.
Эта комедия не могла вызвать одобрения в церковных кругах, а этому была запрещена после первого же представления. Французское духовенство грозило драматургу даже сожжением на костре. Лишь несколькими годами позже комедия снова обрела жизнь на сцене.
Мольеру принадлежат также комедии: «Дон Жуан», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Лекарь поневоле», «Мнимый больной».
Нет комментариев. Ваш будет первым!