Классный час на тему 23 февраля, 10-11 класс

Конспект классного часа ко Дню Защитника Отечества для 10-11 класса

23 февраля для старшеклассников. Сценарий

Классный час «Российская Армия во все времена…»

Классный час в преддверии 23 февраля

Цели: познакомить школьников со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к ее защитникам, стремление служить Отечеству.

Предварительная подготовка: помимо подготовки атрибутики для украшения кабинета, учителю нужно подобрать материал, который включен в рассказ и хорошо, если этот материал будет демонстрироваться через проектор. Также классному руководителю потребуется помощь нескольких учениц из класса.

Оформление кабинета: кабинет оформлен в цветах Российского и Андреевского флагов. На стендах красиво оформлены государственные герб, флаг и гимн РФ.

Ход классного часа

Звучит песня Л. Агутина «Граница».

Учитель. 23 Февраля... Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной армии, впоследствии он был переименован в День Советской армии и Военно-морского флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.

Ученица 1. Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требуют наличия армии и флота. Так было и с Россией.

Ученица 2. Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. Первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

Учитель. В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем Иван III внес ряд изменений в военное дело, в частности, войска стал возглавлять главный воевода, а не глава государства.

Ученица 1. В результате, Русь стала одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии. Регулярная армия начала складываться при Иване IV. В результате военных реформ Ивана IV было отменено местничество на время походов, определен единый порядок прохождения воинской службы, появились полки нового строя (стрелецкие).

Ученица 2. До XVII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью войн России частично удалось решить эти проблемы, хотя были и ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).

Учитель. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество от врагов. О русской воинской доблести писали Г. Державин, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др.

Ученица 1. Предлагаем вашему вниманию военно-историческую викторину «От кольчуги до мундира», посвященную истории русского военного костюма. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В Древнем Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от другого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.

Ученица 2. А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира - это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, ее замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах и походах, совершенных во славу русского оружия.

Учитель. Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Ученица 1. Необыкновенную смелость, самоотверженность проявляли древние русские воины при защите западных, восточных, северных и южных границ Русского государства от нежданных пришельцев - печенегов и половцев, татаро-монголов, немецких рыцарей.

Ученица 2. В сегодняшней викторине будут участвовать все мальчики нашего класса. Сейчас мы раздадим вам листы для ответов - вы их подпишите и ответьте на наши вопросы. Победитель получит приз.

Учитель. Первый вопрос. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам - ее носили с X до XVII века, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?

Участникам дается время на написание ответа в своих бланках.

Ученица 1. Это кольчуга - рубашка из множества железных колец.

Ученица 2. В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной и распространенной одеждой. Ее носили как воины, так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки.

Учитель. Для изготовления кольчуги требовалась проволока сечением не более 2 мм. Чтобы сделать ее, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске.

Ученица 1. В кузнице устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную Доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывал клещами просунутый в первое отверстие кусок Раскаленного железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал ее, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов.

Ученица 2. Второй вопрос. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу - «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Что это?

Время для ответа.

Учитель. Шлем.

Ученица 1. Русские шлемы существовали в военном снаряжении в XIII—XVII веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов различного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале XIII века.

Ученица 2. История его такова: в 121 б году бились князья Константин и Георгий, сыновья князя Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении был Мстислав Удалой, а союзником Георгия - Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав свое боевое вооружение, бежали с поля битвы... И на этом месте спустя почти 600 лет найден был в лесной яме шлем побежденного князя Ярослава. А предполагалось, что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена накладными серебряными чеканными пластинами.

Учитель. Третий вопрос. В эпоху какого царя русского солдата одевают в немецкую одежду - кафтан, камзол, штаны, чулки с башмаками, треугольную шляпу и пояс-шарф?

Время для ответа.

Ученица 1. В эпоху Петра I.

Ученица 2. Носить эту одежду полагалось и летом, и зимой. Правда, в непогоду и холода сверху можно было набросить короткий плащ - епанчу. Законодателей офицерских мод не смущало, что в Европе и в России зимы, мягко говоря, разные, и что немцу здорово, то русскому - насморк. Но ничего, носили! Железные люди служили в русской армии. Хорошо хоть, что в отличие от европейского, русский мундир был более свободным, и солдат не боялся лишний раз вдохнуть полной грудью.

Учитель. В петровские времена мундиры солдат и офицеров по цвету не различались. Пехота вся была земляного цвета, драгуны (кавалерия) - синего, артиллеристы - красного. Офицеров, правда, немного оттенили золотом - золоченые пуговицы и золотой галун на шляпе, воротнике, обшлагах и краях карманов. И особенно хорош был офицерский шарф. Он выполнялся из красных, синих и серебряных нитей под цвет нового российского флага и носился через правое плечо.

Ученица 1. Гусары появились в русской армии при Елизавете Петровне, а так как родиной этого вида легкой кавалерии была Венгрия, то и форму заимствовали оттуда. Гусары носили рейтузы, называемые чикчирами, короткую куртку (доломан) и суконную, отороченную мехом куртку (ментик), которая обычно носилась на левом плече, закрепленная (чтобы на скаку не свалилась) специальным шнуром. И вся эта амуниция была сплошь расшита золотым или серебряным шнуром и украшена многочисленными золочеными пуговицами.

Ученица 2. Гусары прославились своим героизмом в Отечественную войну 1812 года. И отличить на поле боя, в дыму, на большом расстоянии один полк от другого можно было по разным цветам доломанов и ментиков.

Учитель. Четвертый вопрос. Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте?

Время для ответа.

Ученица 1. Погоны и эполеты.

Ученица 2. Погоны сначала были скорее украшением, поскольку долго не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более - от генералов.

Ученица 1. До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу и, как следствие, были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его «потешные» полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XVII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирался из крестьян и других сословий, офицерский корпус - из дворян.

Ученица 2. Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в 1715 году создается Морская академия, с 1716 года - ведется подготовка через гардемаринскую школу.

Учитель. Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, это связано с большими потерями. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755-1762 годов, Русско-турецкая война 1768-1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

Ученица 1. Вообще слово «армия» происходит от латинского слова агто - «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Около шестидесяти лет назад наша Советская армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

Ученица 2. А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Ведущая. Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия - Родину защищать!».

Учитель.

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья-разбойника

Он служить заставил.

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

Ученица 1. Пятый вопрос. Как зовут трех богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»?

Ученица 2. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель. Шестой вопрос. Что означает звание гардемарин?

Ученица 1. В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия», то есть гардемарин это человек, окончивший морскую академию.

Ученица 2. Это звание было установлено Петром I в 1716 году.

Учитель. Седьмой вопрос. Кто такие гренадеры?

Ученица 1. Гренадеры - это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны.

Ученица 2. Восьмой вопрос. «Проверено, мин нет». Кто делает такие надписи? Про них еще говорят, что они ошибаются только один раз.

Учитель. Саперы.

Ученица 1. Девятый вопрос. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем?

Ученица 2. Штурвал.

Учитель. А теперь сдайте свои ответы для подведения итогов.

Зачитываются итоги викторины, награждаются победители.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир рыцарей к 23 февраля в школе

23 февраля. Сценарий для школы

Классный час в 9 классе на тему 23 февраля

Конкурсная программа на 23 февраля для старшеклассников в школе. Сценарий

Конкурсы к 23 февраля для учащихся 7-9 классов

Рафиля Равильевна Гилязова # 7 мая 2014 в 06:58 0
Как раз искала классный час. Подходящие идеи!Хорошая разработка, замечательный сценарий! Спасибо Вам!
Гессель Татьяна # 16 мая 2014 в 19:40 0
Богатый материал, подробно показан материал об армии, очень своевременно для юношей-старшеклассников. Мы должны знакомить с историей и воспитывать чувство патриотизма. Спасибо! Интересно!
Евгений Владимирович Кравцов # 15 марта 2016 в 15:50 0
Спасибо за интересный материал. Обязательно использую в своей работе.