Конкурсы

Конкурс чтецов ко Дню Победы в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие к 9 мая – День Победы для 4 класса

Конкурс на лучшего чтеца стихотворения по военной тематике (4 класс)

Цели: приобщение детей к миру поэзии; развитие искусства выразительного чтения; патриотическое воспитание.

Ход мероприятия

Ведущая. На рассвете 22 июня, в воскресенье, Германия вероломно напала на нашу Родину. Историки зафиксировали время начала самой кровопролитной войны: 3 часа 30 минут. О начале войны народ узнал только в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил...

Ведущий. «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких- либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города». Молотов призвал к «Отечественной войне за Родину, за честь, за свободу».

Ведущая. Свою речь он завершил знаменитыми словами...

Ведущий. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Ученики читают стихотворения.

Чтец 1.

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и «катюши».

Висят во всю листа длину

Снаряды, толстые, как груши.

Рисуют мальчики войну...

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Рисуют мальчики войну...

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей —

Земле достаточно убитых!

Рисуют мальчики войну...

Благодарю свою страну

И тех, кто пал в последнем шаге,

За то, что мальчики войну

Узнали только на бумаге.

Рисуют мальчики войну...

Н. Богословский

Подводятся итоги ранее проведенного конкурса рисунков «Эхо прошлого» о Великой Отечественное войне.

Чтец 2.

Отец, расскажи мне о прошлой войне.

Прости, что прошу тебя снова и снова.

Я знаю по ранней твоей седине,

Как юность твоя начиналась сурово.

Отец, расскажи мне о друге своем.

Мы с ним уже больше не встретимся в мае.

Я помню, как пели вы с другом вдвоем

Военные песни притихнувшей маме.

Отец, я их знаю давно наизусть,

Те песни, что стали твоею судьбою.

И если тебе в подголоски гожусь,

Давай мы споем эти песни с тобою.

Отец, раздели со мной память и грусть,

Как тихие радости с нами ты делишь.

Позволь, в День Победы я рядом пройдусь,

Когда ордена ты, волнуясь, наденешь.

А. Дементьев

Ведущий. Уже 22 июня немцы уничтожили более 1200 советских самолетов, большинство из этих самолетов даже не успели подняться в воздух. Немцы обеспечили себе господство в воздушном пространстве.

Ведущая. Немцы брали в «клещи» и уничтожали целые советские армии. 3 июля выступил впервые с начала войны Иосиф Виссарионович Сталин. В своем выступлении он сказал...

Ведущий. «Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью разрушение национальной культуры и национальной государственности свободных народов Советского Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов». Сталин призвал к «всенародной Отечественной войне против фашистских угнетателей».

Ведущая. Но с первых минут войны фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением воинов Красной армии. Отважно защищались молодые защитники Брестской крепости. Ни один из них не сдался в плен. Не отдали врагам они и знамя, спрятав его в станах крепости. И когда последний истощенный без еды и воды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь.

Стихотворение М. Матусовского «К выносу знамени — встать!» читают два мальчика.

Чтец 3.

Слово знакомой команды

Слышу опять и опять.

— Вносится Знамя Победы.

К выносу знамени — встать!

Встать перед теми, кто падал

Грудью на лающий дот.

Кто из трясин новгородских

К нам никогда не придет.

Кто на речных переправах

Шел, словно камень, ко дну.

Кто на века безымянный

Канул в фашистском плену.

Кто согревался дыханьем

В стужу блокадных ночей.

Кто улетал вместе с дымом

Из бухенвальдских печей.

Чтец 4.

Кто перехватывал с ходу

Корсунь-Шевченковский шлях.

Кто подрывался на минных,

Смертью набитых полях.

Кто, ослепленный ракетой

Вдруг попадал под обстрел,

Кто в умирающем танке

Вместе с бронею горел.

Кто зарывался в траншеи,

Землю ногтями скребя,

Шквальный огонь «фердинандов»

Как бы приняв на себя.

Кто ради правого дела

Сердце отдать был готов.

Кто под машины ложился

Вместо понтонных мостов.

Кто за родные пределы

Гнал чужеземную рать...

Вносится Знамя Победы.

К выносу знамени — встать!

Ведущая. Впервые советские войска нанесли немцам поражение, отбив у них Ельню. Маленькая победа имела огромное психологическое значение. Четыре дивизии за эту первую победу были награждены почетным званием гвардейских. Так 18 сентября 1941 г. родилась Советская гвардия.

Ведущий. С весны 1942 г. в немецком тылу стали возникать партизанские отряды. Немцы, не ожидавшие такого развития событий, пытались покончить с партизанами жестокими карательными мерами. Например, в белорусской деревне Хатынь

22 марта 1942 г. немецкие каратели заживо сожгли и расстреляли 149 человек, в том числе 75 детей. В деревне Борки под Брестом в сентябре 1942 г. они расстреляли 705 человек.

Чтец 5.

Над могильной плитой,

Под стрелой обелиска,

Только глянешь — и к горлу комок, —

Опустилась рука,

Положила записку:

«С днем рожденья тебя, мой сынок».

Это — мама пришла,

Поседевшая рано.

Белый шрам от войны на виске.

И дышала гвоздика — незажившая рана —

На пронзительно чистом листке.

«С днем рожденья, солдат!» —

Поклоняются люди,

Облака, и цветы, и трава...

Никогда для тебя смертной даты не будет,

Если мама осталась жива.

Начертала война на трагических плитах

Имена, имена, имена...

Вы навек рождены,

Вы вовек не забыты,

Если Родина-мать спасена.

В. Туркин

Ведущий. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 г. город оказался в «клещах» окружения. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тысяч бомб, 150 тысяч снарядов. В осажденном городе осталось 2,8 миллиона человек, 400 тысяч из них - дети. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Жительница города Елена Кочина написала в своем дневнике...

Ведущая (читает). «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея». (Из дневника Е. Кочиной)

Ведущий. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 граммов в сутки, для детей, служащих и неработающих — вдвое меньше. Да и муки в этом хлебе было очень мало. Многие от слабости падали и умирали прямо на улице. От голода погибло около 850 тысяч человек. Многие погибли во время бомбежек. К окончанию блокады в городе осталось только 560 тысяч жителей. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и ночей и стала самой кровопролитной осадой в истории всего человечества.

Чтец 6.

На горбатой и мерзлой

Солдатской могиле,

В тихом сквере

У двух белоногих берез

Пионеры букетик цветов

Положили,

Удивляя мороз

Свежим запахом роз.

Падал снег.

Кувыркались, как бабочки,

Хлопья,

С неохотой касаясь

Холодной земли.

И смотрели ребята

На них исподлобья,

А потом, постояв,

Робким шагом ушли.

И остались цветы

Из волшебного сада

Пламенеть на снегу,

Не продрогнув ничуть,

Будто сердце,

Горячее сердце солдата,

Согревало их в эту

Февральскую студь!

М. Пляцковский

Ведущий. 10 июля 1941 г. развернулось самое крупное и тяжелое сражение с начала войны — Смоленская битва. Она длилась несколько недель, ровно столько по времени, сколько Гитлер планировал на всю войну по захвату Советского Союза. Эти недели крупного сражения дали возможность советскому командованию сделать многое для создания резервов, эвакуации заводов, населения, для укрепления будущей обороны Москвы.

Чтец 7.

Полем вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, преград не зная,

Шел солдат, друзей теряя,

Часто, бывало,

Шел без привала,

Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми,

В дождь и в град.

Песню с друзьями фронтовыми

Пел солдат.

Пел солдат, глотая слезы,

Пел про русские березы,

Про карие очи,

Про дом свой отчий

Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата автомат –

Всюду врагов своих заклятых бил солдат.

Бил солдат их под Смоленском,

Бил солдат в поселке энском.

Глаз не смыкая,

Пуль не считая,

Бил врагов солдат.

Полем вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни,

Землю спасая,

Смерть презирая,

Шел вперед солдат!..

М. Матусовский

Ведущая. 30 сентября — 2 октября 1941 г. началась битва за Москву. Враг рвался к сердцу Советской страны, не считаясь ни с чем. Москву защищала вся страна. Несмотря ни на какие трудности, 7 ноября на Красной площади состоялся традиционный военный парад. С парада войска сразу уходили на оборонительные линии.

Ведущий. В ночь с 5 на 6 декабря части Красной армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую Гитлер считал почти побежденной, внезапно оказалась недоступной.

Чтец 8.

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

И вот,

Уступив настояньям ребят,

Отцы им,

Пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкою строевою.

Е. Винокуров

Ведущий. На фронте многие советские бойцы показывали чудеса героизма. Они направляли на немецкие укрепления и железнодорожные составы горящие самолеты, закрывали грудью амбразуры, поднимали солдат в наступление...

Ведущая. Рядовой штрафного батальона Александр Матросов погиб, бросившись на немецкую амбразуру и закрыв ее своим телом. Такой подвиг совершали десятки и сотни красноармейцев.

Чтец 9.

Давно войны навечно смолкли пушки.

Большое небо надо мной плывет...

А где-то по деревнею Чернушки

К земле прижал атаку пулемет.

Руины сел окрестных заметая,

Метель слепила, выла круговерть.

И снежные фонтанчики взрывая,

Его друзей разыскивала смерть.

Рванулось сердце и застряло в горле...

И вся страна, герои битв и книг,

И всех линеек пионерских горны

Ему в лицо: «Вперед!

Настал твой миг!»

Он знал — конец!

Победный день не встретить,

На Красной площади друзей не обнимать...

Запутался в треухах елей ветер,

Мне за Матросова в шеренге отвечать.

М. Дахш

Ведущий. Выиграв Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге, советские войска истощили силы противника. В конце сентября 1943 г. Советские войска вышли к Днепру и перешли в наступление. А весной и летом 1944 г. Красная армия отвоевала почти всю захваченную советскую территорию. Бои теперь шли на земле других стран Европы.

Чтец 10.

На поляне от лагеря близко,

Где багульник все лето цветет,

На дорогу глядят с обелиска

Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток недавнего детства

 Сохранился на лицах солдат,

Но уже никуда им не деться

От военной суровости лет.

Вот в таком же зеленом июле, —

Нам сказал пожилой старшина, —

Забрала их, веселых и юных,

И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,

Шли солдаты на штурм высоты...

Нестареющим нашим ребятам

Мы к ногам положили цветы.

В. Фетисов

Ведущая. Наш конкурс чтецов подошел к концу. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.

 

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Дела человека красят

Урок мужества. Сталинградская битва для 3-4 класса

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Классный час «Сталинградская битва», 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»

Наталия Викторовна Банина # 20 апреля 2016 в 21:32 +1
Спасибо за такой материал.Все стихотворения наполнены патриотичностью.Материал очень полный,затронуты очень важные даты и события, что позволит воспитать патриотичность в детях и любовь и уважение к участникам войны)Примите голос, удачи в работе)
Азиза Рахмантуллаевна Паншаева # 24 апреля 2016 в 10:35 +1
спасибо, за поучительный и интересный материал, очень понравились стихотворения!
Наталья Ивановна Куприй # 25 апреля 2016 в 05:08 +1
Замечательный материал: честные страшные факты о нечеловеческой войне.
У меня 5 класс. С Вашего позволения, воспользуюсь Вашими наработками.
Стихи отобраны известные, понятные младшим школьникам.
Конкурс продуман. Хотелось бы узнать, Вы уже проводили его?
Вам только успехов.
Наталья Ильинична Андриевская # 29 мая 2016 в 21:01 +2
Спасибо за замечательную разработку. Материал очень нужный. Современные дети очень мало знают о ВОВ. Чем больше мы будем с ними об этом беседовать, тем больше вероятность воспитания патриотизма в наших ребятах.
Елена Николаевна Ворошнина # 17 июня 2016 в 17:57 +1
Материал очень полезный,затронуты очень важные даты и события, это позволит воспитать патриотичность в детях и любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению.Спасибо!
Антонина Александровна Метлицкая # 17 июля 2016 в 16:16 0
Тема Великой Победы, Великой Отечественной войны в воспитании и социализации младших школьников очень важна.
Сколько бы не минуло лет,но в памяти нашей навеки останутся имена героев, отдавших жизни за наше мирное небо. Конкурсы чтецов на военную тематику- значимое школьное мероприятие.
Участие в нём обязательно найдет отклик в сердце каждого.
Данная разработка поможет организовать такое мероприятие на достойном уровне.[/i]
Светлана Владимировна Полякова # 26 сентября 2016 в 15:27 0
Мы должны знакомить учащихся с историей нашей Родины. Конкурс чтецов воспитывает патриотические чувства у детей. Очень богатый и познавательный материал по воспитанию уважительного отношения к участникам войны. Спасибо. Успехов Вам!
Наталья Викторовна Третьякова # 25 декабря 2016 в 13:16 0
Сама по себе тема очень интересная,Факты изложены в доступной форме.Стихотворения замечательные.