Устный журнал ко Дню победы, 4 класс

Устный журнал ко Дню победы – 9 мая в начальной школе

Устный журнал на День Победы для младших школьников «Это праздник со слезами на глазах»

Цели мероприятия

1. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

2. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла — участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.

3. Побудить четвероклассников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, города, страны.

4. Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика.

Подготовка

1. Проводится родительское собрание, на котором классный руководитель просит родителей помочь их детям записать воспоминания людей старшего поколения.

2. На сборе-старте ученики выбирают форму праздничного мероприятия — устный журнал и определяют его тему.

3. Библиотекарь организует выставку книг.

4. Школьники разыскивают участников боевых действий, тружеников городов и сел, записывают их воспоминания.

5. Подбираются и разучиваются песни военных лет.

6. Классный руководитель организует конкурс «Рисуют мальчики войну».

7. Старшеклассники проводят цикл бесед о выдающихся полководцах и военачальниках.

8. Четвероклассники готовят праздничные открытки и приглашения для участников журнала.

Участвуют четвероклассники, классный руководитель, учитель музыки, гости — очевидцы и ветераны Великой Отечественной войны, родители, ведущие.

Класс оформлен обложкой журнала «Это праздник со слезами на глазах» и плакатами с названиями страниц; развешены рисунки учащихся; карта с выделенными на ней названиями городов-героев; репродукции с картин П. Кривоногова, А. Дейнеки, В. Пузырькова, Ю. Непринцева.

Ведущие. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же — о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

Павшим

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

 

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

(С. Щипачев)

1-я страница

«Ах, война, что ты, подлет, сделала...»

Редколлегия. Сейчас мы зададим вам вопросы по первой странице нашего журнала.

1. Назовите время начала и окончания Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.)

2. Как долго длилась война? (1418 дней и ночей.)

3. Почему войну 1941—1945 гг. называют Отечественной?

Ученики отвечают.

На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ, в борьбе против захватчиков участвовали не только регулярная армия, флот, партизанские отряды, но и все способное население, даже старики и дети. «Все для фронта! Все для Победы!» — таков был девиз тружеников тыла Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы поэт Михаил Исаковский так написал.

Русской женщине

...Да разве ж об этом расскажешь —

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

 

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

 

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря.

Кормила ты хлебом своим.

 

В холодные зимы, в метели,

У той, у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

 

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

 

Рубила, возила, копала, —

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

 

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву.

Далекое имя твое...

4. Какие невосполнимые потери понесла наша страна в этой страшной войне? (В годы Великой Отечественной войны погибли более 20миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тысяч сел и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.)

Все цифры на карточках прикрепляются к доске.

Ведущие. В исключительно тяжелых условиях советские люди восстанавливали города, заводы, возводили электростанции, строили жилье, закапывали воронки от бомб и снарядов^ Но изранена была не только земля, ведь война перепахала искорежила, ранила человеческие сердца и судьбы. Вот почему поэт, обращаясь к каждому из нас, восклицает

Люди:

Покуда сердца стучатся, —

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, — пожалуйста, помните!

(Р. Рождественский. Реквием)

2-я страница

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Редколлегия страницы вывешивает плакат с ее названием. В это время звучит первый куплет песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).

Ведущие

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

 

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

 

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

(С. Орлов)

Редколлегия. Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнем Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлевской стены. Там написано: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Есть такие памятники героизму простых солдат во многих городах Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.

Массовый героизм проявили защитники пограничной Брестской крепости, первой принявшей удары врага. В течение целого месяца, когда фашисты уже далеко продвинулись в глубь страны от нашей границы, легендарная крепость еще стояла. И не просто стояла, а продолжала сражаться, отвлекая, на себя значительные силы врага.

Демонстрируются репродукции картины П. Кривоногова «Брестская крепость».

Впоследствии крепости было присвоено звание «Крепость- Герой».

Какие другие города тоже были удостоены этой самой высокой награды за мужество и героизм их жителей и защитников? (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград (Волгоград), Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск.)

На карте флажками обозначаются эти города.

Демонстрируются репродукции картин А. Дейнеки «Оборона Севастополя», В. Пузырькова «Черноморцы».

Четвероклассники

Победители

Взвод на взвод — столкнулись и схватились,

В ход пошли кинжалы и штыки.

Немцы, словно черти, крепко бились,

Крепче немцев бились моряки.

 

Мертвые, и те в атаке страшной

Падали, верша вперед бросок.

Два часа кровавой рукопашной:

Зубы — в глотку, кортик — под сосок.

 

Глуше битва. Реже лязг металла.

Остаются двое на песках.

Немец и моряк. Дыша устало,

Сходятся они. Ножи в руках.

 

И, безмолвны, медленны и яры,

Зубы сжав до боли, над собой

Скрещивают тяжкие удары...

Сорок третий.

Керчь.

Десантный бой.

 

Рассказало поле роковое:

В схватке все до одного легли.

Только русских

Было меньше вдвое —

Моряки четвертый бой вели.

(А. Недогонов)

Ведущие. Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безвестными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к стелам и обелискам, называя улицы именами героев.

Члены редколлегии рассказывают о мужестве К. К. Рокоссовского, Лени Голикова, командиров партизанских отрядов А. В. Германа, Н.Г. Васильева, именами которых названы улицы в Пскове

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискаревское кладбище (Санкт-Петербург), Мамаев Курган (Волгоград), Сапун-гору (Севастополь), к памятнику сожженным жителям деревни Красуха (Псковская обл.) и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии-освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю (архитектор Я. Белопольский, скульптор Е. Вучетич). Это Солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасенная им немецкая девочка.

Помните!

Через века, через года, — помните!

О тех,

Кто уже не придет никогда, — помните!

(Р. Рождественский. Реквием)

3-я страница

«Вспоминают очевидцы»

Выступают учитель школы, чья мать была связной между партизанским отрядом и городским подпольем, и прадедушка одного из учеников, дошедший в годы войны до Берлина. В его рассказе звучит мысль, выраженная в поэтической форме Ю. Друниной.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ученики задают вопросы, рассматривают награды, а двое четвероклассников читают воспоминания ветеранов войны.

Школьники дарят гостям приготовленные сувениры, заканчивается страница песней «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко).

4 - я страница.

«Кто сказал, что не бывает песен на войне?»

Ведущие

Человеку холодно без песни.

На земле, открытой всем ветрам,

Я не знаю: в мире место есть ли,

Где не верят песням, как кострам.

(С. Орлов)

Действительно, как от костра, от песни становится светло, радостно, тепло, песни на войне напоминали о доме, дорогих людях, дарили надежду.

Леса в дыму. Земля туманна.

Среди болот грохочет бой...

И вновь я вынул из кармана

Платочек, вышитый тобой.

 

На нем земля, песчинки, порох,

Огонь задел его кайму.

И все же он бесценно дорог

Глазам и сердцу моему.

(В. Земной)

Звучит фонограмма песни в исполнении К.И. Шульженко «Синий платочек» (муз. Г. Петербургского, сл. М. Максимова).

Редколлегия. В короткие минуты отдыха между боями перед бойцами выступали фронтовые бригады артистов, сами солдаты рассказывали анекдоты о Гитлере, фашистах, пели и плясали. Одну из таких сцен запечатлел Ю. Непринцев.

Ученики рассматривают репродукцию его картины «Отдых после боя», потом исполняют танец «Яблочко».

Седина отсчитывает даты,

И сквозит тревогою уют.

В одиночку старые солдаты

Песни позабытые поют.

(М. Дудин)

Четвероклассники исполняют песни: «Катюша» (муз. М. Блан- тера, сл. М. Исаковского), «Маленький трубач» (сл. и муз. С. Никитина), «Баллада о солдате» (муз. В. Соловьева-Седова), народную современную песню «Шел ленинградский паренек».

5-я страница

«Памяти павших будем достойны!»

Главный редактор (классный руководитель) проводит аукцион идей добрых дел, в котором принимают участие и ученики класса, и их родители, и гости.

Четвероклассники. После коллективного обсуждения мы вносим следующие предложения:

— возлагать цветы к обелискам в каждый праздник;

— взять шефство над братской могилой;

— поздравлять жителей города со знаменательными днями (в своем доме, в своем подъезде);

— начать переписку с учащимися немецкой школы округа-побратима Гера;

— вместе с родителями посадить Аллею Памяти, ухаживать за ней до окончания школы;

— записать воспоминания о войне оставшихся в живых ее участников, записи оформить в альбом и подарить школе;

— познакомиться с историей жизни и подвига участника войны, именем которого названа одна из улиц города.

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Список использованной литературы

Алексеев С. Богатырские фамилии: Рассказы из истории Великой Отечественной войны. М., 1981.

Великая Отечественная война: Живопись, графика, скульптура / Сост. П.Г. Серова. М., 1994.

Великая Отечественная война 1941 — 1945: События. Люди. Документы: Крат. ист. справ. / Под общ. ред. О.А. Ржешевского. М., 1990.

Великая Отечественная война 1941—1945: Энцикл. / Гл. ред. М.М. Козлов. М., 1985.

Воронов И.В. Люди, события, памятники / Кн. для уч-ся ст. кл. М., 1990.

Воскобойников В. В городе на Каме. М., 1983.

Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. М, 1984.

Галлай М. Летчик Валентина Гризодубова. М., 1984.

Попов В.И. Памятники бессмертного подвига. М., 1975.

Путешествие в страну поэзии / Сост. Л.А. Соловьева, Д.А. Семичев. Л., 1968.

Салют, Пионерия! Рассказы, очерки, стихи. М., 1982.

Цессарский А. Операция «Мост». М., 1982.

Рекомендуем посмотреть:

Утренник к 9 мая – День Победы, 3 класс

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Классный час ко Дню Победы для 4 класса

Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 и их подвиги. Рассказы

9 мая День Победы для младших школьников. Сценарии

Галина Юрьевна Лаврова # 30 января 2016 в 18:19 0
Мне нравиться проводить этот великий день с малышами.Они очень любят читать стихотворения о войне.Это мероприятие очень тронуло.
Акзайда Темерхановна Кутубарова # 17 февраля 2016 в 20:36 0
Воспитательное значение данного мероприятия очень велико. Сценарий включает интересный материал, который соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Для проведения классного часа учащиеся включаются в активную творческую деятельность в ходе подготовки и в заключительной части данного мероприятия.
Юлия Сергеевна Убийко # 1 марта 2016 в 21:36 0
Никогда не могу спокойно готовить мероприятие ко Дню Победы, потому что без слёз его не проведёшь. Данный конспект мероприятия раскрывает чувство уважения к ветеранам, пожилым людям. Чувством долга. И огромный плюс при подготовке задействовать родителей. Замечательный сценарий. Спасибо
Гульфиза Ислямовна Карибаева # 30 марта 2016 в 19:31 0
Воспитательное мероприятие, посвященное Дню Победы и призванное воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм наших предков, чувства уважения к ветеранам - защитникам нашей Родины в годы ВОВ.
Марина Анатольевна Карасева # 21 апреля 2016 в 13:59 0
Очень интересный конспект представлен с целью воспитания у детей чувства уважения к подвигу наших предков.Проведена большая подготовительная работа, привлечены родители.Думаю дети получили хороший урок мужества.Спасибо.
Виктория Анатольевна Касперович # 16 апреля 2017 в 20:25 0
Всегда с таким чувством, желанием готовлюсь к этому святому празднику-Дню Победы. С удовольствием наблюдаю, как и мои ученики готовят стихи, какие-то факты, воспоминания о той далекой, но такой близкой войне. Спасибо за сценарий.