Памяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается...
Цели: воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны.
Предварительная подготовка: мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трёхцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета (красная, жёлтая, зелёная). В начале каждого тура игроки по очереди вращают колесо, и в случае совпадения цвета кареты и сектора игроку прибавляется 100 вёрст. Каждый вопрос оценивается в 100 вёрст. За игру победителю необходимо набрать 1000 вёрст.
Отбор игроков происходит заранее. Играть могут все желающие, прошедшие отборочный тур (победители викторины).
За месяц до начала игры учащимся предлагается список рекомендуемой литературы. Учащиеся читают о концентрационных лагерях - Бухенвальде, Дахау, Равенбрюке, Заксенхаузе, Маобите; готовят краткие сообщения о знаменитых узниках лагерей, о деятельности гестапо и о Нюрнбергском процессе. Оформляется стенд с необходимой информацией. В зале тоже оформляется три сектора определённого цвета. Болельщики садятся за спиной своего игрока. Во время обсуждения игрок может советоваться со своими болельщиками. Только в суперигре игрок остаётся один на один со своими знаниями. Количество вопросов в суперигре зависит от того, сколько верст на счету игрока за три тура. Если он набрал 900 вёрст, то ему задаётся один вопрос, если меньше то не более трёх, но до первой ошибки. Как только игрок ошибётся, игра прекращается. В данной игре затрагиваются вопросы создания первых концлагерей на территории Европы и осуществления руководства над ними. Ребята слышат имена замученных в концлагерях людей (Эрнст Тельман, Дмитрий Карбышев, Муса Джалиль), узнают о деятельности гестапо в этих лагерях, контроль над которым осуществлял Мюллер. Игра требует предварительной подготовки, необходимо хорошо отрепетировать все сцены и номера художественной самодеятельности.
Оборудование: карта с обозначением на ней концентрационных лагерей в годы войны, карточки с заданиями, музыкальный центр.
Ведущий.
Чем твёрже поступь у Победы,
Тем всенародней торжество,
Но в сорок первом враг не ведал,
Что в сорок пятом ждёт его.
Он полон был бульдожьей спеси,
Пока её не порастряс!
Придёт Победа с новой песней,
А в тот суровый, грозный час...
Проведение туров.
Ведущий. Придя к власти в 1933 году, фашисты начали с массовых арестов противников Гитлера среди всех слоёв населения. Однако террор был направлен прежде всего против коммунистов, которые, являясь ведущей политической силой, организовали антифашистское национальное движение сопротивления нацистскому режиму.
Первые концентрационные лагеря были созданы отрядами СД в 1933 году. В 1934 году руководство над всеми концлагерями взяли на себя войска СС.
1-й вопрос. Кто осуществлял руководство охранных отрядов (СС)?
1) Геринг.
2) Борман.
3) Гиммлер. +
4) Геббельс.
Ведущий. Были созданы крупные концлагеря Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенбрюк. Лагеря, куда были брошены противники гитлеровского, нового порядка из всех европейских стран.
2-й вопрос. Когда был создан концентрационный лагерь Бухенвальд?
1) Август 1934 года;
2) июнь 1935 года;
3) июль 1936 года;
4) июль 1937 года. +
(В июле 1937 года рядом с г. Веймаром, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности Бухенвальд.)
Ведущий. Крематорий - последний этап убитых и замученных. Над его трубой днём и ночью стояли гарь и дым.
3-й вопрос. В этом месте эсэсовцы убили и сожгли.
1) Эрнста Тельмана; +
2) Генерала Карбышева;
3) Рудольфа Брейтшейда;
4) Николая Кузнецова.
(Председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман был привезён гестаповцами в ночь с 17 на 18 августа 1944 года в Бухенвальд из Бауцена и был убит в крематории.)
11 апреля 1945 года подпольный Интернациональный комитет лагеря дал приказ начать вооружённые действия. Военная организация движения сопротивления, состоявшая из 178 групп, которые насчитывали около 850 бойцов, выполнила приказ. 21000 человек были освобождены.
Звучит песня «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева).
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое.
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
На фоне «Реквиема» Моцарта («Pequiem aeternam dona eis» - «Покой вечный дай им» - заупокойная месса; Диес ире).
Ведущий. В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концентрационных лагерях людей.
Минута молчания.
1-й вопрос. Как называется единственная в мире газета о бывших узниках фашизма?
1) «Правда о фашизме»;
2) «Судьбы»; +
3) «Холокост»;
4) «Жертвы нацизма».
Ведущий. На территории лагеря Маутхаузен был заживо заморожен фашистами 70-летний Дмитрий Михайлович Карбышев, попавший в плен с тяжёлым ранением. Он выдержал все нечеловеческие ипытания фашистского застенка. Он принял мученическую смерть и был верен присяге и долгу, Родине. Сначала его поливали холодной водой, потом горячей, а на улице был мороз! Постепенно застывая, превращаясь в груду льда, он произнёс посиневшими губами: «Думайте о родине, и мужество не покинет вас». Он чувствовал, что его видят заключённые сквозь щели барака и обращался к ним.
2-й вопрос. Кем по специальности был Дмитрий Михайлович Карбышев?
1) Врач;
2) лётчик;
3) военный инженер; +
4) журналист.
Ведущий. Судьбы Боброва Николая Изотовича, Крепкова Семёна Егоровича, проживающих в посёлке Горноправдинск, и Южакова Сергея Фёдоровича, проживавшего в посёлке Бобровский, похожи на судьбу Соколова Андрея, описанную Михаилом Александровичем Шолоховым в рассказе «Судьба человека». По полной мере, с лихвой, испытали они все ужасы фашистского застенка, ужасы, которые выпали на долю узников концлагерей. Как выдержали эти люди такие тяжкие нечеловеческие испытания, приходится только удивляться. Удивляться их мужеству, стойкости, их умению сохранить своё человеческое достоинство.
Предлагаем вашему вниманию сцену из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (инсценировка.)
Сцена 1
Голос Андрея Соколова записан на аудиокассету.
Как-то вечером вернулись мы в барак с работы. Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру продрогли, как собаки, зуб на зуб не попадает. А обсушиться негде, согреться - то же самое, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже. Но вечером нам еды не полагалось.
Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова.
Приходят в барак переводчик и с ним два охранника.
- Кто Соколов Андрей? - спрашивает переводчик.
- Я, — отозвался Андрей.
- Марш за нами. Тебя сам герр лагерфюрер требует.
Голос на аудиокассете.
Понятно, зачем требует. На распыл. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый». Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...
Сцена 2
За столом - все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами.
Андрей оглядывает стол, но глаза отрывает от стола через великую силу.
За столом сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку и смотрит на Соколова, и не моргнет, как змея.
Андрей руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладывает:
- Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился.
- Так что же, рус Иван, четыре кубометра выработки - это много? - спрашивает комендант.
- Так точно, герр комендант, много, - говорит Андрей
- А одного тебе на могилу хватит? - спрашивает комендант.
- Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется.
Комендант встал, говорит:
- Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься.
- Воля ваша, — говорит Соколов.
Комендант постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает Андрею и говорит:
- Перед смертью выпей, рус Иван, за победу немецкого оружия.
Андрей из его рук и стакан взял, и закуску, но, как только услыхал эти
- Благодарствую за угощение, но я непьющий.
Комендант улыбается:
- Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.
- За свою погибель и избавление от мук я выпью, - говорит ему Соколов.
С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорит:
- Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня.
Комендант смотрит внимательно и говорит:
- Ты хоть закуси перед смертью.
- Я после первого стакана не закусываю.
Комендант наливает второй, подает Андрею. Выпивает он и второй и опять же закуску не трогает. Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает:
- Что же не закусываешь, рус Иван? Не стесняйся!
- Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.
Комендант надул щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки. Остальные офицеры тоже рассмеялись, стульями задвигали. Наливает комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Андрей этот стакан выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол.
Голос на аудиокассете.
Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.
Комендант сделал серьезный вид, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит:
- Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость, - и подает со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала. Прижал Андрей хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держит и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, идет к выходу, а сам думает:
Голос на аудиокассете.
«Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей. Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...»
Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. Ввалился в барак и упал на цементовый пол без памяти. Разбудили меня наши еще в потемках: «Рассказывай!» Ну, я припомнил, что было в комендантской, рассказал им. «Как будем харчи делить?» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды.
Ведущий. Утром и вечером тысячи узников Бухенвальда проходили через ворота, а на их железной решётке надпись.
3-й вопрос. Какая надпись была сделана на этих воротах?
1) Добро пожаловать.
2) Посторонним вход воспрещён.
3) Каждому - своё. +
4) Что посеешь, то и пожнёшь.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «В ночи гудели печи, не стихая».
В ночи гудели печи, не стихая,
Мой пепел ворошила кочерга,
Но, дымом восходя из труб Дахау,
Живым я опускался на луга.
Мне кое с кем хотелось расквитаться,
Не мог лежать я в прахе и золе,
Не мог в земле убитым оставаться,
Пока убийцы ходят по земле!
Пускай в аду давно уже забито,
Там явно не хватает многих лиц.
И песней поднимаю я убитых,
И песней я зову искать убийц!
Идите по земному шару гневно,
Ищите и при свете, и во мгле...
Как можешь ты синеть спокойно, небо,
Пока убийцы ходят по земле!
Восстаньте же, замученные дети,
Среди людей ищите нелюдей
И мантии судейские наденьте
От имени всех будущих детей!
И вы не спите, вы не спите, люди.
В Париже и в Варшаве, и в Орле, -
Пусть ваша память вас ночами будит,
Пока убийцы ходят по земле
Звучит песня «Облака» (музыка В. Егорова).
Над землёй бушуют травы.
Облака плывут, как павы.
А одно, вот то, что справа, -
Это - я, это - я, это - я,
И мне не надо славы.
Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить - и вся награда.
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить –
А мы плывём куда-то.
Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем,
Зачем нас убивают?
А дымок над отчей крышей
Всё бледней, бледней и выше.
Мама! Мама, ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой,
Всё дальше он и тише...
Мимо слёз, улыбок мимо
Облака плывут над миром.
Войско их не поредело,
Облака, облака, облака –
И нету им предела.
Ведущий. Имя Мусы Джалиля, поэта-борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы не оставляет равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создаёт подпольную антифашистскую организацию, которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.
Ученик читает стихотворение М. Джалиля:
Варварство
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых... мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? –
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь.
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
1-й вопрос. На территории какого государства расположен был концлагерь Маобит?
1) Германии;
2) Польши;
3) Бельгии;
4) Австрии. +
Ведущий. Агенты гестапо и СД существовали во всех лагерях для военнопленных. Мюллер в своей директиве от 17 июля 1941 года предписывал им выявлять «все политические, уголовные и другие по каким-либо причинам нежелательные элементы», а также «всех лиц, которые могли бы быть использованы для возрождения оккупированных территорий, с целью их устранить или подвергнуть «специальному лечению». Приказ рекомендовал агентам подбирать среди военнопленных также и тех, кто «заслуживает доверия», для организации шпионажа внутри лагеря и выявления тех военнопленных, кого следовало устранить.
Кадр из кинофильма «Вечный зов» (Максим стал предателем).
2-й вопрос. Кто контролировал деятельность гестапо в концлагерях?
1) Гиммлер;
2) Геринг;
3) Мюллер; +
4) Кейтель.
Ученик читает стихотворение Н. Фомичева:
Арийская культура
Попал я в лагерь из тюрьмы –
В такой,
Где комендант
Стал неплохим поэтом.
Рифмует он
Ладонь с моей щекой
И звучной рифмой хвалится при этом.
Танцоры, преуспевшие вполне,
Достигшие заслуженного ранга,
Умеют вытанцовывать на мне
И румбу,
И фокстрот,
И даже танго.
Художники
От пояса до плеч
Мне кистью - плетью расписали спину
Так, что её хочу я приберечь
Для выставки, как новую картину.
А русские,
Невежды все подряд,
Фашистов бьют,
На запад гонят с дуру.
Вот варвары!
Наверное, хотят Разрушить
Всю «арийскую культуру»!
Ведущий. В сентябре 1944 года с инспекцией в Маутхаузен прибыл Гиммлер. В качестве развлечения ему показали казнь 50 советских офицеров. Такова странная природа германской «военной чести», которая была прекрасно описана в книге «Майн Кампф».
3-й вопрос. Кто был автором книги «Майн Кампф»?
1) Гиммлер;
2) Гитлер; +
3) Геринг;
4) Геббельс.
Звучит песня «Мне снится война» (музыка М. Кочетовой, слова Е. Смоленской) или песня «За того парня» (музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского) из кинофильма «Минута молчания».
Подведение итогов.
Финал
Вопрос. Кто построил чудовищный механизм уничтожения людей под названием гестапо?
Три портрета: Гитлер; Гиммлер; Геринг.
(«У Геринга душа убийцы, он наслаждается ужасом жертв...»)
Суперигра
Вопрос. Как назывался судебный процесс над фашизмом, когда и где он проходил? (1946 год. Нюрнбергский процесс.)
Награждение победителя.
Мы дождались хохота, смеха.
Гром, огонь и смерть позади.
Но войны тяжёлое эхо
Всё поёт ещё в нашей груди.
Всё поёт ещё голосом фронта
Над строкой, пролетая гроза.
И порой к черте горизонта
Поднимаем с опаской глаза...
Звучит песня «Горячие точки планеты».
Горячие точки планеты,
Где кровью решается спор.
Там дышат тревогой рассветы,
Там ночи, как выстрел в упор,
Меня ваша боль убивает,
Горячие точки земли.
Страданий чужих не бывает,
И все ваши слёзы - мои!
Горячие точки планеты
Враждой небывалой больны,
Не ласкою солнца согреты,
А страшным дыханьем войны.
Безжалостна смотрят ракеты,
Огнём полыхает простор.
Горячие точки планеты,
Вы всем равнодушным - укор!
Горячие точки планеты:
Всё шире зловещая тьма.
Как руки в проклятье воздеты –
Сожженных кварталов дома.
Пока солнце светит в зените
И дым небеса не затмил,
Трубите тревогу, звоните,
Весь мир поднимите за мир!
Ведущий. На этом наша суперигра подошла к концу, спасибо за внимание.
Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»
Классный час «Битва за Москву», 7 класс
Игра – викторина ко Дню Победы для школьников. Конспект
Викторина «Герои Великой Отечественной войны» с ответами для школьников
Викторина к 9 мая для школьников с ответами. Культура и искусство
Нет комментариев. Ваш будет первым!