Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс

Внеклассное мероприятие к 9 мая – День Победы для 11 класса

Урок памяти в 11 классе «За спиною Россия была...»

Участники: учащиеся 11 -го класса, классный руководитель и другие педагоги школы, ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие Российской армии.

Цели:

а) способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности старшеклассников, формированию у них гражданской позиции, чувства сопричастности к героической истории Отечества;

б) содействовать раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию умений и навыков сотрудничества и общения в процессе коллективной творческой деятельности.

Подготовительная работа

1. Готовятся встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской армии.

2. На Урок памяти приглашаются гости.

3. Составляются литературно-музыкальные композиции «...Потому что была Победа!» и «За спиною Россия была...». Подбираются необходимые костюмы, проводятся репетиции.

4. Ведется работа над созданием электронной презентации.

5. Проводится художественное оформление истового зала.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на сцене установлены макет обелиска, пенек, на стенах — изображение Георгиевской ленты, гвоздики из бумаги;

б) компьютер, видеопроектор с экраном, магнитофон;

в) костюмы для исполнителей литературно-музыкальных композиций;

г) стулья и столики с угощениями (за каждым столом сидят учащиеся, ветеран войны, военнослужащий, педагог школы).

Ход урока

I. Музыкально-литературная композиция «...Потому что была Победа!».

Тихо звучит инструментальная музыка.

На сцене юноша (в роли солдата) пишет письмо.

Юноша

Милая Тонечка!

Я не знаю, прочитаешь ли когда-нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой, жаркий, смертельный, танк подбит. Кругом нас фашисты, весь день отбиваем атаку. Улица усеяна трупами.

Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем. О спасении своей жизни не думаем, мы воины и не боимся умереть за Родину.

Твой портрет лежит у меня на коленях, ты со мной.

Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.

Ты не плачь. На могилу мою, наверное, ты не придешь. Да и будет ли она — могила-то?

В записи звучит фрагмент песни «В землянке».

Солдат, оставив письмо на пеньке, уходит в глубь сцены к обелиску, встает на колено.

Выходит девушка (звук песни микшируется).

Девушка. Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки...

Звук песни на небольшой промежуток времени (7—8 с) становится громче, затем опять микшируется.

Девушка видит письмо, берет, вслух читает последние строчки:

Ты не плачь. На могилу мою, наверное, ты не придешь, да и будет ли она — могила-то?..

Целует письмо, плачет:

Я люблю тебя... Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!

Звук песни становится громче, потом затихает.

На сцену выходит маленькая девочка, подходит к обелиску, кладет цветы и говорит, обращаясь к девушке:

Маленькая девочка. Он погиб. Как и тысячи других семнадцатилетних мальчишек.

Девушка. Погиб в той страшной долгой войне, наполненной кровью солдат, слезами детей и матерей.

Маленькая девочка. Он погиб, а мы живем. Живем, потому что он погиб... и потому что была Победа!

Девушка. Мы поздравляем всех, кто собрался сегодня в этом зале с наступающим великим праздником — Днем Победы!

Маленькая девочка. Мы поздравляем вас, дорогие ветераны Великой Отечественной войны!

Девушка. Вас, уважаемые учителя и ученики!

В записи звучит песня «День Победы». На экран проецируются слайды презентации на тему Победы: надпись-поздравление, лозунги Победы, имена героев войны и др.

II. Приветствие и представление ветеранов Великой Отечественной войны.

Выступление гостей.

На сцене в качестве ведущих остаются маленькая девочка, юноша-солдат, девушка.

Юноша. Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Девушка. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.

Юноша. Эта война навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Маленькая девочка. Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

Девушка. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы.

Юноша. Конечно, есть ученые, историки, которые могут подсчитать число сожженных деревень, разрушенных городов...

Маленькая девочка. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

Девушка. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родителей.

Юноша. Об этом могут рассказать они сами.

Маленькая девочка. Те, кто видел эту войну.

Девушка. Те, кто выжил в этой страшной войне.

Юноша. Чья юность опалена огнем Великой Отечественной войны.

Далее следует приветствие ветеранов и рассказ о них с помощью электронной презентации, которая проецируется на большой экран.

Ведущие по очереди озвучивают презентацию каждого ветерана войны.

Ведущий. Куприянова Ольга Александровна.

До войны — секретарь комсомольской организации школы.

Во время войны — труженица тыла.

Работала в колхозах Горьковской области, на торфоразработках, помогала выгружать эвакогоспиталь.

После войны закончила Московский институт инженеров транспорта.

Имеет звание — инженер-лейтенант.

Награждена шестью медалями. Самая дорогая — «За доблестный труд в годы ВОВ». Сегодня Ольга Александровна у нас в гостях. Приветствуем!

Продолжается представление гостей. Затем слово предоставляется ветеранам. Звучат не только рассказы-воспоминания, но и обращения-напутствия к учащимся, а также песни военных лет.

III. Песни военных лет.

Ведущая (девушка). Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Давайте еще раз вспомним мелодии и песни, которые были участниками многих великих свершений, мелодии, которые стали бессмертными.

На экран проецируются тексты военных песен (по одному куплету), присутствующие исполняют под аккомпанемент фортепиано или аккордеона.

IV. Музыкально-литературная композиция «За спиною Россия была...».

Юноша. «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай...».

Девушка. Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот такими идеями «были окрылены» солдаты Третьего рейха, такие получали инструкции, готовясь переступить священную границу нашей Родины.

И они переступили ее, перешли...

Юноша. И они убивали... мальчиков и девочек...

Ведущие уходят, их сменяют участники композиции: юноша и девушка в военной форме.

Девушка. Заявление. Мне 15 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. Обязуюсь бить врага до последней капли крови. Марина Скворчинская. Мать согласна.

Музыкальный фон — инструментальная музыка.

Меня направили в дивизион в качестве санитарки. Во время бомбежки было очень страшно, но нужно было оказывать помощь раненым. Я выносила их в укрытия. А когда сама не могла донести пострадавшего, то заставляла бойцов вылезать из щелей и помогать мне.

Музыка становится громче на 7—8 с, затем микшируется.

Из письма 15-летнего бойца Петра Крылова матери.

Юноша (на фоне музыки). Меня посадили в чулан и сказали, что жить мне осталось одну ночь. Дорогая мама, мне только шестнадцатый год пошел, и вся жизнь впереди, но все равно я решил фашистам ничего не говорить. Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует показать дорогу на Филимоново. Как сказали «Филимоново», так у меня сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали мы подъезжать к Филимонову, я даже вспотел, потому что у самой околицы мины были заложены. Я сам видел, как наши саперы минировали дорогу. Спрашивают меня немцы: «Как лучше тут проехать?» Я прямо на это место показываю, а сам глаза закрываю. И вот тут произошел взрыв... Но я, дорогая мама, остался Жив, и только меня в голову ушибло...

В записи звучит песня «Священная война» (фрагмент).

Ребята перестраиваются: они стояли плечом к плечу вполуоборот к зрителю, теперь лицом к зрителю и берутся за руки.

Девушка. Мы могли отойти.

Юноша. Командиров там не было.

Девушка. Мы могли отойти.

Юноша. Было много врагов.

Девушка. Мы могли отойти.

Юноша. Было нас всего четверо.

Девушка. Мы могли отойти.

Юноша. И никто б нас не стая упрекать.

Девушка. Мы могли отойти, но остались в окопах навеки.

Юноша. Мы могли отойти, но теперь наши трупы лежат.

Девушка. Мы могли отойти, но теперь наши матери плачут.

Юноша. Мы могли отойти — только мы не смогли отойти:

Ведущие (вместе). За спиною Россия была...

В записи звучит фрагмент песни «Священная война».

V. Приветствие воинов Российской армии.

Выступление гостей.

Участники композиции уходят, их сменяют на сцене ведущие.

Юноша. 1418 дней и ночей полыхали бои. Долог и труден был путь к победе!

Девушка. В ходе Великой Отечественной войны советскими вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые закончились разгромом вражеских группировок.

Юноша. Не надо больше битв и наступлений! Но охранять Родину надо.

Девушка. В зале есть те, кто стоит на страже нашей Родины сегодня — воины Российской армии.

Представление воинов Российской армии. Выступление гостей.

VI. Минута молчания. Заключение.

На сцене ведущие.

Юноша. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

Девушка. 27 млн наших людей — мужчин, женщин, детей унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия...

Юноша. Но помнить о них мы должны!

Девушка. Прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб или умер от ран.

Минута молчания. На экран проецируются слова:

Помните!

Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, —

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны...

Памяти павших будьте достойны.

Минута молчания «перетекает» в тихое звучание песни «Журавли».

На сцене несколько пар учащихся танцуют вальс.

VII. Вручение цветов и подарков гостям.

Общение учащихся, педагогов и гостей продолжается за чаем. Гостям вручаются цветы и подарки.

Литература

1. Беленко В.В. Нам дороги эти позабыть нельзя... Сценарии акций, вечеров, классных часов. М., 2005.

2. Боброва Л.В., Бубковая Л.И., Елтанская Э.К. Письма с войны // Классный руководитель. 2004. № 8.

3. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сб. мероприятий к празднованию дня Победы / Авт.-сост. М.В. Видякин и др. Волгоград, 2004.

4. Харитонова М.Е. До шестнадцати... не старше // Классный руководитель. 2004. № 8.

5. Этот день Победы. Сб. стихотворений / Сост. Э.С. Смирнова. М., 1985.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс

Сценарий митинга к 9 мая у братской могилы

Классный час «День Победы», 10-11 класс

Сценарий концерта День Победы в сельском клубе

Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии

Наталия Алексеевна Ивлиева # 3 января 2016 в 12:01 +1
Такие мероприятия очень нужны. Они способствуют патриотическому воспитанию,общению разных поколений, формируют уважительное отношение к нашим ветеранам ВОВ. Спасибо, что проводите такую работу.
Марина Александровна Акопян # 4 января 2016 в 22:07 +1
Здравствуйте! С удовольствием познакомилась со сценарием. С Вашего разрешения использую в своей работе. Ежегодно провожу с учащимися мероприятия о ВОВ: "Блокадный Ленинград", "День скорби" и другие. Считаю, что такие мероприятия в школе очень нужны. Они всегда интересны детям, воспитывают патриотизм, способствуют связи поколений.
Виктория Сергеевна Ильина # 8 января 2016 в 21:15 +1
Здравствуйте, материал, который вы представили, очень интересный. Его можно использовать не только с 11 классом, но и с 9 классом тоже. Весь сценарий построен логически, интересно, что все мероприятие ведут сами дети. Это очень важно. Спасибо за материал, буду использовать с вашего позволения в своей работе.
Наталья Петровна Верхова # 31 января 2016 в 18:36 0
С внедрением ФГОС все больше внимания уделяется патриотическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения, поэтому, считаю, что представленный материал очень полезен не только для рассмотрения учащимся 11 класса, но, думаю, с 8 класса его уже можно смело использовать. СПАСИБО!
Ольга Михайловна Кленина # 12 февраля 2016 в 17:37 0
Созданию праздничной и очень трогательной атмосферы данного мероприятия способствует интересная находка автора, связанная с использованием личной переписки, что создает очень проникновенные образы. Большое спасибо за великолепные творческие идеи.
Акзайда Темерхановна Кутубарова # 17 февраля 2016 в 19:33 0
Очень хороший сценарий. Этот праздник в полной мере способствует патриотическому воспитанию старшеклассников, их понимания значимости победы советских солдат в этой войне, о высоком гражданском и патриотическом духе. Такие мероприятия очень ценны и значимы в воспитательной работе школы, класса.
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 17:40 0
Какой материал! Автору браво!Так актуально в наше время. Воспитание патриотизма очень важно. Спасибо.
Гульфиза Ислямовна Карибаева # 30 марта 2016 в 19:29 0
Воспитательное мероприятие, посвященное Дню Победы и призванное воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм наших предков, чувства уважения к ветеранам - защитникам нашей Родины в годы ВОВ.
Ксения Александровна Павлова # 4 апреля 2016 в 20:32 0
Спасибо! Интересная разработка! Очень нужная для проведения грядущих классных часов. Для возрастной категории очень хорошо подобран материал!
Спасибо!
Кристина Игоревна Мохова # 11 июня 2016 в 06:06 0
Очень интересная разработка!!!!!Поставленные цели последовательно и планомерно реализуются в ходе мероприятия, благодаря использованию различных инструментов и приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся. Подросткам даётся возможность осмысления таких важных нравственных категорий, как доброта, мудрость, отвага, справедливость.
Замечательно!