Педагогическая цель: формирование гражданско- патриотических ценностей; приобщение к военной истории России, ее боевой славе.
Звучит музыка, сцена освещается.
На лавочке сидит ветеран ВОВ в пиджаке с орденами, солдатской пилотке и читает газету.
Вбегают дети со скакалками, мячом.
Мяч случайно катится под ноги ветерана. Дети разговаривают между собой.
1-я девочка. Смотри: старик сидит.
1-й мальчик. А он что, военный?
2-й мальчик. Да, у него награды.
2-я девочка. Воевал?
1-я девочка. Так это же ветеран Великой Отечественной войны.
1-й мальчик. А я его знаю. Он в нашем доме живет.
1-я девочка. Давайте спросим у него о войне.
2-я девочка. А кто пойдет?
Ветеран.
Ребята, подходите все. Я расскажу вам о войне.
Я, ребята, на войне В бой ходил, горел в огне.
Мерз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замерзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас...
(В. Степанов.)
1-я девочка. Дедушка, а сколько вам было тогда лет?
Ветеран. Я был юным: мне шел 19-й год.
1-й мальчик. А как же она началась, война?
Ветеран. Подло! Вероломно! И неожиданно!
На сцену выходят юноши и девушки в солдатской форме и читают стихотворение.
1. Еще той ночью игры снились детям,
Но грозным ревом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолеты на восток.
2. Их строй
Нес, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижерским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полета
Начнет запев по имени - война.
3. Но дирижер не знал, что в этом звуке,
Где песнь Победы чудилась ему,
Звучат народа собственного муки,
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.
4. Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.
5. Той ночью птицы еле начинали
Сквозь дрему трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.
6. Там где-то стон растоптанной Европы,
А здесь заставы день и ночь не спят.
Притих в лазурной дымке Севастополь.
Притих под белой ночью Ленинград.
Штыки постов глядятся в воды Буга.
Еще России даль объята сном...
7. Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром - и первый рухнул дом.
И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.
8. И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал...
9. ... Все отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце болью обожгла.
(Н. Браун.)
Демонстрируется видеоролик «22 июня».
На сцене гаснет свет, в полной темноте и тишине звучат голоса девочки и ветерана.
Девочка. Дедушка, а вам было страшно?
Ветеран. Внученька, война - это очень страшно!
Слышатся звуки стрельбы, взрывов. Сцена освещается. Выходит парень в солдатской форме, читает монолог.
Инсценировка «Случай на войне».
Был первый бой у меня, мне 19 тогда было. Пули свистят, голову поднять нельзя, а комбат кричит: «В атаку!» Кое-как вылез да бегу вслед за всеми. Бегу, ору что есть мочи: «Ура!», вроде и не так страшно, когда орешь. Слева, справа наши падают... А мне уже вражий окоп видно. Я наддал в беге... и тут меня будто кто-то кулаком в грудь ткнул - коротко так, и сразу холодно стало в груди. Я упал, удивился: кто же меня ударил, немца рядом вроде не было. Тронул грудь - рука в крови. «Это, значит, ранило меня?» Я хотел вскочить — никак, руки-ноги не слушаются, только лежу и головой верчу во все стороны. Потом как-то перестал слышать (хотя вокруг все и орало, и гремело), дышать трудно, глаза закрываются. Ну, думаю, полежу пока, если не помру - встану. И навроде как заснул. Потом вдруг понял, что уже стою на ногах. Думаю: «Во, живой, слава богу». Огляделся - уже тише, наши вдалеке где-то виднеются, значит, фрицев выбили из окопов и дальше погнали. Я давай наших догонять. А винтовка-то? Смотрю, рядом лежит наш какой-то, голова вся в крови. Ну, я его винтовку подобрал и бежать... И тут, мужики, вот верьте не верьте... я бегу, а винтовки в руках нет. Хотя я же взял ее. Ну, значит, я поспешил, вернулся, хвать, а винтовку-то я не могу взять. Я еще, еще раз хватаю — и не могу взять, как-то мимо рука проходит и все. Ничего я не понял. Сел на землю и сижу, чего жду - непонятно. Тут наших группа идет, ведет офицер, далеко идут, но вижу погоны лейтенантские (видеть я сразу стал как-то очень резко). Ищут живых, что ли. Я к ним бегу, ору: «Братцы!..» А они как не слышат. Я подбежал к ним, отдаю честь, говорю: «Товарищ лейтенант, а я живой, только раненый». А они, мужики... они, гады такие, проходят через меня. Я разозлился, давай догонять, за плечи их хватать. И опять рука вот как с винтовкой, только по воздуху проходит, а тронуть их не могу. И так, знаете, всего полсантиметра не хватает, чтоб дотронуться, и эти полсантиметра никак мне не одолеть. Я себя оглядел: да я тот же самый, только пригляделся - я и стою тоже как бы в полсантиметре над землей, то есть не так, как все. Такое одиночество я почуял... никогда так одинок не был. Ну и дошло, что это я помер, оказывается. Раз живые не замечают. А что надо делать, когда помер? Разве этому учат? Да я и комсомолец был, нас жить учили, а не умирать. Тут опять наши идут, уже сотнями, я им тоже немножко поорал, но потом отчаялся, эти тоже не видят, не слышат. Стало горько-горько мне. Я всех родных вспомнил: сестру Машу, батю, мать... И только подумал о матери, гляжу, а она вон стоит, все идут, а она стоит, на меня смотрит. Нестарая и какая-то, уж не знаю... светлая вся, как обрадованная. За мной она, что ли? Я ей говорю:
- Мам, а... ты откуда здесь?
- На тебя посмотреть, Ваня.
- Я помер, что ли?
- Нет, тебе еще жениться.
- Мы же хоронили тебя, как же ты... живая?
А она ничего не сказала, только глянула на меня так, дескать, что, сам же видишь, что живая. Потом она повернулась и пошла вслед за строем наших, я за ней, а ее уже нет, как будто растворилась в этих шинелях наших. Я побрел по полю. Смотрю - наша рота сидит, разговаривают, курят. Там и Колька, мой кореш. Молчал, молчал и говорит:
- А Ваня где, живой или нет?
А один говорит Кольке:
- Так его убило, вон он - возле бугра лежит.
- Ваньку?
Как убило, если я живой стою? Подошел, глянул, а там, мужики... я и лежу. Вот я, понимаешь? Лицо бледное, правда, что покойник. Ну а потом меня куда-то как бы магнитом потянуло, как бы вниз. Глаза открыл - грудь как иглой кто колет, болит, меня двое тащат за руки. Я им: «Куда тащите?» В общем, развернулись и от вырытой могилы. Скорей в медсанбат потащили. Я уж об этом никому тогда и не рассказывал. Все равно бы не поверили, черти такие.
Ветеран продолжает сидеть на скамейке в окружении детей. К юноше-чтецу подходит девушка в солдатской форме и читает стихотворение.
Как было страшно на войне,
На той последней и кровавой.
Мешалась с кровью сталь в огне,
Спасая рубежи державы.
Безжалостно ревел мотор,
Ровняя километры пашень.
И репродуктор на столбе
В статистике войны был страшен.
Неумолимый рок довлел,
Решая судьбы миллионов.
И поезд рельсами звенел,
На запад двигая вагоны.
Свинцовый дождь хлестал в лицо,
Скрывая солнце до заката.
И день и ночь, взрывая плоть,
На землю падали солдаты...
(Г. Казанова.)
1-й мальчик. А что, дедушка, на войне солдаты все-все погибали?
1-я девочка. Ты что, а сколько было раненых!
1-й мальчик. А как же раненых выхаживали? Ведь кругом война!
Ветеран. Раненых доставляли в госпитали. Там за их жизнь боролись врачи, медсестры, санитарки. А вот радость, частичку домашнего тепла для раненых приносили своими концертами обыкновенные ребята - школьники.
Звучит музыка. На сцене высвечивается декорация военного госпиталя (кровать, тумбочка с керосиновой лампой, перевязанные бойцы, медсестра в белом халате и косынке с красным крестом).
Врач и медсестра делают обход больных.
Врач (подходит к раненому Ивану с повязкой на глазах). Так вот, товарищ солдат, 2-го числа мы снимаем повязку (отходит дальше и обращается к медсестре). Переложите больного в отдельную палату. Не нравится мне его температура.
Уходят. Гаснет свет, слышится стук в дверь.
Иван. Это Вы, сестра?
Медсестра. Да, Вам сегодня должны были снять повязку...
Иван. Что, премьера не состоится?
Медсестра. Доктор отложил на 10 дней. Рана еще не зажила.
Иван (машет рукой). Вот получил письмо, думал, что смогу его сам прочитать.
Передает письмо медсестре, и та читает его вслух.
«Дорогой мой внучек Ванечка! Нет того часа, той минутки, чтоб не думала я о тебе, мальчик мой дорогой. От батьки твоего давно весточки с фронта не получала. Как же там сыночек мой воюет? Это хорошо, что ты пока в госпитале. Раз, как ты написал, ранение легкое, то и радостно мне, что раны заживают и ты от пуль треклятых подальше. Живи, внучек мой, и вернись домой целым и невредимым. А еще, Ванечка, я пустила жить к себе жиличку. Говорили, что она хорошая, а оказалось - плохая. Сама она эвакуированная актриса. Песенки все про любовь распевает да пляшет, как будто никакой войны нет».
Иван. Да, это моя бабушка Пелагея Ильинична, добрейшей души человек. Ведь она как рассуждает: раз ее сын и внук на фронте, то весь мир должен на цыпочках ходить!
Медсестра. И правильно. Плясать и распевать, когда вы воюете, действительно, не время!
Иван. Что ж, Руслановой в артиллерию надо идти, а Утесову в танкисты? Так, по-Вашему? А кто же нас песней на передовой порадует? Каждый воюет, как умеет: кто с автоматом в руках, кто у станка на заводе, а кто и песней дух поднимает.
Медсестра. Петь будем после войны (уходит).
Заходят раненые бойцы.
1-й раненый. Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
2-й раненый. После боя сердце просит музыки вдвойне!
Звучит сигнал горна. В палату, маршируя, заходит пионерский отряд.
Вожатый. Товарищи тяжело и легко раненые, сегодня мы пришли к вам, чтобы показать наш небольшой концерт.
Иван. Ай, молодцы, ребятки. Как вы вовремя!
Пионеры становятся полукругом.
Вожатый.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне. (В. Лебедев-Кумач.)
Звучит музыка для частушек.
1. Громче заиграй, гармошка,
Нам сегодня выступать.
Будем для солдат частушки
Мы сегодня исполнять.
2. Пошел Гитлер на чердак
С медными ключами,
Прикусил себе язык
Двумя кирпичами.
3. Гитлер Геббельса спросил:
— Что ты рот перекосил?
У мартышки слезы градом:
Подавился Сталинградом...
4. Что вы, фрицы, приуныли,
Что носы повесили?
Видно, жарких оплеух
Наши вам отвесили.
5. Гитлер вздумал угоститься –
Чаю тульского напиться.
Зря, дурак, позарился –
Кипятком ошпарился.
6. Две веревки на осине –
Любо-дорого смотреть
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть.
7. Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
А советские машины
По Берлину побегут.
Исполняют песню «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).
1-й пионер.
Защищая от вражьей орды звериной
Землю свою и свои небеса,
Народ наш великий, храбрый, единый
В тылу и на фронте творит чудеса.
2-й пионер.
Братья и сестры - советские люди,
Люди нашей Отчизны родной,
За нее, как герои, встали грудью,
Дружной, живой, нерушимой стеной...
3-й пионер.
Недаром наши сказки и песни
Твердят о бесстрашных богатырях, -
Везде - на любом посту и на месте –
Подвиг за подвигом люди творят.
Пионеры выстраиваются и под звуки пионерского марша уходят со сцены.
Вновь высвечивается сцена, где на лавочке сидят ветеран и дети.
2-я девочка. А вот моя мама говорит, что воевали все — от мала до велика.
2-й мальчик. Это что, все-все и везде-везде воевали?
Ветеран. Нет, война была не везде. Но на защиту Родины действительно встали все — от мала до велика. Солдаты на фронте, партизаны и разведчики на оккупированной врагом территории, женщины, дети, старики - в тылу на заводах, где делали танки, оружие, снаряды. Труженики тыла, как солдаты, сутками несли свою вахту, помогая фронту.
На сцену выходят чтецы, свет направляется на них.
1. Труженики тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали!
2. Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу
Вы оплотом были!
3. Женщины, подростки
У станков стояли,
Но мужскую, взрослую
Норму выполняли!
4. Токари-мальчишки
Воевать мечтали,
Трудовые книжки
Их не отпускали...
5. Всю войну бессменно
У станков ребята,
Ведь завод - военный,
И они - солдаты!
(Н. Севастьянова.)
Снова освещается лавочка с ветераном и детьми.
1-я девочка.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
1-й мальчик. А ты видела, как 9 мая люди шли, неся фотографии своих родных и близких, отстоявших Победу в годы Великой Отечественной войны? Помнишь этот «Бессмертный полк»?
Ветеран. Ты прав, внучек, нет в нашей стране семьи, которую бы не затронула война. Братья, сестры, деды, отцы, матери, сыновья и дочери - кто-то воевал, кто-то работал в тылу, а кто-то просто был ребенком. Сколько страха, голода, холода, боли вынесли они, дети войны... Получившие похоронки на своих отцов, матерей, навечно осиротевшие.
Высвечивается вторая половина сцены. Выходит женщина с тазом и начинает стирать белье. Из-за кулис раздается детский голос.
Лиза. Тетя Таня, а тетя Таня, ты дома?
Женщина. Кто там кричит? (Смотрит в окно.) А, это ты, Лизонька? Заходи.
Лиза. Тетя Таня, меня мамка прислала к тебе. Сказала: передай тете Тане это письмо. А то сама уже не может их больше носить: душа вся у нее изболелась.
Передает письмо женщине. Та его берет; понимает, что это похоронка, и замирает на месте.
Лиза. Тетя Таня, мамка сказала, чтобы ты читала при мне и, если что, я за ней прибегла.
Женщина стоит молча.
Лиза. Ну, читай скорей. А то мы с подружками на гать за земляникой собрались. Они меня за воротами ждут.
Женщина. Ты беги, беги, Лизонька, с подружками. Я потом прочту, обязательно прочту.
Лиза. Только ты, теть Тань, мамке ничего не говори, а то она меня заругает.
Женщина. Не заругает, Лизонька. Ничего я твоей мамке не скажу.
Девочка убегает. Женщина молча смотрит на похоронку.
Голос за кулисами.
Сын. Мамка, ты дома? (Вбегает.) Мам, дай мне, скорее картошки. Меня большие ребята с собой в ночное позвали. Мы там будем на костре картошку печь.
Мать молчит.
Сын. Мам, ты что молчишь, картошку дашь? (Замечает в руках матери письмо, радостно). Папка, да? Папка? (Мать молчит. Сын начинает понимать, что это не простое письмо, спрашивает с тревогой.) Папку? Да?! Папку?! (Подбегает к матери и кричит.) Папка-а-а-а-а!
Сын и мать стоят, молча обнявшись.
Звучит музыка. На сцену выходит парень и читает стихотворение.
Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он еще лежал в воронке...
Ах, как безжалостна война!
И проходили мимо танки...
Чужая речь... а он лежал
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.
Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И, пересилив боль, поднялся,
И, автомат подняв с трудом,
Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны безжалостной конец.
Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил ее.
(С. Кадашников.)
Вновь освещается лавочка, на которой сидят ветеран и дети.
2-й мальчик. Дедушка, а вы часто вспоминаете войну?
Ветеран.
Часто, внучек, особенно часто во сне.
Мне снятся танки и окопы –
Друзья моих военных лет,
С кем прошагал я пол-Европы,
И помню тех, кого уж нет.
Мы вспоминаем, с кем служили:
Хороших фронтовых друзей.
Как мы зимой в землянках жили,
Кто не дожил до этих дней.
Нам доля тяжкая досталась:
Не все домой с войны пришли.
Немало там, в полях, осталось,
Тела которых не нашли.
Мы День Победы вспоминаем,
Кто вместе с нами воевал.
По полной чарке наливаем
За тех, кто смертью храбрых пал.
(Б. Иванов.)
Под музыку на сцену выходят все участники концерта и несут в руках свечи. Меркнет свет.
Участники читают стихи.
1. Есть в праздник Победы мгновенья печали,
Когда метроном начинает отсчет,
Когда поминают минутой молчанья
Всех тех, кто с войны никогда не придет.
2. В минуту молчанья, Девятого мая,
Все вспомнят - кто деда, кто дочь, кто отца...
Всех павших в те годы, невольно стирая
Горючие слезы ладонью с лица.
3. Минута молчания быстро проходит,
А боль о потере родных — никогда,
С годами та боль никуда не уходит,
Она будет жечь наши души всегда!
Звучит метроном. Объявляется минута молчания.
Ветеран (встает, подходит к краю сцены). Войну нельзя выбросить из памяти тех, кого она опалила. Ради детей и внуков, ради мира на Земле все должны помнить о войне.
Гаснет свет. На экран проецирутся фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, родных и близких погибших в годы войны, пожилых людей (бабушек, дедушек).
Участники концерта продолжают читать стихотворения.
1. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
2. Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
3. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей Земли!
4. Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
(М. Владимов.)
На сцену выходят дети, которые вели разговор с ветераном, с фотографиями родственников, воевавших в Великую Отечественную войну. Звучит музыка.
1-й мальчик. Природа наделила нас великим даром - памятью.
1-я девочка. Память - это способность человека длительно хранить в своем сознании массу событий, дат, имен. Но при этом очень важно, чтобы наша память была благодарной.
2-й мальчик. Вслушайтесь в это удивительное слово - «благодарность»! Оно состоит из двух очень важных для человека слов: «благо» и «дарить». Это значит, что мы с благодарностью что-то бережем и храним, чтобы передать своим потомкам как нечто ценное и важное для них.
2-я девочка. Я веду речь о самом страшном событии XX века, событии, которое перевернуло судьбы миллионов людей и заставило содрогнуться от ужаса весь мир, - Великой Отечественной войне.
1-й мальчик. Война явилась не только огромной трагедией советского народа, но и показала величие человеческого духа, патриотизм людей.
1-я девочка. Я часто думаю о том, как нужно было любить свою Родину, свое Отечество, чтобы, не задумываясь, отдать за них свою жизнь, пожертвовать самыми близкими людьми, самым дорогим - детьми, родителями. Я восхищаюсь людьми той эпохи.
2-й мальчик. Они заслужили право быть бессмертными и прославленными на века. Безгранична наша благодарность всем тем, кто отдал свои жизни во имя мира на Земле, кто выстоял и выжил в той страшной войне. Мы пронесем сквозь года благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма и подарил мирную жизнь.
Звучит песня «Бессмертный полк» (М. Ножкин). По сцене маршем проходят все участники постановки.
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Квест игра ко Дню Победы для школьников 5-7 класса
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!