Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, сравнивать поэтические и прозаические произведения, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)
Улетают, улетели...
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е. Благинина
— Найдите в стихотворении красивые выражения. {Узорный лист, лист качается узорный в синей луже.)
— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)
— С каким чувством улетают птицы? (С нетерпением.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
- Найдите в этом стихотворении приметы осени.
- Какие времена года вы знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.
- Прочитайте на с. 146 учебника название произведения для сегодняшнего урока, назовите имя автора.
— Определите тему и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.
IV. Работа по теме урока
— Еще раз прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение?
— Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них.
(Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали, слушая?
— О каком времени года рассказывает нам автор?
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
— Приведите примеры, доказывающие это.
— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
— Найдите значение слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Они просят об этом ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.
(Ученики готовят выразительное чтение. Затем читают.)
— Чье чтение вам понравилось больше всего?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества поэта
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте?
(Учитель или хорошо подготовленные ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)
Федор Иванович Тютчев (1803—1873) родился в Орловской губернии, в семье помещика. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.
После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.
Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но, когда Пушкин уже был знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин одним из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 г. в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет еще почти двадцать лет спустя, в 1854 г., когда поэту исполнилось уже пятьдесят лет.
Стихи Тютчева высоко ценили В. Жуковский, Л. Толстой. И. Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно».
2. Работа с текстом
— Прочитайте текст М. Пришвина, который изучали на прошлом уроке.
— Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева.
— Найдите в этих текстах сходство и различие.
— А сейчас послушаем, какие рассказы вы составили дома. (Ученики читают получившиеся рассказы.)
— Послушайте стихотворение.
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла.
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
— Что удивительного заметила автор? Дома попробуйте придумать свой маленький рассказ об осенних листьях.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение изученного стихотворения. Составить рассказ о листочке, о листьях.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Великие русские писатели»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Нет комментариев. Ваш будет первым!