Цели: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об освоении человеком космического пространства; моделировать экипировку космонавта.
Оборудование: портрет Ю. Гагарина, фотографии или картинки с изображением космических кораблей, спутников; у учащихся - ножницы, клей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге?
— Какие спасательные средства имеются на корабле?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?
— Для чего нужно соблюдать все эти правила?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня Муравьишка приглашает нас в необычное путешествие. Почему необычное? Догадайтесь сами.
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)
Он — не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке и в какое путешествие приглашает нас Муравьишка. (О космосе. Муравьишка приглашает нас в космическое путешествие.)
— Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. (Зачем люди осваивают космос?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 72. Что вы знаете об освоении человеком космоса? Расскажите об этом, пользуясь рисунком.
(Учащиеся рассказывают, учитель дополняет их ответы.)
12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. С орбиты он докладывал:
— Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно.
Больше часа, а именно 108 мин (1 ч 48 мин), длился первый полет человека в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился точно в заданном районе. Ю. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.
(Ученики в учебнике находят портрет Ю. Гагарина.)
— Рассмотрите космический корабль «Восток» на с. 73 и современную космическую научную станцию на с. 72. Они отличаются и по размеру и по устройству. Как вы думаете, почему? (Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.)
— Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна.)
— А как вы поняли, для чего человек создал еще и искусственные спутники Земли? (Ответы детей.)
— Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.
Этот спутник создали и запустили в космос в нашей стране. Произошло это 4 октября 1957 г., в этот день радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово «спутник» вошло во все языки мира.
Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Ю. Яковлев
Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников.
- Кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 50).
- Рассмотрите фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№2 (с. 50).
(Работа в парах.)
— Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.
V. Физкультминутка
Ракета
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,
(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Три, четыре —
(Основная стойка.)
Вот летит ракета ввысь!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с. 92).)
2. Творческая работа
— Представьте, что вы — космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Придумайте историю об этом.
(Работа в парах. Учащиеся придумывают и рассказывают друг другу истории. Желающие могут рассказать свои истории всему классу.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Испытываете ли вы чувство гордости за нашу страну?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 3 (с. 51).
Воспоминания первого космонавта
Все, что видел, чувствовал и ощущал Юрий Гагарин в полете, он тщательно записывал.
«Подошла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя теплый, мягкий и легкий комбинезон. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр. На голову я надел гермошлем.
Наконец доложили, что ракета с кораблем полностью подготовлена к космическому полету.
Я вошел в кабину. Меня усадили в кресло и бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами. Наконец руководитель полета скомандовал: «Подъем!» Я ответил: «Поехали, все проходит нормально».
Я услышал шум и все нарастающий гул. Почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Я почувствовал, как какая-то сила все больше и больше вдавливает меня в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.
В полете. Космический корабль вышел на орбиту. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вдруг стало легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы — карандаш, блокнот — как бы плавают.
Внизу отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.
Вот он, главный поход моей жизни — полет вокруг земного шара! Я на высоте 300 километров. Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле, совершенно черное небо и на нем яркие звезды. Солнце тоже удивительно яркое. «Восток» шел со скоростью 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле...»
Животные-космонавты
Прежде чем в космос полетел первый человек, ученые отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4—6 кг, чтобы ей было не больше 2—3 лет и чтобы у нее была светлая шерсть — так ее лучше видно в кинокамеру.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собака Лайка.
Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 г. на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Искусственные спутники
Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом.
С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет, куда плыть кораблю. Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
Внеклассное мероприятия 12 апреля - День космонавтики. Сценарий для 4 класса
Методическая разработка классного часа ко Дню космонавтики для 3 класса
Загадки про небо и звезды с ответами для детей
Конкурсы ко Дню космонавтики для начальной школы
Внеклассное мероприятие на День космонавтики в начальных классах
Нет комментариев. Ваш будет первым!