Классный час к 23 февраля, 11 класс

Конспект классного часа ко Дню защитника Отечества для 11 класса

Методическая разработка ко 23 февраля для учащихся 11 класса

Конспект классного часа к 23 февраля на тему «Честь имею!»

Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести.

П.А. Румянцев

Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Подготовительная работа: распределить тексты информационного блока между ведущими (4 ученика).

Оформление: написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь - Отечеству, честь - никому».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?».

III. Работа с понятиями.

IV. Информационный блок «Кодекс чести».

1 «Да, были люди в наше время...»

2. Честь имею.

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России?

(Дети отвечают.)

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?»

Классный руководитель. Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма...)

Какими способами пытаются получить отсрочку от армии?

(Высказывания детей.)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)

Знаете ли вы, каков срок службы по призыву? (12 месяцев.)

Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)

Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая - за счет призывников? С2/3 по контракту, 1/3 призывники.)

Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет.)

Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)

III. Работа с понятиями

Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)

Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?

(Ответ группы.)

Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

(В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.)

IV. Информационный блок «Кодекс чести»

Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие? Небольшая историческая справка, которую подготовили (имена, фамилии).

1. «Да, были люди в наше время...»

Примерный текст для ведущих (1,2):

«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.

Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить».

Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».

Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов - всего два слова: «Чудо-богатыри!»

Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».

1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков

бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа - и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!

Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам?

(Дети высказываются.)

Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России.

2. Честь имею

Классный руководитель. Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом рассказывают (имена, фамилии).

Примерный текст для ведущих (3,4):

«Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкциях, в «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных. Кодекс чести не был записан в какой-то одной книге. Это был свод неписанных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан «Яр», мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству.

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других.

Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов - боевой офицер, кавалер многих наград - потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб-гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку.

Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств.

Высокие представления о чести проявлялись и в отношении к ветеранам.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка... батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

- Ты что, дед? - спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

- А как же, - ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном...

Трудно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях.

По мнению Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерное для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами», необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» (1928) философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения... Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения... Вне рыцарственного духа национального служения - все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам».

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" - уже неактуально?»

Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»?

Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит?

Славные традиции нашей армии - они сохраняются сегодня?

Знаете ли вы героев, защитников современной России?

Изменилось ли в современной российской армии представление о чести, долге?

Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»?

В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности?

Как бы отреагировал офицер царской армии на оскорбление ветерана?

Как мы сегодня относимся к ветеранам?

Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?

Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, кто поливает грязью нашу историю, оскорбляет наши святыни?

Как вы можете охарактеризовать нравственное состояние современного российского общества?

Есть такая поговорка: «Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает». Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает?

За какие поступки вы бы не подали руки, перестали здороваться?

Дуэли улучшают нравы? Если бы сейчас разрешили дуэли, что бЬ1 изменилось в нашем обществе?

Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия?

Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»?

(Высказывания детей.)

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Кто пойдет воевать за Россию?» - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала «Русский репортер». Послушайте отрывок из этого репортажа.

...Сегодня армия в России если и срез, то только небольшой части общества - не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины «гламур» и «готично». Они не умеют складно говорить и вряд ли отличат Маркеса от Борхеса. В уличном конфликте они всегда ударят первыми, а после третьей рюмки будут делить мир на понюхавших пороха и «шпаков»... У них своя, понятная система ценностей: человек, который ворует, - «крыса», товарищ, отлынивающий от работы, - «шланг», девчонка, что не дождалась, - сука, а та, что ждет и пишет, - святая и «за нее порву любого». Вряд ли они будут долго обдумывать приказ.

...Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские кампании и вытащат - не дай бог, конечно, - новую войну.

А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003 г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно - в Чечню.

...Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист. Совсем не похож на доброго дядю-офицера - скорее, на черта. У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная «Мазда-6». Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди - вне привычных социальных отношений. С ними бесполезно говорить про мораль и про деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраинах страны.

- Тебе, видно, все это нравится?

- Не знаю, - смеется он.

- Квартира, семья есть?

- Семья есть, квартиру пока не дают.

- Нет обиды на государство?

- Да ладно, - отмахивается он, - чего там государство! Государство вон - парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ - за бабулек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают - хоть нас, хоть себя, хоть

родных своих, нам главное - задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди...

Авторы репортажа рассказывают о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Но читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России еще не обесценились.

В названии этого репортажа поставлен вопрос: «Кто пойдет воевать за Россию?» Вы можете на него ответить?

(Высказывания детей.)

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?

Список литературы

1. Скобелев М.Д. Воспитание войск / О долге и чести воинской в Российской армии // Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991.

2. Рашидов О., Бабченко А. Кто пойдет воевать за Россию? // Русский репортер. 06.09.2007.

3. Штучный С.А. Патриотизм-источник духовных сил воина 

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: 23 февраля, 6 класс

Классный час на 23 февраля для 7 класса

23 февраля. Сценарии для школьников

Турнир рыцарей к 23 февраля в школе

Классный час на 23 февраля в 5 классе

Елена Павловна Курлович # 22 декабря 2015 в 21:07 0
Хотелось бы из сценария понять, была -ли презентация или это была просто общение учителя и ведущих с аудиторией.Учащиеся были сразу разделены на группы или в ходе мероприятия и какое время отводилось группам на обсуждение понятий.Хотелось-бы немножко по-подробней.Спасибо за интересный материал.
Евгений Владимирович Кравцов # 15 марта 2016 в 15:33 0
Чувствуется большая подготовка учителя. Очень интересный материал. Спасибо.