Тебе известны слова: «Познай самого себя»? Эти слова следовало бы знать и помнить каждому. Ведь именно с познания самого себя все начинается, им все определяется — линия жизни, дело жизни. Но что это такое — призвание? Как его найти? И как его реализовать? Практически каждый человек владеет довольно широким диапазоном творческих задатков, которые получены каждым по наследству от родителей. Среди них есть обычно один (реже — два, три) самый яркий, самый сильный. Если дать человеку возможность развить этот задаток, то возникнет, как иногда говорят, оптимальная пара «Человек — Дело». Попросту говоря, человек найдет свою главную точку опоры, свое призвание.
Соответствие специальности человека способностям — одна из необходимейших предпосылок и личного счастья. Только любимая работа, только дело по душе приносит и счастье, и удовлетворение. Никакие блага не могут заменить человеку радости труда, удовлетворение своим, правильным местом в жизни. Труд по душе как бы совершенствует талант, воспитывает его, развивает задатки, данные природой. При очень «сильном» задатке в паре «Человек — Дело» возникает своеобразный резонанс — взаимосвязь их стремительно растет. Подобное можно часто наблюдать в жизни: человек работает, как поет, — легко, свободно, быстро. Все у него в руках спорится. Обычно в таких случаях говорят: красиво работает.
Конечно, не раскрыв рта, не узнаешь, сможешь ли ты петь. Это главный ответ на вопрос, как найти свое призвание. Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их. По какой дороге пойти?
Диапазон человеческих возможностей очень широк, и на земле сегодня существует так много разных специальностей, что практически нельзя представить случая, когда бы человек не мог найти свое призвание.
Но найти свое призвание — дело отнюдь не простое. И, к сожалению, не всем оно удается. Вот почему приходится вспомнить слова о том, что бесталанных людей нет — есть люди, занимающиеся не своим делом.
Хорошо, когда человек уловил «сигналы» своих способностей в юности, своевременно нащупал свое призвание. Однако так бывает не всегда. Очень многие совершенно не имеют необходимой информации ни о своих способностях, ни о том, как их реально определить, поэтому им приходится очень долго искать себя.
Не всегда в этом помогают и экзаменационные оценки. Они иногда случайны, слишком однозначны, оценивают только знания, а не способности к работе.
Кто обычно помогает найти, выявить способности? И семья, и школа, и друзья, и коллектив — все. Увы, наличие каких-либо способностей у родителей — отнюдь не гарантия, что их ребенок проявит себя в этой же сфере. Главным помощником должен быть сам человек. Для этого ему надо в определенной мере знать «механику» своего организма, знать все компоненты, участвующие в формировании призвания, надо знать и некоторые научные принципы анализа своего «Я».
По словам социологов, чем больше выбор, предоставляемый человеку обществом, тем труднее решить, по какому пути двигаться.
Попробуй найти приблизительную, первоначальную сферу своих интересов. Это ты сможешь сделать, ответив на вопросы: «Любишь ли ты?», «Нравится ли тебе?», читая их перечень — с первого до шестьдесят пятого.
1. Уроки физики и математики.
2. Уроки химии.
3. Знакомиться с устройством бытовых электроприборов.
4. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
5. Читать технические журналы.
6. Читать классиков мировой литературы.
7. Читать книги о работе учителя, воспитателя.
8. Уроки истории.
9. Читать о врачах, о достижениях в медицине.
10. Знакомиться с жизнью растений и животных.
11. Заботиться об уюте в помещении, в котором вы живете, учитесь.
12. Посещать театры, музеи, выставки.
13. Ходить на матчи и спортивные соревнования.
14. Читать научно-популярные книги о физических и математических открытиях.
15. Узнавать о достижениях в области химии.
16. Читать статьи в научно-популярных журналах и Интернете о компьютерных новинках.
17. Узнавать об обследовании новых месторождений ископаемых.
18. Знакомиться с достижениями современной техники.
19. Читать литературно-критические статьи.
20. Помогать отстающим в учебе товарищам.
21. Читать книги об исторических событиях и личностях.
22. Изучать анатомию.
23. Изучать биологию и ботанику.
24. Составлять и вести картотеки.
25. Слушать оперную и симфоническую музыку.
26. Читать спортивные журналы и газеты.
27. Делать опыты по физике.
28. Делать опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
29. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
30. Собирать коллекции минералов.
31. Ремонтировать различные механизмы.
32. Переписываться с друзьями.
33. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки.
34. Ходить в археологические музеи, знакомиться с памятниками культуры.
35. Заботиться о пожилых людях, помогать им.
36. Ухаживать за растениями (животными), наблюдать за их ростом и развитием.
37. Готовить еду во время походов.
38. Декламировать, петь, выступать на сцене.
39. Играть в спортивные игры.
40. Заниматься в математическом или физическом кружке.
41. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
42. Интересоваться программированием.
43. Участвовать в географических и геологических экспедициях.
44. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
45. Изучать иностранные языки.
46. Работать вожатым в младшем классе.
47. Готовить сообщения по истории.
48. Ухаживать за больными.
49. Заниматься в биологическом кружке.
50. Оказывать людям различные бытовые услуги.
51. Играть на музыкальных инструментах или чертить, или рисовать, или лепить, или резать по дереву.
52. Участвовать в спортивных соревнованиях.
53. Участвовать в физических или математических олимпиадах.
54. Решать задачи по химии.
55. Увлекаться компьютерными играми.
56. Составлять геологические и географические карты.
57. Разбирать технические чертежи и схемы.
58. Сочинять стихи, записывать свои наблюдения.
59. Выступать с докладами.
60. Изучать историю возникновения различных народов и государств.
61. Читать статьи и книги по медицине.
62. Наблюдать за живой природой, проводить опыты с растениями.
63. Помогать покупателю выбирать одежду.
64. Интересоваться историей развития искусств.
65. Интересоваться историей спорта и судьбой выдающихся спортсменов.
Если ты «любишь», тебе «нравится» или «хотелось бы заниматься» тем, о чем говорится в вопросе, зафиксируй это в клеточке таблицы с обозначением того же номера, что и у вопроса, поставив плюс; «не нравится», «не хочешь», «не уверен», «сомневаешься» — ноль. Отвечать надо на все вопросы.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
Затем из таблицы с тремя колонками А, Б, В, выпиши профессии, которые тебе нравятся.
Научные работники в области:
1. Программист |
1. Инженер-физик |
1. Математик |
2. Химик-лаборант |
2. Инженер-химик |
2. Физик |
3. Химик-аппаратчик |
3. Инженер-радист |
3. Химии |
4. Электромеханик |
4. Инженер- электротехник |
4. Электро- и радиотехники |
5. Системный администратор |
5. Геолог |
5. Геологии |
6. Токарь |
6. Географ |
6. Техники |
7. Строитель-монтажник |
7. Инженер- машиностроитель |
7. Филологии |
8. Слесарь |
8. Журналист |
8. Педагогики |
9. Машинист и моторист |
9. Преподаватель |
9. Истории |
10. Библиотекарь |
10. Переводчик |
10. Медицины |
11. Машинистка- стенографистка |
11. Историк |
11. Сельского хозяйства |
12. Воспитатель детского сада |
12. Врач |
12. Биологии |
13. Учитель начальной школы |
13. Агроном |
13. Спорт |
14. Медицинский работник |
14. Биолог |
|
15. Тракторист |
|
|
16. Повар |
15. Актер |
|
17. Продавец |
16. Художник |
|
18. Швейник |
17. Музыкант |
|
19. Учитель физкультуры |
|
|
20. Тренер |
|
|
Теперь обработай полученные результаты. Сначала подсчитай количество плюсов и минусов в каждом вертикальном столбце таблицы с номерами вопросов. Всего там 13 групп интересов: физика и математика, химия, электро- и радиотехника, геология и география, техника, филология и журналистика, педагогика, история, медицина, биология, труд в сфере обслуживания, искусство и спорт.
По каждой группе в анкете было пять вопросов. Они подобраны таким образом, что первые два позволяют выяснить, есть ли у тебя желание ознакомиться с той или иной областью знаний или деятельности, вторые два — отношение к практическим занятиям в этой области. Последний вопрос — стремление к более углубленному познанию предмета своих интересов. Результаты этого анализа сопоставь с результатами твоих выборов по таблице с колонками А, Б, В.
Этот тест проверки смысловой памяти основан на запоминании и использовании логической связи. Используются 10 пар слов, между которыми легко установить логическую связь (примеры приведены в конце текста).
В проведении теста участвуют двое: экспериментатор и исследуемый. Нужны: бумага, ручка и часы с секундной стрелкой.
Экспериментатор читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной им связью.
Слова — пары читаются с интервалами примерно в 2 сек. Когда все 10 пар прочитаны, делается перерыв на 10 секунд. Затем, после предупреждения, читаются только первые слова пар с паузой в 5-6 секунд после каждого слова, чтобы исследуемый успел записать и названное слово, и то, которое ему следует вспомнить.
Если удалось воспроизвести более 8 пар — результат хороший, меньше пяти пар — результат очень посредственный.
Примеры слов для воспроизведения:
яйцо — птица |
ручка — пенал |
пень — дерево |
вода — чайник |
зерно — мешок |
игра — мяч |
палец — рука |
машина — шофер |
билет — театр |
нитки — шарф |
песня — голос |
железо — медь |
воздух — вода |
снег — метель |
металл — золото |
звезда — луна |
дождь — туча |
спутник — ракета |
выстрел — война |
цифра — номер |
пыль — дорога |
кошка — когти |
мост — река |
дом — окно |
ягода — малина |
парус — море |
стол — мебель |
лицо — глаз |
сова — филин |
лес — медведь |
Все профессии можно разделить в зависимости от разделения предмета
1. Если главный, ведущий предмет труда — это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип П («Человек — природа»).
2. Если главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип Т («Человек — техника»).
3. Если главный, ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей, то перед нами тип Ч («Человек — человек»).
4. Если главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип 3 («Человек — знак»).
5. Если главный, ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения, то перед нами тип X («Человек — художественный образ»).
Мы предлагаем выяснить свои потенциальные способности руководителя — не руководителя. Нужно только ответить на несколько вопросов.
1. Составляешь ли ты план работы на каждый день недели?
а) разумеется, составляю (3 очка);
б) составляю, если «набежало» много разных дел (2 очка);
в) иногда пытаюсь составить (1 очко);
г) еще чего (0 очков).
2. Рассчитываешь ли ты время для выполнения каждой работы?
а) обязательно (3 очка);
б) да, хотя бы приблизительно (2 очка);
в) иногда, чаще всего, когда работы много, а времени мало (1 очко);
г) нет, не вижу в этом необходимости (0 очков).
3. Прежде чем принять какое-либо серьезное решение, советуешься ли с другими?
а) да, но только со старшими или с теми, от кого зависим (0 очков);
б) да, с каждым, кто на мой взгляд, может дать хороший совет (4 очка);
в) иногда, да и то, если позволяет время (3 очка);
г) решение принимаю сам, а потом делаю вид, что советуюсь, чтобы не обижались (2 очка);
д) нет, я же лучше знаю, что мне нужно (1 очко).
4. Если тебе кажется, что ты что-то делаешь лучше или быстрее других, а тебе приходится выполнять совместную работу, не возникает ли у тебя желание все сделать самому?
а) нет, так как, возможно, мне это действительно только кажется (1 очко);
б) нет, понимаю, что как бы я ни пыхтел, а вместе все же получится быстрее (3 очка);
в) возникает, но я об этом промолчу, чтобы никого не обидеть (2 очка);
г) понятно, возникает, но не буду же я один за всех пахать (0 очков).
5. Добиваешься ли ты принятия всеми твоей точки зрения, даже если ее не разделяют?
а) да, если уверен, что абсолютно прав (3 очка);
б) да, чтобы не уронить свой авторитет (2 очка);
в) добиваюсь до тех пор, пока мне не приведут бесспорные доказательства, что я не прав (4 очка);
г) нет, что толку спорить с идиотами... (1 очко);
д) нет, потому что большинство не может ошибаться (0 очков).
6. Как ты относишься к критике и замечаниям в свой адрес?
а) спокойно обдумываю все, что услышал, и, если нахожу, что критика справедлива, стараюсь не повторять своих ошибок (3 очка);
б) сначала раздражаюсь, но, успокоившись, обдумываю, что из услышанного справедливо, а что нет (2 очка);
в) начинаю искать «бревно в глазу» у того, кто меня критикует (0 очков);
г) если замечания делает человек, которого я уважаю, то не злюсь, а в других случаях — просто не обращаю внимания (1 очко).
Теперь подсчитаем набранную сумму очков.
16-20. У тебя очень неплохие шансы стать руководителем. Ты, как правило, умело организуешь свой рабочий день, не принимаешь решений сгоряча, уважаешь чужое мнение, хотя всегда имеешь свое. При выполнении совместной работы не «тянешь одеяло на себя», в меру самокритичен. В общении с другими ты сдержан и доброжелателен.
Единственное, на что следует обратить внимание, так это некоторая склонность к компромиссам. Иногда она вызвана не столько интересами дела, сколько нежеланием портить отношения.
13-15. Пожалуй, для руководителя ты чуть-чуть разбросан и неорганизован. Из-за этого многое из задуманного не доводишь до конца. Вряд ли можно отнести к твоим достоинствам прямолинейность при отстаивании своей точки зрения, Порой ты чрезмерно эмоционален и немного больше рассудительности и сдержанности тебе бы не помешало. Хотя все это в некоторой степени компенсируется искренностью, желанием не «держать камень за пазухой», а также умением — пусть не сразу — признавать свои ошибки.
10-12. В отсутствии желания планировать свою работу тебя не упрекнешь, как, впрочем, и в умении это делать. Даже если ты составляешь план, то нет никакой гарантии, что будешь ему следовать. Странно, мнение о своих способностях у тебя, мягко говоря, неплохое, и в то же время уверенности в том, что твои решения — самые правильные, у тебя нет. Отсюда шараханья: то ты упрямо стоишь на своем, то сдаешься при малейшем сопротивлении.
Критику в свой адрес воспринимаешь чаще всего, как «происки врагов», хотя не всегда в этом признаешься.
Для того чтобы думать о руководящей работе, тебе нужно чуть больше организованности, интереса к чужому мнению и чуть меньше думать о себе в деле (но не о самом деле).
0-9. Твоя главная беда — привычка ориентироваться на мнение «сверху». Даже если ты понимаешь, что «верх» (начальник, учитель, родители, дворовой лидер и т. д.) неправ, не станешь возражать, а уж тем более — не выполнять указания. Отсюда и все остальное: раз можно следовать указаниям, то зачем думать самому, что-то там организовывать, спорить, «высовываться». К замечаниям в свой адрес ты относишься не то чтоб равнодушно, они тебя задевают, но менять что-либо все равно не станешь. При совместной работе ты, как правило, выполняешь только то, что тебе поручено. Однако если у тебя появляется интерес к делу, то ты можешь проявлять и самостоятельность, и настырность, и настойчивость, и организаторские способности. Вот и постарайся найти для себя такую «нишу».
Объединить людей для совместной работы — значит, организовать их. Это знает и делает каждый руководитель. Это задача ц любого менеджера.
В чем состоит цель работы; какая форма организации наиболее подходит для ее выполнения; какими методами можно достичь цели; сколько людей будет производить работу; какие материальные средства нужны; в течение какого времени работа может и должна быть выполнена; как организовать контроль над ее выполнением — вот семь основных элементов организации работы.
Известный отечественный специалист по управлению Платон Михайлович Керженцов сформулировал десять правил организаторской работы, каждое из которых смело можно отнести к деятельности менеджера:
1. Ясно поставить цель и привлечь к ее реализации всех сотрудников.
2. Составить точный план работы, установив, как он должен выполняться.
3. Выяснить все реальные условия работы. Не витать в облаках, а твердо стоять на земле: считаться с материалом, который у тебя под рукой.
4. Делать все по порядку. Работу выполнять, не разбрасываясь, одну после другой.
5. Делать все вовремя, не опаздывать, использовать каждую минуту. Всегда указывать, к какому сроку надо выполнить задание.
6. Правильно подобрать помощников, учитывая их способности и индивидуальные особенности.
7. Возлагать ответственность на каждого помощника за его участок работы. Точно определить, кому именно он подчинен и получает задание.
8. Больше учить, чем приказывать. Заинтересовывать идеей, создавая товарищескую атмосферу в коллективе.
9. Вести точный учет работы.
10. Организовать самого себя. Помнить об ответственности. Учиться. Держать над собой контроль.
Очень важно учитывать культурный, образовательный и профессиональный уровень людей. Нередко руководители, особенно пожилые, утверждают, что с нынешней молодежью невозможно работать, и причину чаще всего видят в недостатках ее трудового воспитания. Но главная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что методы работы такого руководителя остаются часто на прежнем уровне, который ориентируется на приказ или начальственный окрик, а не на культуру управления. Подобные методы неприемлемы.
1. Что за сны тебе снятся, когда ты мечтаешь о достижении успеха в работе? Где находишься ты сам в этих снах? В помещении или на улице? В больнице? В своей комнате? На теннисном корте?
2. Кто из тех людей, с которыми тебе довелось встретиться, особенно понравился? Это может быть кто-то, о ком ты только слышал. Это может быть герой кинофильма или романа.
3. Что из того, чем эти люди занимаются, тебе особенно нравится? Достигли ли они материального благополучия? Их работа интересна, опасна или представляет собой заигрывание с массами?
Как говорил Томас Генрих Гекели: «Из ошибок, сделанных в начале жизни, можно извлечь большую пользу». Умение учиться на ошибках — это ключ к успеху. Когда-нибудь и в чем-нибудь мы обязательно терпим неудачу. Неудачи дают нам бесценную информацию относительно того, что мы можем делать и чего делать не хотим. Часто, когда у тебя что-нибудь не получается, ты обвиняешь в этом себя самого. И другие тоже. Вполне возможно, что вы делаете все правильно, но не то, что надо. Нельзя преуспеть во всем.
Существует много разных видов таланта и типов интеллекта. Круглые пятерки в средней школе свидетельствуют лишь о том, что ты можешь быть отличником в средней школе. Не больше. Многие люди, добившиеся успеха в жизни, были посредственными учениками, не блистали в начале карьеры и были уволены с нескольких работ. Как же они смогли преуспеть, в конце концов? Они просто нашли то, что им подходит.
При неудачах попробуй не отчаиваться. Если ты не понес незаслуженного наказания за неудачные попытки, ты скоро поймешь, что неудача — ключ к познанию. Осваивая новый элемент, гимнасты и фигуристы раз за разом падают. Значит ли это, что они каждый раз терпят неудачу? Ни в коем случае. Во время каждого падения они познают, что надо делать, чтобы в следующий раз устоять.
Тренинг «Князь»
Существовала древняя китайская традиция выбора князя. Кандидату в князья старейшинами рода делалось предложение занять этот пост. Даже желая получить княжеский титул, он, как человек воспитанный, все же от него отказывался. Говорил, что считает себя недостойным высокого поста. Через некоторое время старейшины снова отправлялись к нему и снова делали предложение. Но уважающий себя кандидат снова отказывался. Ему снова делали предложение. И так далее.
После любого его отказа старейшины могли не повторить своего предложения, а сделать его другому лицу. Более того, старейшины могли делать ему предложение именно в расчете на отказ, чтобы впоследствии обратиться к тому, кого действительно хотели видеть князем.
Обе стороны рисковали. Кандидат, отказавшись в очередной раз, рисковал не дождаться следующего предложения. Старейшины, имеющие в виду другого претендента, рисковали получить согласие.
Эту ситуацию можно положить в основу тренинга.
Делая предложение, «старейшина» кладет перед «кандидатом в князья» палочку (спичку), сопровождая этот жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой еще одну палочку. Повторное предложение старейшина сопровождает еще одной палочкой. Отказ — еще одна палочку. Так растет небольшая горка палочек.
Если старейшина решит, что достаточно предлагать, он со словами: «Ну что поделаешь, видно, придется обратиться к другому кандидату!» — забирает всю горку палочек себе.
Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, он со словами: «Ну что поделаешь, видно, придется согласиться!» — забирает горку палочек себе.
Далее следует пересадка, и тот, кто играл роль старейшины, становится кандидатом в князья, и наоборот.
Задача участников — набрать как можно больше палочек. В начале игры всем выдается одинаковое их число (например, 20). Если нетерпеливый участник сразу заберет кучку палочек себе, урожай будет невелик. Если участник проявит выдержку, то урожай будет богатый, но и риск велик.
Этот тренинг способствует выработке управленческой эмпатии — понимания того, что чувствует сейчас партнер и какое управленческое решение он готовится принять. Пожалуй, ни в одном тренинге участники не следят с таким напряженным вниманием за партнером, как в тренинге «Князь».
Тренинг «Слалом»
Руководитель спешит на совещание, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути его останавливают сотрудники или просители, обращаясь с различными сверхнеотложными делами которые приходится решать буквально на бегу.
Несколько участников (от 5 до 8) в этом своеобразном «аналоге» исполняют роль «препятствий».
Примеры препятствий:
1. Студент-практикант: «Меня направили к вам в цех, а все посылают от одного к другому. Может, я здесь совсем не нужен?»
2. Плановик: «Иван Васильевич, только одну подпись! Сейчас, сейчас...» (роется в бумагах до тех пор, пока руководитель терпит и ждет).
3. Молодой мастер: «Что делать, варить некому, а сварщик выпивши. Допускать его к работе или нет?»
4. Рабочий: «Васильевич! Подпиши на три дня отпуск за свой счет, целая история...» (долго излагает причину).
И так далее. Препятствием может служить журналист, бригадир, жена...
Если руководитель решает вопрос по существу, он получает от человека- препятствия талон, если же только отмахивается — ничего не получает. Время, отпущенное на всю дистанцию, — пять минут. Чем больше руководитель наберет талонов, тем лучше его результат.
Тренинг «Разведка»
Тренинг проводится в форме диалога между двумя участниками. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера (например, нет ли у него или у его близких знакомых дома шахматных часов или не был ли он старостой в годы учебы). Он должен не допустить, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, попытаться выяснить, что должен узнать партнер.
Тренинг проводится в течение пяти минут.
После окончания диалога ведущий задает каждой стороне вопрос: «Что, по вашему мнению, стремился выяснить ваш партнер?» Тот, чье задание разгадано, считается проигравшим.
Затем ведущий задает сторонам второй вопрос: «Что вам удалось выяснить в соответствии с вашим заданием?» Чем точнее участник может ответить на вопрос своего задания, тем лучше результат.
Помни!
Не только ты выбираешь профессию, но и профессия выбирает тебя. Не только ты оцениваешь свой выбор, но и общество оценивает результат твоего выбора. Есть вкус, есть натура человека и есть... мода на профессии. Важнее при выборе профессии считаться не с модой, а со своей натурой, со своим вкусом и при этом не забывать о долге перед обществом, в котором живешь.
Если ты выберешь профессию по себе, то от этого выиграют все — и ты, и дело, и люди.
Психологическая диагностика подростков. Тесты
Тесты для старшеклассников по психологии
Психологический тест для оценки уровня интеллекта
Тесты для девочек подростков 13-15 лет. Психология
Тесты для подростков по психологии с интерпретацией результатов
Нет комментариев. Ваш будет первым!