Цель: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой город, свой народ, свою армию.
Оформление: плакаты с фотографиями «Генералы Сталинграда», с цитатой А. И. Ерёменко, маршала Советского Союза: «Величайшая победа, одержанная под Сталинградом, сыграла колоссальную роль в ходе всей Второй мировой войны. Через моря и океаны неслась слава этой победы»; карты продвижения военных фронтов в 1942-1943 г., фотографии военного Сталинграда и современного Волгограда.
1-й чтец.
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
Вечная слава тем,
Кем фашизм, покоривший Европу,
Был остановлен здесь.
2-й чтец.
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди –
Товарищи и ровесники
Твоего отца.
Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях
Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки –
Немного старше, чем ты.
К нам приезжают люди –
Жители всей планеты –
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать.
М. Агашина. Мальчишкам Волгограда
Ведущий. Действительно, трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества.
«Сумеет ли Красная Армия сломать хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие?» - вот вопрос, который волновал всех и на который должны были дать ответ сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.
По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.
- Почему гитлеровцы рвались к Сталинграду, каковы были их планы?
Учащийся. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков так написал о планах гитлеровского командования: «В общих чертах политическая и военная стратегия Гитлера на ближайший период 1942 г. сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районами Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства».
- Какова была обстановка для нашей страны к началу Сталинградской битвы?
Учащийся. К началу Сталинградской битвы обстановка для Советского Союза была очень сложной и трудной. Гитлеровцы оккупировали Украину, Белоруссию, Прибалтику, почти весь Краснодарский край. Несмотря на то, что в битве под Москвой немецко-фашистская армия потерпела крупное поражение и план «молниеносной» войны был сорван, Гитлер держал на советско-германском фронте более чем 6-миллионную армию. Противник превосходил советские войска в людях в 1,7 раза, в артиллерии и танках - в 1,3 раза, в самолетах - более чем в 2 раза.
Ведущий. Ни одно другое государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков был приказ Родины.
Как исполнялся этот приказ, как происходили события с того момента, как 17 июля 1942 г. передовые отряды 62-й и 64-й Армий (командующие: 62-й Армией - генерал В. И. Чуйков, 64-й Армией - генерал М. С. Шумилов) вступили в бой с авангардами 6-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Ф. Паулюса, вы увидите из документального фильма «Битва за Сталинград».
Идет просмотр видеофильма. Кассета «Великая Отечественная война. 1941-1945». Блок «Битва за Сталинград» - 15 мин.
Во время просмотра можно останавливать пленку и обращать внимание учащихся на самые значительные моменты битвы.
Для закрепления и обобщения материала учащимся предлагается викторина:
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 г.)
2. Как долго длилась Сталинградская битва? (200 суток.)
3. За какой срок Гитлер планировал овладеть городом на Волге? (2 недели.)
4. Какие Армии защищали город? (62-я - Чуйков; 65-я - Батов; 64-я - Шумилов.)
5. Назовите самый страшный для города день. (23 августа, в этот день фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов, город был разрушен.)
6. Где шли самые ожесточенные бои? (На Мамаевом кургане, главной высоте города, 102 м.)
7. Чем известен Дом Павлова? (Гарнизон Павлова 58 дней держал в нем оборону.)
8. Когда началось контрнаступление советских войск? (19 ноября.)
9. Какие улицы и памятники напоминают нам о тех героических днях?
10. Когда и как закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г.)
11. Какие награды получил город? (Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».)
12. Назовите известных вам героев Сталинградской битвы.
Заключение.
- Почему мы должны знать и помнить прошлое нашей Родины?
1-й чтец.
В свой срок-
не поздно и не рано –
придет зима, замрет земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придешь
второго февраля.
И там
у той заиндевелой,
у той священной высоты
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.
2-й чтец.
И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.
Сто зим пройдет
И сто метелиц,
А мы пред ними
все в долгу.
Февраль, февраль,
Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
М. Агашина. Второе февраля
Литература
1. Агашина, М. Избранное / М. Агашина. - М.: Художественная литература, 1986.
2. Видеокассета «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.».
3. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград.: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1989.
4. Сталинградская битва: сборник материалов и фотографий.
Внеклассное мероприятие 6-8 класс. Великие даты истории России
Урок мужества. Сталинградская битва для 3-4 класса
Внеклассное мероприятие. Сталинградская битва, 7-9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!