Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов
Праздник «Мир вокруг нас», посвященный творчеству В. В. Бианки
Ведущий. Родился будущий писатель-натуралист В. В. Бианки 12 февраля 1894 г. в Петербурге. Отец его был ученым- орнитологом (специалистом по птицам).
Все написанное В. В. Бианки - это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Вы все уже читали, наверное, его рассказы. А когда будете в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик В. Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой. Он учит вас любить ее и беречь.
А сейчас мы с вами проведем игру. Будьте внимательны. За правильные ответы вы будете получать жетоны, и в конце игры мы выявим победителя.
Конкурс «Кто где живет?»
Для этого конкурса нужно подготовить плакат с изображением уголка леса (по книге: Бианки В. «Кто чем поет?». - Изд. «Малыш», 1974), на котором сделаны прорези. Приглашаются несколько человек, которые должны вставить фигурки насекомых, птиц, животных в соответствующие прорези.
На плакате должны быть помещены:
• в воздухе - майский жук, ястреб, шмель, муха, жаворонок, ласточка;
• в воде - пеликан, аист, выпь, журавль, цапля, водомерка;
• в земле - крот;
• на траве - кузнечик, муравей, паук-сенокосец, удод, мышь, гусеница;
• на песке - ящерица, змея, лягушка;
• на деревьях - белка, дятел, клест, козодой, мухоловка, вертишейка, в дупле - летучая мышь.
Это интересно!
Знаешь ли ты, что...
• Самый сильный из насекомых - жук-носорог; будучи сам весом 14 г, может тащить груз массой 1 кг 580 г.
• Сова уничтожает за лето 1 000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба.
• Кукушка за час может съесть 100 гусениц.
• Пчеле надо облететь 100 000 цветов, чтобы собрать 17 кг меда.
• Летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает от малярии многих людей.
• Дятел съедает за день до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество муравьев.
Загадки о лесных жителях «Угадай, кто это?».
По описанию ребятам предлагают угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как начинается рассказ или сказка.
1. «Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат». (Паук-сенокосец, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде как посуху. Оттолкнется ножками и катит- скользит по воде, как по льду». (Клоп-водомерка, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху - дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! И ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица, «Первая охота».)
5. «Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир, «Первая охота».)
6. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки, «Кто чем поет?».)
7. «Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, что это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута». (Летучая мышь, «Чьи это ноги?».)
Конкурс «Птичья галерея».
Ребятам предлагается по иллюстрации узнать птиц. Для подготовки к этому конкурсу можно использовать различный изобразительный материал, рисунки, фотографии, журнальные статьи, энциклопедии.
Конкурс «Загадки о птицах».
Ребятам предлагается отгадать загадки из книги П. Барто «Птичий хоровод» или из любого другого сборника загадок, например из сборника: Пособие для учителя. / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
1. ...Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мерзлый ствол:
"Эй, компания - за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок, -
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!
(Дятел.)
2. Для малышей своих - птенцов-голышек -
Они в январские, крутые времена
Щипцами клюва из еловых шишек
Смолистые таскают семена.
(Клесты.)
3. Высоко он вьется,
Чуть дрожа, замрет,
Тихо покачнется,
Вкось крылом черкнет.
Песня льется,
Оборвется -
С высоты спадает нить:
Время птице
Возвратиться
И в гнездо стрелой скользить.
(Жаворонок.)
4. Прибыл он к нам весной,
Жил сперва в одиночестве
И в гнезде над сосной
Ладил ветки для прочности.
Но однажды в свой дом
Он вернулся не с веткою -
Опустился в гнездо
С белоснежной соседкою.
(Аист.)
Точно пруд стараясь выпить,
В воду клюв опустит... (выпь)
И вопит в ночи до хрипа,
Всколыхнув, разводит зыбь.
Все гудит на всю округу,
Слышен рев издалека-
Все зовет свою подругу,
Но она тропой упругой
Скрылась в чаще тростника.
(Удод.)
6. Звали птицу и "дремлюгой",
И "чурилом-ночником".
И шарахались с испугу,
Кто с ним вовсе не знаком.
А на вид не так он страшен:
На крылах узорный крап,
Под кору стволов окрашен,
Оперен до самых лап.
Головастый, черноусый,
Кошелем разинет клюв,
А глаза круглы, как бусы,
Смотрят в звезды не моргнув.
(Козодой.)
Сама в наряде скромном
Сидела на гнезде,
Сам по местам укромным
С утра шнырял везде.
Как сажей перепачканный,
Папаша черно-бел
Носил букашек пачками,
Еще и песню пел:
"Разиньте клюв пошире,
Три-три,
Три-три,
Че-ты-ре!"
(Мухолов.)
8. В дупле у пестрой... (вертишейки)
Птенцы покручивают шейкой,
Язык высовывают клейкий,
На всех шипят сердитой змейкой.
9. Пройдет едва ль неделя -
В полете все касатки,
Лишь ночь - они в гнезде.
Все облететь успели,
Играют в салки, в прятки -
Крыло спасет везде...
(Ласточки-касатки.)
10. О чем бы птица ни кричала,
Птенцов сбирала ли, крича,
Гнездо снимала ли с причала,
Бранилась с ними сгоряча,
Но вдруг, нырнув,
Стремглав помчалась...
И вот за чащей камыша
На чистой глади закачалась,
В заплечье пряча малыша.
(Чомга.)
11. Клином в небо поднялись высоко.
Вольным воля на пути широком,
И летят не только днем, а ночью:
Видел кто-то не во сне, воочью.
(Журавли.)
Конкурс "Птичья столовая".
Ребятам предлагается разложить перед изображениями птиц карточки
с перечнем того, чем питаются эти птицы.
- Цапля, журавль (рыба, лягушки, клюква, жуки);
- чайка (рыба, насекомые);
- сова (мыши, грызуны, мелкие птицы);
- снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины);
- дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев);
- воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды);
- сорока (зерно, насекомые);
- ласточка (мухи, комары, жучки);
- синица (сало, пшено, зерно);
- скворец (вишня, черви, насекомые);
- грач (зерно, личинки, черви)',
- клест (насекомые, ягоды, семена шишек);
- сокол (мелкие животные, мелкие птицы);
- глухарь (насекомые, ягоды, почки деревьев).
Пословицы и поговорки о птицах:
1. Был коршун, да выпорхнул.
2. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
3. Воробей сидит на тыне - надеется на крылья.
4. Ворон ворону глаз не выклюет.
5. Всяк кулик в своем болоте велик.
6. Всякая птичка свои песенки поет.
7. Жаворонок - к теплу, а зяблица - к стуже.
8. Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
9. Видно сокола по полету.
10. И журавль тепла ищет.
11. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
12. Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
13. Молодость - пташкой, а старость - черепашкой.
14. Невелика птичка, да коготок остер.
15. Одна ласточка весны не делает.
16. Птице - крылья, человеку - разум.
17. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
18. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
19. У вороны искал петух обороны.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий конкурсной и игровой программы для младших школьников
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе по теме: Сказки
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Конкурс эрудит
Конкурсная программа для младших школьников
Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Праздник чая»