Устный журнал ко Дню победы – 9 мая в начальной школе
Устный журнал на День Победы для младших школьников «Это праздник со слезами на глазах»
Цели мероприятия
1. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла — участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.
3. Побудить четвероклассников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, города, страны.
4. Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика.
Подготовка
1. Проводится родительское собрание, на котором классный руководитель просит родителей помочь их детям записать воспоминания людей старшего поколения.
2. На сборе-старте ученики выбирают форму праздничного мероприятия — устный журнал и определяют его тему.
3. Библиотекарь организует выставку книг.
4. Школьники разыскивают участников боевых действий, тружеников городов и сел, записывают их воспоминания.
5. Подбираются и разучиваются песни военных лет.
6. Классный руководитель организует конкурс «Рисуют мальчики войну».
7. Старшеклассники проводят цикл бесед о выдающихся полководцах и военачальниках.
8. Четвероклассники готовят праздничные открытки и приглашения для участников журнала.
Участвуют четвероклассники, классный руководитель, учитель музыки, гости — очевидцы и ветераны Великой Отечественной войны, родители, ведущие.
Класс оформлен обложкой журнала «Это праздник со слезами на глазах» и плакатами с названиями страниц; развешены рисунки учащихся; карта с выделенными на ней названиями городов-героев; репродукции с картин П. Кривоногова, А. Дейнеки, В. Пузырькова, Ю. Непринцева.
Ведущие. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же — о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
Павшим
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
(С. Щипачев)
1-я страница
«Ах, война, что ты, подлет, сделала...»
Редколлегия. Сейчас мы зададим вам вопросы по первой странице нашего журнала.
1. Назовите время начала и окончания Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.)
2. Как долго длилась война? (1418 дней и ночей.)
3. Почему войну 1941—1945 гг. называют Отечественной?
Ученики отвечают.
На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ, в борьбе против захватчиков участвовали не только регулярная армия, флот, партизанские отряды, но и все способное население, даже старики и дети. «Все для фронта! Все для Победы!» — таков был девиз тружеников тыла Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы поэт Михаил Исаковский так написал.
Русской женщине
...Да разве ж об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря.
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву.
Далекое имя твое...
4. Какие невосполнимые потери понесла наша страна в этой страшной войне? (В годы Великой Отечественной войны погибли более 20миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тысяч сел и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.)
Все цифры на карточках прикрепляются к доске.
Ведущие. В исключительно тяжелых условиях советские люди восстанавливали города, заводы, возводили электростанции, строили жилье, закапывали воронки от бомб и снарядов^ Но изранена была не только земля, ведь война перепахала искорежила, ранила человеческие сердца и судьбы. Вот почему поэт, обращаясь к каждому из нас, восклицает
Люди:
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский. Реквием)
2-я страница
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Редколлегия страницы вывешивает плакат с ее названием. В это время звучит первый куплет песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
Ведущие
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
(С. Орлов)
Редколлегия. Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнем Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлевской стены. Там написано: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Есть такие памятники героизму простых солдат во многих городах Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.
Массовый героизм проявили защитники пограничной Брестской крепости, первой принявшей удары врага. В течение целого месяца, когда фашисты уже далеко продвинулись в глубь страны от нашей границы, легендарная крепость еще стояла. И не просто стояла, а продолжала сражаться, отвлекая, на себя значительные силы врага.
Демонстрируются репродукции картины П. Кривоногова «Брестская крепость».
Впоследствии крепости было присвоено звание «Крепость- Герой».
Какие другие города тоже были удостоены этой самой высокой награды за мужество и героизм их жителей и защитников? (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград (Волгоград), Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск.)
На карте флажками обозначаются эти города.
Демонстрируются репродукции картин А. Дейнеки «Оборона Севастополя», В. Пузырькова «Черноморцы».
Четвероклассники
Победители
Взвод на взвод — столкнулись и схватились,
В ход пошли кинжалы и штыки.
Немцы, словно черти, крепко бились,
Крепче немцев бились моряки.
Мертвые, и те в атаке страшной
Падали, верша вперед бросок.
Два часа кровавой рукопашной:
Зубы — в глотку, кортик — под сосок.
Глуше битва. Реже лязг металла.
Остаются двое на песках.
Немец и моряк. Дыша устало,
Сходятся они. Ножи в руках.
И, безмолвны, медленны и яры,
Зубы сжав до боли, над собой
Скрещивают тяжкие удары...
Сорок третий.
Керчь.
Десантный бой.
Рассказало поле роковое:
В схватке все до одного легли.
Только русских
Было меньше вдвое —
Моряки четвертый бой вели.
(А. Недогонов)
Ведущие. Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безвестными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к стелам и обелискам, называя улицы именами героев.
Члены редколлегии рассказывают о мужестве К. К. Рокоссовского, Лени Голикова, командиров партизанских отрядов А. В. Германа, Н.Г. Васильева, именами которых названы улицы в Пскове
Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискаревское кладбище (Санкт-Петербург), Мамаев Курган (Волгоград), Сапун-гору (Севастополь), к памятнику сожженным жителям деревни Красуха (Псковская обл.) и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии-освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю (архитектор Я. Белопольский, скульптор Е. Вучетич). Это Солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасенная им немецкая девочка.
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда, — помните!
(Р. Рождественский. Реквием)
3-я страница
«Вспоминают очевидцы»
Выступают учитель школы, чья мать была связной между партизанским отрядом и городским подпольем, и прадедушка одного из учеников, дошедший в годы войны до Берлина. В его рассказе звучит мысль, выраженная в поэтической форме Ю. Друниной.
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ученики задают вопросы, рассматривают награды, а двое четвероклассников читают воспоминания ветеранов войны.
Школьники дарят гостям приготовленные сувениры, заканчивается страница песней «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко).
4 - я страница.
«Кто сказал, что не бывает песен на войне?»
Ведущие
Человеку холодно без песни.
На земле, открытой всем ветрам,
Я не знаю: в мире место есть ли,
Где не верят песням, как кострам.
(С. Орлов)
Действительно, как от костра, от песни становится светло, радостно, тепло, песни на войне напоминали о доме, дорогих людях, дарили надежду.
Леса в дыму. Земля туманна.
Среди болот грохочет бой...
И вновь я вынул из кармана
Платочек, вышитый тобой.
На нем земля, песчинки, порох,
Огонь задел его кайму.
И все же он бесценно дорог
Глазам и сердцу моему.
(В. Земной)
Звучит фонограмма песни в исполнении К.И. Шульженко «Синий платочек» (муз. Г. Петербургского, сл. М. Максимова).
Редколлегия. В короткие минуты отдыха между боями перед бойцами выступали фронтовые бригады артистов, сами солдаты рассказывали анекдоты о Гитлере, фашистах, пели и плясали. Одну из таких сцен запечатлел Ю. Непринцев.
Ученики рассматривают репродукцию его картины «Отдых после боя», потом исполняют танец «Яблочко».
Седина отсчитывает даты,
И сквозит тревогою уют.
В одиночку старые солдаты
Песни позабытые поют.
(М. Дудин)
Четвероклассники исполняют песни: «Катюша» (муз. М. Блан- тера, сл. М. Исаковского), «Маленький трубач» (сл. и муз. С. Никитина), «Баллада о солдате» (муз. В. Соловьева-Седова), народную современную песню «Шел ленинградский паренек».
5-я страница
«Памяти павших будем достойны!»
Главный редактор (классный руководитель) проводит аукцион идей добрых дел, в котором принимают участие и ученики класса, и их родители, и гости.
Четвероклассники. После коллективного обсуждения мы вносим следующие предложения:
— возлагать цветы к обелискам в каждый праздник;
— взять шефство над братской могилой;
— поздравлять жителей города со знаменательными днями (в своем доме, в своем подъезде);
— начать переписку с учащимися немецкой школы округа-побратима Гера;
— вместе с родителями посадить Аллею Памяти, ухаживать за ней до окончания школы;
— записать воспоминания о войне оставшихся в живых ее участников, записи оформить в альбом и подарить школе;
— познакомиться с историей жизни и подвига участника войны, именем которого названа одна из улиц города.
Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Список использованной литературы
Алексеев С. Богатырские фамилии: Рассказы из истории Великой Отечественной войны. М., 1981.
Великая Отечественная война: Живопись, графика, скульптура / Сост. П.Г. Серова. М., 1994.
Великая Отечественная война 1941 — 1945: События. Люди. Документы: Крат. ист. справ. / Под общ. ред. О.А. Ржешевского. М., 1990.
Великая Отечественная война 1941—1945: Энцикл. / Гл. ред. М.М. Козлов. М., 1985.
Воронов И.В. Люди, события, памятники / Кн. для уч-ся ст. кл. М., 1990.
Воскобойников В. В городе на Каме. М., 1983.
Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. М, 1984.
Галлай М. Летчик Валентина Гризодубова. М., 1984.
Попов В.И. Памятники бессмертного подвига. М., 1975.
Путешествие в страну поэзии / Сост. Л.А. Соловьева, Д.А. Семичев. Л., 1968.
Салют, Пионерия! Рассказы, очерки, стихи. М., 1982.
Цессарский А. Операция «Мост». М., 1982.
Рекомендуем посмотреть:
Утренник к 9 мая – День Победы, 3 класс
Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов
Классный час ко Дню Победы для 4 класса
Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 и их подвиги. Рассказы
9 мая День Победы для младших школьников. Сценарии