Участники: учащиеся 7-го класса, классный руководитель.
Цели:
1) содействовать самопознанию и саморазвитию учащихся;
2) способствовать формированию представления у учащихся об основных жизненных ценностях;
3) содействовать созданию положительного эмоционального настроя и благоприятной атмосферы в классном коллективе.
Подготовительная работа
I. Группа семиклассников вместе с классным руководителем рисуют Дорогу Добрых Дел с расположенными вдоль нее жизненными ориентирами: Образование, Деньги, Труд, Развлечения, Мир, Успех, Семья, Здоровье, Творчество, Свобода, Любовь.
II. Совет дела подбирает «мудрые мысли» известных ученых, деятелей искусства, философов и оформляет их на карточках.
III. Изготавливается Шкатулка Мудрости.
IV. Подбираются аудиозаписи для музыкального оформления.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске прикреплено изображение Дороги Добрых Дел и записан эпиграф:
Пусть будет
добрым ум у вас.
Пусть сердце
умным будет.
(С. Я. Маршак);
б) магнитофон и аудиокассеты;
в) листы бумаги формата А4, цветные мелки, карандаши по количеству учащихся.
Звучит мелодия песни «Прекрасное далёко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина).
I. Вступительное слово классного руководителя:
— Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. Год за годом, день за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем.
Сегодня мы, фантазеры и мечтатели, в начале нового учебного года заглянем в свое «прекрасное далёко».
А задумывались ли вы над тем, что это за «чистый исток», с которого мы начинаем свой жизненный путь? (Дети предлагают свои ответы.)
Действительно, «чистым истоком» является маленькая страна с удивительно красивым названием «Детство». Давайте вместе совершим небольшую экскурсию в эту страну.
II. Учащиеся отвечают на следующие вопросы.
1. Каким было ваше самое первое воспоминание?
2. Какие были твои самые любимые игрушки?
3. Какой была твоя первая книжка?
4. Каким ты был в раннем детстве?
5. Чему тебя научили?
6. Кто для тебя был самым главным человеком?
Затем предлагают свои варианты окончания предложения «За яркое и счастливое детство я благодарен...»
III. Учитель обращает внимание детей на то, что приятные воспоминания помогут им с помощью цветных мелков нарисовать свою страну Детства. Под мелодию песни «Маленькая страна» (И. Николаев) семиклассники выполняют задание, а затем по желанию показывают рисунки и комментируют их.
IV. Классный руководитель говорит о том, что детство — это начало жизненного пути, его истоки и корни. Благодаря тем людям, которые вырастили ребенка, зажигается свеча его души. Но только от него самого зависит, станет ли он свечой тлеющей или превратится в чудесный факел.
V. Учитель подрисовывает на Дороге Добрых Дел маленького человечка и читает стихотворение:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик —
Получился человечек.
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали — только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным.
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет человек.
(Ю. Михайлов)
VI. Педагог размышляет с детьми о том, легко ли человечку превратиться в человека? Что для этого необходимо? Что такое личность? А затем говорит, что превращение человечка в личность — это трудный процесс. Для этого необходимо учиться, много трудиться, не переставать удивляться красоте и разнообразию окружающего нас мира. Становление личности — это постоянная работа мысли, души, знание своих истоков, своих корней. Уже в подростковом возрасте нужно задуматься о своем самоопределении, выработать собственные взгляды на жизнь и собственное отношение к миру, к людям, к событиям, собственные требования к себе самому и окружающим людям. Ведь это период «пересаживания корней», когда каждый подросток подобен витязю на распутье, выясняющему, куда ему идти.
VII. Дети формулируют вопросы, на которые им следует ответить в их возрасте. После этого записываются коллективные вопросы.
1. Что в жизни человека является самым главным?
2. Кем я хотел бы стать?
3. Какие качества для этого мне необходимы?
4. В чем моя сила?
5. В чем моя слабость?
6. Что такое настоящая дружба?
VIII. Классный руководитель предлагает учащимся обратить внимание на Дорогу Добрых Дел, выбрать из расположенных вдоль нее приоритетов наиболее важные для себя, записать и проранжировать.
IX. Учитель подводит итоги урока знаний, говорит о том, что человек становится человеком и остается им, если в жизни идет дорогою добра. Обращает внимание на слова В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, журавлиную стаю в голубом небе, отраженное солнце в мириадах капель утренней росы, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту». А затем предлагает всем ученикам взять из Шкатулки Мудрости с собою в путь по Дороге Добрых Дел «мудрые мысли» великих людей:
«Что бы ни случилось, не теряй мудрости» (Л.H. Толстой);
«Подумав как следует, мысль излагай.
А без фундамента не воздвигай» (Саади);
«Лучше думать перед тем, как действовать, чем после» (Демокрит);
«Если не верить в самого себя, нельзя быть гением» (О. Бальзак);
«Родиться мало — надо еще состояться» (Ксенократ);
«Обладание мудростью включает 3 дара: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать» (Демокрит);
«Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других» (JI.H. Толстой);
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Д.И. Толстой);
«Ты взвешивай слово на точных весах:
бездумное слово — лишь ветер и прах» (Н. Хисрав);
«Ты сдерживай свой гнев: кто развязал язык, тот связан цепью бед» (Рудаки);
«Будьте осмотрительны и сохраняйте хладнокровие. Владеющая собою голова также нужна, как горячее сердце» (Д. Леббок);
«Величайшая победа есть победа над самим собой» (П. Кальдерон).
Литература
1. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2002.
2. Крылатые слова / Сост. С.В. Максимов. Н. Новгород, 1994.
3. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. ст. и фрагментов из работ. М., 1986.
День знаний в начальной школе. Сценарий
День знаний – 1 сентября в школе. Сценарии
Лариса Владимировна Скиба # 19 июня 2018 в 15:44 0 |