Классный час «Чечня наша память и боль», 10 класс

Литературно-музыкальная композиция составлена для школьников 10 класса «Эхо Чечни будет долгим укором звучать...»

Участники: учащиеся 10-го класса, учитель русского языка и литературы, воины запаса, вернувшиеся из Чечни, их матери, братья и сестры.

Цели:

1) способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;

2) установить и поддерживать контакты старшеклассников с воинами запаса, воевавшими в Чечне и Афганистане, и членами их семей.

Подготовительная работа

I. Поиск и сбор материалов о подвиге воинов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской воздушно-десантной дивизии.

II. Проведение встреч с земляками, участвовавшими в боевых действиях в Чечне и Афганистане, членами их семей.

III. Составление литературно-музыкальной композиции, проведение репетиций ее фрагментов.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на классной доске написано крупными красивыми буквами название литературно-музыкальной композиции;

б) возле стены установлен стол, на котором будут зажжены свечи у портретов погибших воинов;

в) видео- и аудиомагнитофон, телевизор, аудио- и видеокассеты.

Ход вечера

На фоне лирической мелодии звучат в исполнении ведущих вечера (первый ведущий — девушка, второй ведущий — юноша) отрывки из стихотворения М.С. Пляцковского «Родина».

1-й ведущий

Родина, — мы говорим волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

2-й ведущий

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли —

И на век останется святым...

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

1-й ведущий. Так уж вышло, что история России — это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности. Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт — все они искали мирового господства. У всех на пути к нему встала Русь, Россия.

2-й ведущий. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Звонит колокол.

1-й ведущий. Звон колокола. Как призыв, как набат, как память! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем тем, кто в наше мирное время познал тяготы войны.

У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей, и они хотят быть услышанными, хотят быть нужными правде.

2-й ведущий. Сегодняшний вечер мы посвящаем героям-десантникам из 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии. Сегодня мы хотим и будем говорить о мужестве и героизме тех, кто вернулся из армии в наше село, чьи нелегкие армейские дороги прошли через Чечню.

Представление гостей (юноши, вернувшиеся из Чети, их матери, братья, сестры). Под гитару исполняется песня «Грозный».

1-й ведущий. Да, действительно, у войны, которая идет в Чечне, еще нет истории, она не написана. Казалось, что сегодня нет места подвигу, что непроницаемая мгла поглощает Россию. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг 6-й роты псковских десантников.

Звучит стихотворение В. Гумарова «У селенья Улус-Керт...» Звуки боя, мечущийся свет ракет в качестве музыкального оформления.

У селенья Улус-Керт

Бьется с бандой Псковская рота.

Здесь повсюду гуляет смерть,

Здесь повсюду гуляет смерть,

И навряд ли минует кого-то.

 

От разрывов гудит земля.

Не пробьется никак подмога.

Отступить же никак нельзя,

Отступить ни на шаг нельзя,

На вес золота эта дорога.

 

На исходе боезапас,

В ход пошли уже штык и лопата.

«Как-то мамы там будут без нас?»

Шепчут губы мальчишки-солдата.

 

На высотке лежат бойцы,

Стонут горы в тоске и печали,

Честь вам матери и отцы!

Честь вам матери и отцы!

Что такими вот их воспитали!

Честь вам матери и отцы!

Что героями их воспитали!

1-й ведущий. Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. Восемьдесят четыре из них пали в бою, но не отступили ни на шаг. Предпочли смерть 6-я рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так драться и умирать ее солдаты, значит она жива.

Учащийся читает стихотворение А. Николаева:

Был первый день весны, еще дремали горы,

Еще весны дыханье не пришло,

Шли пацаны, не слышны разговоры,

Знамение судьбы их в вечность повело.

 

И шли они в строю, все как родные братья,

Беретов цвет их породнил на век,

Хранил их Бог от всякого несчастья,

Но этот день ускорил жизни бег.

1-й ведущий. О жестоких боях в Аргунском ущелье с 29 февраля по 3 марта слухов было множество. Наибольшие потери понесли воины 76-й Воздушно-десантной дивизии.

2-й ведущий. Весь мир потряс подвиг 6-й роты. Ей поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты, чтобы не дать прорваться противнику из Аргунского ущелья. По официальным данным, рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой.

1-й ведущий. Над лавиной боевиков неслось опьяняющее: «Аллах Акбар!» Атаки духов катились одна за другой беспрерывными валами. Но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, несмотря на то, что силы прорывающихся превосходили в 25—30 раз.

Десантники стояли насмерть. Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим.

2-й ведущий. Командир батальона подполковник Марк Николаевич Евтюхин (учащийся выносит портрет, показывает и устанавливает у стены) продолжал руководить боем, хотя был тяжело ранен. А когда наступил критический момент, комбат вызвал огонь на себя. «Комбат, батяня, батяня, комбат» — стонала земля под разрывами артиллерийских снарядов.

Уходил командир, оставались мальчишки.

Крикнул он в микрофон: «Эй, прощайте, братишки».

1-й ведущий. Высота покрылась трупами боевиков, они не прошли. Но почти вся рота погибла.

Демонстрируется видеофильм о 6-й роте, в одном из эпизодов которого звучит песня в исполнении А. Маршала «Рота уходит на небо...»

Выходят ученики с портретами в руках, звучит траурная музыка. Ребята называют фамилии, имена, отчества погибших, портреты устанавливают у стены на специальный стол, зажигают свечи.

Гори, свеча, гори, не затухай,

непроходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают,

чей оборвался путь.

Кто из спокойных мирных дней

шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес

звание — солдат.

Кто в восемнадцать с небольшим

познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав,

открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай,

не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне!

1-й ведущий. Весь Псков пришел поклониться отважным своим сыновьям, крылатым своим сыновьям. В этот день плакала природа, плакали люди...

2-й ведущий. В память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченской войне, в горячих точках, объявляется минута молчания.

Далее коротко рассказывается о воинах-десантниках, оставшихся в живых.

1-й ведущий. Все мы выходим из детства, из школы. А дальше нас ведут дороги, которые не всегда бывают легкими. Пять юношей из нашей Самолуковской волости принимали участие в боевых действиях в Чечне.

2-й ведущий. Богачеву Олегу довелось служить в 104-м парашютно-десантном полку 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии. И вот Чечня. Позиции в гористой местности. Бои были частыми.

1-й ведущий. Сам Олег говорит: «Вначале было страшно, а потом привыкли к грохоту и стрельбе». Однажды после боя в ущелье осталась гореть БМД (боевая машина десанта). Боевики ждали, когда за ребятами придут. Первые попытки пробраться к ним оказались безрезультатными. Олег был в числе добровольцев, спустившихся в ущелье. Путь до машины был мучительно трудным, но наверх подняли всех ребят, оказавшихся в горящей машине.

2-й ведущий. Любимым оружием террористов являются мины. Олег вспоминает: «Рота шла в наступление. Грохнул взрыв, одна машина встала». Все поняли: вышли на минное поле, но надо двигаться вперед. Жизнь боевых товарищей оказалась в руках механика-водителя Богачева Олега.

1-й ведущий. День 18 октября 2000 года стал памятным для рядового запаса. В этот осенний солнечный день за отвагу и мужество, проявленные в борьбе с международным терроризмом в Чечне, ему была вручена медаль Суворова

2-й ведущий. Нелегкими были дороги выпускника нашей Башовской школы Никитина Евгения. В конце января 2000 года он напишет: «Все едут, и я еду. Куда? В Чечню. Побывал в Ханкале, Старой Сунже, Грозном, Алхан-Юрте, в Аргене... 159 суток, нелегких, наполненных грохотом взрывов, выстрелов, опасностью».

1-й ведущий. Женя рассказал, что брал вторым штурмом Грозный, почти три месяца с друзьями бились в Комсомольском. А домой, маме, отцу, брату, писал: «У меня все хорошо, не переживайте». Ратный путь Евгения отмечен наградами.

2-й ведущий. Воевали в Чечне и Васильев, Защен- ков, Муха.

Слово предоставляется воинам запаса.

1-й ведущий. Сегодня у нас в гостях не только воины, но и их мамы, до бесконечности любящие, не смыкающие глаз бессонными ночами, ждущие весточки от своих сыновей.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

(Н. Некрасов. «Внимая ужасам войны»)

2-й ведущий. Мы преклоняемся перед вами, дорогие матери, низкий поклон вам.

Под гитару исполняется песня «Письмо». Матерям вручаются подарки и цветы.

1-й ведущий. Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине.

2-й ведущий. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе неизгладимой трагической меткой.

1-й ведущий

Все же когда-нибудь

время воздаст по заслугам

Всем, кто стоял у истоков

кровавой реки.

Смутное прошлое жарко

нам дышит в затылок,

Ни на каких скоростях

от него не умчать.

В сумерках памяти горестно,

гулко, уныло

Эхо Чечни будет долгим

укором звучать.

(В. Шабалин. «Все же когда-нибудь время воздаст по заслугам...»)

Литература

1. Дементьев О. Десант в XXI век. Великие Луки, 2000.

2. С любовью женская душа... Альбом / Авт.-сост. Л М. Самсонова. Псков, 2002.

 

Рекомендуем посмотреть:

Классный час к 23 февраля, 11 класс

Классный час на тему: 23 февраля, 6 класс

Классный час на 23 февраля для 7 класса

23 февраля. Сценарии для школьников

Классный час на 23 февраля в 5 классе

Надежда Анатольевна Выголова # 4 февраля 2016 в 12:45 0
перед глазами видишь картины тех ужасных боев..такие мероприятия поднимают дух патриотизма.
Светлана Белова # 4 февраля 2016 в 23:29 0
Спасибо за сценарий!
Ирина Владимировна Олейник # 16 февраля 2016 в 12:29 0
Глубокий, яркий, хватающий за душу материал. Очень проникновенно и сильно. Только с помощью таких мероприятий можно достичь главной цели - воспитания духа патриотизма в наших школьниках. Спасибо за обмен опытом!
Евгений Владимирович Кравцов # 15 марта 2016 в 15:00 0
Отличное мероприятие. Спасибо за идею.