Конспект урока окружающего мира, 3 класс. Превращения и круговорот воды. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Превращения и круговорот воды.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают о разных состояниях воды и круговороте воды в природе. Научатся моделировать круговорот воды разными способами.

Учебные материалы: штатив; тарелка со льдом; стакан с водой; спиртовка; DVD, диск «Мы знакомимся с природой» (фильм «Круговорот воды в природе»); книга «Почему так бывает?» М. Гумилевская, (М.: Детская литература, 1968.)

1. Актуализация знаний

— Почему воду называют одним из главных богатств на Земле: Вода — растворитель. Где в быту вы встречаетесь с этим свойством? Как можно очистить грязную воду?

На доске записаны предложения. Дети на листочках ставят номера и отмечают знаком «+» истинные высказывания, знаком «-» — ложные.

1. Вода – жидкость белого цвета.

2. Вода – растворитель.

3. При нагревании вода сжимается.

4. Вода хорошо проводит холод и тепло.

5. Вода не имеет запаха.

7. При охлаждении вода сжимается.

8. Вода – прозрачная жидкость.

9. При нагревании вода расширяется.

10. Вода имеет запах.

Дети выполняют задания № 1,2 на с. 16 тетради «Проверим себя».

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о воде, узнаем о её состояниях и познакомимся с путешествиями воды по планете.

3. Работа по теме урока

— Послушайте одну сказку.

У одной матери было четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

— Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.

— А я, — говорит второй брат, — на стекло похожу. Только его я могу своим братом признать.

— А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.

— А я ни на кого не похож, — сказал четвёртый брат, — и некого мне братцем назвать, разве только слёзы.

Так и по сей день спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лёд, Густой туман, Частый дождь.

Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью называют. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнаёт.

— Почему снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды?

Мы с вами знаем, что вещества могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными. Приведите примеры таких веществ. Вода — очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трёх состояниях: и твёрдом, и жидком, и газообразном. Как такое может быть?

— Во что превратится вода, если она станет твёрдой? (Лёд, град.)

Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.)

Дети выполняют задание № 1 на с. 23 рабочей тетради.

— Что такое туман?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель читает рассказ М. Гумилевской.

Почему бывают туманы?

Стелются над землёй осенние туманы. Кажется, будто низко-низко спустились облака и окутали землю густым покрывалом.

Да ведь это так и есть! Потому что и облака в небе, и туманы низко над землёй — не только близкие родственники, а можно сказать близнецы. И там и тут они состоят из крохотных капелек воды.

И в облаках на небе, и в туманах над землёй эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает этот пар в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды.

Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землёй — туманом. Туманы бывают во все времена года, впрочем, вы это и сами знаете — не раз приходилось вам видеть туман и весной, и летом, и даже зимой.

Обычно туманы стелются над рекой, в низине, там, где много влаги, где в воздухе много водяных паров. Гуще всего туман бывает по утрам, когда земля сильно остывает.

Но вот взошло солнце, пригрело землю — и туман тут же рассеялся, растаял, исчез! Он снова превратился в прозрачный пар. Очень приятно!

Туман — явление природы самое обыкновенное, только неожиданным для вас может показаться, что эти крохотные капельки воды, подвешенные в воздухе, бывают очень полезны людям.

Туман применяют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы от заморозков, вредителей.

Туманом лечат. Когда у вас бывает сильный насморк и кашель и вам трудно дышать, мама усаживает вас над кастрюлькой с горячей водой, от неё поднимается пар, а это тот же туман. Такое лечение называется ингаляцией.

С помощью туманов делают дезинфекцию в квартирах, чтобы уничтожить вредных микробов или же вредителей — жучков. В таких случаях туман насыщают особыми химическими веществами, убивающими вредителей.

Вот, оказывается, как можно применять туманы!

Дети отвечают на вопросы по тексту.

• Из чего состоит туман?

• Где обычно мы видим туманы?

• Как человек применяет туманы?

— Как именно вода превращается из одного вещества в другое? Прочитайте об этом статьи на страницах 55-56 учебника.

При каком условии вода из жидкости превращается в снег и лёд? Что происходит с водой, когда она превращается в лёд? Вспомните жаркое лето. Нам хочется пить. Причём не просто пить, а холодной водички. Мы берём бутылки с водой и кладём их в морозилку. Что произойдёт, если мы забудем про эти бутылки? Они взорвутся у вас в морозильной камере. Поэтому не кладите надолго посуду с водой в морозилку.

Что происходит с молекулами воды, когда она превращается в лёд? Рассмотрите рисунок в нижней части страницы 55 учебника. Вода расширяется из-за того, что молекулы выстраиваются в определённом порядке.

Что происходит с молекулами воды, когда она испаряется с поверхности? Ещё раз посмотрите на рисунок.

Дети выполняют задание № 2 на с. 23 рабочей тетради.

— Когда вода испаряется быстрее: при высокой температуре или при низкой? Вспомните лужи после дождя летом и осенью.

Что мы видим над чайником, когда он кипит?

Что такое пар? Это очень маленькие капли. Мы с вами говорим: «Вода испарилась». Куда же она девается? Разберёмся с этими исчезновениями.

Учитель демонстрирует опыт, описанный в учебнике на с. 56.

— Пар поднимается кверху, туда, где тепло, и соединяется в маленькие облачка. Так вода испаряется повсюду: из ручья, из реки, из моря. Отовсюду поднимаются облачка пара. Они забираются высоко. А чем выше мы поднимаемся, тем холоднее. Тёплый пар, соприкасаясь с холодным воздухом, превращается в маленькие капельки воды. Эти капельки, подталкиваемые воздухом, летают то вверх, то вниз, сливаются вместе и становятся крупнее. Все вместе они образуют облако. Летит это облако и где-то проливается дождем.

Куда девается дождевая вода? Часть воды стекает по поверхности и возвращается обратно в реки, моря и озёра. А часть воды просачивается в землю.

— В Каспийское море изо дня в день несут воду реки Волга, Урал, Терек и другие. Море вбирает в себя очень много воды, но не разливается, не выходит из берегов. Куда же девается вода из Каспия?

Сколько воды притекает в это море, столько же испаряется с его поверхности. И так по всей земле. Вода испаряется из океанов, морей, рек, прудов, особенно это заметно, когда долго нет дождя.

Хотите проверить? Поставьте дома два блюдца с водой. Одно поставьте в то место, где жарко (на кухне, недалеко от плиты), а другое — где прохладно. Понаблюдайте за водой в этих блюдцах. За какое время она испарится и где быстрее?

С тем, что происходит на поверхности земли, всё понятно. А куда девается вода, которая попала в землю? Что с ней? Послушайте рассказ о путешествиях капель. Попробуйте схематично изобразить их маршруты.

Упала на землю капля, ещё и ещё одна, в ручей скатились, в воздух не испарились. Что же с ними стало?

Первую каплю всосали корни дерева. По стволу, по веточкам к листочкам бежала капля. Из листочка паром вверх ушла — испарилась.

Вторая капля побежала в глубь земли, через верхний слой почвы, в песок или гравий попала. А там с камешка на камешек бежит, с песчинки на песчинку перепрыгивает, и все глубже и глубже забирается. Вдруг на пути глина встретилась. Стоп. Не пропускает глина капельку. Упрётся в неё капля — и ни с места! И может остаться под землей вместе с другими каплями, пока не найдёт её человек и не использует для своих нужд.

Но у капли есть ещё одна дорога: двигаться по склону по слою глины, искать выхода из земли. По ней и побежала третья капля. Слой глины обязательно где-нибудь оборвётся: на берегу оврага, ручья или речки, и выйдет наша капля из тёмного подземелья на белый свет. Другие капли— за ней. Глядишь, и ключик объявился, тонкой струйкой родничок вышел.

А уж из родника по реке — прямая дорога к морю. С поверхности моря опять капелька испарится и полетит высоко-высоко.

(По В. Архангельскому)

— Вот такой круг совершила наша капля-путешественница.

А теперь давайте посмотрим, как это происходит в природе.

Учитель показывает фильм «Круговорот воды в природе».

— Рассмотрите схему на странице 56 учебника. Расскажите по ней о круговороте воды в природе. Нарисуйте схему круговорота воды в природе в рабочей тетради (с. 24, № 4).

Дети в парах выполняют задания на с. 57-58 учебника, моделируют круговорот воды.

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 58.

— О чём вы узнали на уроке? Чему научились? Какие выводы сделали? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи.

Дома дети выполняют задания № 3, 5 на с. 24-25 рабочей тетради и в учебнике на с. 58.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!