Сценарий праздника в начальной школе, посвящённый творчеству Бианки

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов

Праздник «Мир вокруг нас», посвященный творчеству В. В. Бианки

Ведущий. Родился будущий писатель-натуралист В. В. Бианки 12 февраля 1894 г. в Петербурге. Отец его был ученым- орнитологом (специалистом по птицам).

Все написанное В. В. Бианки - это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Вы все уже читали, наверное, его рассказы. А когда будете в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик В. Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой. Он учит вас любить ее и беречь.

А сейчас мы с вами проведем игру. Будьте внимательны. За правильные ответы вы будете получать жетоны, и в конце игры мы выявим победителя.

Конкурс «Кто где живет?»

Для этого конкурса нужно подготовить плакат с изображением уголка леса (по книге: Бианки В. «Кто чем поет?». - Изд. «Малыш», 1974), на котором сделаны прорези. Приглашаются несколько человек, которые должны вставить фигурки насекомых, птиц, животных в соответствующие прорези.

На плакате должны быть помещены:

• в воздухе - майский жук, ястреб, шмель, муха, жаворонок, ласточка;

• в воде - пеликан, аист, выпь, журавль, цапля, водомерка;

• в земле - крот;

• на траве - кузнечик, муравей, паук-сенокосец, удод, мышь, гусеница;

• на песке - ящерица, змея, лягушка;

• на деревьях - белка, дятел, клест, козодой, мухоловка, вертишейка, в дупле - летучая мышь.

Это интересно!

Знаешь ли ты, что...

• Самый сильный из насекомых - жук-носорог; будучи сам весом 14 г, может тащить груз массой 1 кг 580 г.

• Сова уничтожает за лето 1 000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба.

• Кукушка за час может съесть 100 гусениц.

• Пчеле надо облететь 100 000 цветов, чтобы собрать 17 кг меда.

• Летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает от малярии многих людей.

• Дятел съедает за день до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество муравьев.

Загадки о лесных жителях «Угадай, кто это?».

По описанию ребятам предлагают угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как начинается рассказ или сказка.

1. «Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат». (Паук-сенокосец, сказка «Как муравьишка домой спешил».)

2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде как посуху. Оттолкнется ножками и катит- скользит по воде, как по льду». (Клоп-водомерка, сказка «Как муравьишка домой спешил».)

3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху - дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница, сказка «Как муравьишка домой спешил».)

4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! И ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица, «Первая охота».)

5. «Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир, «Первая охота».)

6. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки, «Кто чем поет?».)

7. «Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, что это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута». (Летучая мышь, «Чьи это ноги?».)

Конкурс «Птичья галерея».

Ребятам предлагается по иллюстрации узнать птиц. Для подготовки к этому конкурсу можно использовать различный изобразительный материал, рисунки, фотографии, журнальные статьи, энциклопедии.

Конкурс «Загадки о птицах».

Ребятам предлагается отгадать загадки из книги П. Барто «Птичий хоровод» или из любого другого сборника загадок, например из сборника: Пособие для учителя. / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

1. ...Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мерзлый ствол:

"Эй, компания - за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок, -

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой!

(Дятел.)

 

2. Для малышей своих - птенцов-голышек -

Они в январские, крутые времена

Щипцами клюва из еловых шишек

Смолистые таскают семена.

(Клесты.)

 

3. Высоко он вьется,

Чуть дрожа, замрет,

Тихо покачнется,

Вкось крылом черкнет.

Песня льется,

Оборвется -

С высоты спадает нить:

Время птице

Возвратиться

И в гнездо стрелой скользить.

(Жаворонок.)

 

4. Прибыл он к нам весной,

Жил сперва в одиночестве

И в гнезде над сосной

Ладил ветки для прочности.

Но однажды в свой дом

Он вернулся не с веткою -

Опустился в гнездо

С белоснежной соседкою.

(Аист.)

 

Точно пруд стараясь выпить,

В воду клюв опустит... (выпь)

И вопит в ночи до хрипа,

Всколыхнув, разводит зыбь.

Все гудит на всю округу,

Слышен рев издалека-

Все зовет свою подругу,

Но она тропой упругой

Скрылась в чаще тростника.

(Удод.)

 

6. Звали птицу и "дремлюгой",

И "чурилом-ночником".

И шарахались с испугу,

Кто с ним вовсе не знаком.

А на вид не так он страшен:

На крылах узорный крап,

Под кору стволов окрашен,

Оперен до самых лап.

Головастый, черноусый,

Кошелем разинет клюв,

А глаза круглы, как бусы,

Смотрят в звезды не моргнув.

(Козодой.)

 

Сама в наряде скромном

Сидела на гнезде,

Сам по местам укромным

С утра шнырял везде.

Как сажей перепачканный,

Папаша черно-бел

Носил букашек пачками,

Еще и песню пел:

"Разиньте клюв пошире,

Три-три,

Три-три,

Че-ты-ре!"

(Мухолов.)

 

8. В дупле у пестрой... (вертишейки)

Птенцы покручивают шейкой,

Язык высовывают клейкий,

На всех шипят сердитой змейкой.

 

9. Пройдет едва ль неделя -

В полете все касатки,

Лишь ночь - они в гнезде.

Все облететь успели,

Играют в салки, в прятки -

Крыло спасет везде...

(Ласточки-касатки.)

 

10. О чем бы птица ни кричала,

Птенцов сбирала ли, крича,

Гнездо снимала ли с причала,

Бранилась с ними сгоряча,

Но вдруг, нырнув,

Стремглав помчалась...

И вот за чащей камыша

На чистой глади закачалась,

В заплечье пряча малыша.

(Чомга.)

 

11. Клином в небо поднялись высоко.

Вольным воля на пути широком,

И летят не только днем, а ночью:

Видел кто-то не во сне, воочью.

(Журавли.)

Конкурс "Птичья столовая".

Ребятам предлагается разложить перед изображениями птиц карточки

с перечнем того, чем питаются эти птицы.

- Цапля, журавль (рыба, лягушки, клюква, жуки);

- чайка (рыба, насекомые);

- сова (мыши, грызуны, мелкие птицы);

- снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины);

- дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев);

- воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды);

- сорока (зерно, насекомые);

- ласточка (мухи, комары, жучки);

- синица (сало, пшено, зерно);

- скворец (вишня, черви, насекомые);

- грач (зерно, личинки, черви)',

- клест (насекомые, ягоды, семена шишек);

- сокол (мелкие животные, мелкие птицы);

- глухарь (насекомые, ягоды, почки деревьев).

Пословицы и поговорки о птицах:

1. Был коршун, да выпорхнул.

2. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

3. Воробей сидит на тыне - надеется на крылья.

4. Ворон ворону глаз не выклюет.

5. Всяк кулик в своем болоте велик.

6. Всякая птичка свои песенки поет.

7. Жаворонок - к теплу, а зяблица - к стуже.

8. Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.

9. Видно сокола по полету.

10. И журавль тепла ищет.

11. Красна птица пеньем, а человек уменьем.

12. Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

13. Молодость - пташкой, а старость - черепашкой.

14. Невелика птичка, да коготок остер.

15. Одна ласточка весны не делает.

16. Птице - крылья, человеку - разум.

17. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

18. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

19. У вороны искал петух обороны.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной и игровой программы для младших школьников

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе по теме: Сказки

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Конкурс эрудит

Конкурсная программа для младших школьников

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Праздник чая»

Мила Кузьмина # 15 сентября 2013 в 17:05 +1
Здорово! Насыщенный, яркий и познавательный праздник. Думаю, что В. Бианки этого заслуживает. Его книги учат любить природу и быть наблюдательными. С детства люблю его рассказы и сказки. Когда я работала на классе, один "Знайка" заявил: "Какая это сказка, там даже волшебства нет!" Если внимательно читатать его рассказы и сказки, то все в лесу оживает и  кажется волшебным! Спасибо за хороший материал!
Светлана Николаевна Лексина # 5 января 2014 в 19:22 0
Очень интересный сценарий! Бианки прекрасный писатель, который всеми своими произведениями показывает любовь к природе. Его рассказы поучительны и так понятны детям. Спасибо  за такой интересный материал!
Ольга Ивановна Левкина # 8 марта 2014 в 20:49 +1
Яркий и познавательный праздник.  Книги В. Бианки учат любить природу и быть наблюдательными. С детства люблю его рассказы и сказки.Спасибо за хороший материал!
Вера Шипкова # 16 марта 2014 в 20:55 +1
Большое спасибо, какой интересный материал.
Валентина Фёдоровна Сердобинцева # 23 марта 2014 в 16:47 +1
Сценарий познавательный, с использованием наглядности. Дети всегда любят отгадывать загадки. Думаю, ваш сценарий можно использовать не только во внеклассной работе , но и на уроках природоведения.Спасибо!
Светлана Федоровна Козлова # 29 марта 2014 в 06:57 +1
Очень интересный и познавательный материал.
Нелли Юрьевна Андреева # 14 мая 2014 в 10:52 +1
Праздник, который расширяет кругозор учащихся,учит любить и беречь природу.Учитель использовала самые разнообразные приемы и формы работы, что отразилось на активизации работы ребят.Использую в своей работе.Спасибо за интересное мероприятие.
Анна Анатольевна Зиберт # 26 июля 2014 в 10:46 +1
Очень интересный урок. Возьму на заметку. Спасибо.
Людмила Анатольевна Кусова # 14 сентября 2014 в 16:36 +1
Доброе время суток! Мероприятие очень полезное...познавательное,и в то же время, развлекательное. Большое воспитательное значение для детишек!Спасибо!