Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Оборудование: распечатки таблицы; пластилин.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
— Заполни таблицу. Установи соответствие между элементами правого и левого столбиков.
Состояние воды |
При температуре |
1. Твердое 2. Газообразное 3. Жидкое |
A. Выше 100 °С Б. 0 °С и ниже B. Выше 0 °С |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
— Лед легче воды. Превращаясь в лед, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе? (Лед, находящийся на поверхности, не оседает на дно и защищает водоем от промерзания. Подо льдом продолжается жизнь.)
— В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как ее очистим? (Сначала профильтруем воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятим или добавим в воду несколько кристаллов марганцовки.)
— Как называется этот способ очистки? (Такой способ очистки называется фильтрованием.)
2. Фронтальный опрос
— В каких трех состояниях находится вода в природе?
— Приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии. (Водоемы наземные, водоемы подземные, дождь, роса.)
— Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Снег, иней, ледник на вершине горы, град, лед.)
— Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар, туман.)
— Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
III. Самоопределение к деятельности
— На Земле воды очень много, вода покрывает большую часть планеты. Но мы говорим, что вода находится в опасности. Почему? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке будем говорить об охране воды.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Бережное отношение к воде
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Для людей и промышленности нужна пресная чистая вода.
Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.
Одним из главных свойств воды является то, что она — растворитель.
— Расскажите, пользуясь схемой, как твердые вещества попадают в организм человека.
(Схема представлена на доске.)
(Ответ. Твердое вещество, растворяясь в воде, попадает в растение. Растениями питаются животные. Растительной и животной пищей питается человек.)
— Что произойдет, если в воду попадет ядовитое вещество?
Расскажите, пользуясь схемой.
(Схема представлена на доске.)
— Сделайте вывод. (Нельзя допускать, чтобы вредные вещества попадали в воду.)
В последние столетия, помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т. д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды,
(Учитель читает сказку.)
Жила-была Река
Жила-была Река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины», — думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без полей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в том городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Н.А. Рыжов
— Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?
— Как речка помогала людям?
— Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?
— Что случилось с горожанами, когда река ушла?
— Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?
— Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?
— Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки?
— А что вы могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?
— Как люди вашего города относятся к рекам — так же, как и люди из сказки, или по-другому?
— Сделайте вывод. (Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 59.
— Сколько воды в день нужно человеку для разных нужд? (20—50л.)
— Сколько воды в день нужно семье из четырех человек? (80—200л.)
Если это количество воды налить в литровые банки, то придется заставить всю комнату!
— Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда?
— Прочитайте текст на с. 60—62.
— Как люди охраняют воду от загрязнения?
— Как каждый человек должен беречь воду?
V. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре —
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс,
Одной, другой — это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
VI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 25).
— Прочитайте задание. Выполните его.
— Назовите источники загрязнения воды.
2. Игра-конкурс «Правила безопасного поведения на воде»
Так приятно в жаркий летний день окунуться в прохладную воду. Но и здесь надо соблюдать правила безопасного поведения. Давайте проверим, сможете ли вы самостоятельно отдохнуть на реке. Вам предстоит посоревноваться в знаниях правил поведения на пляже, катания на лодках и купания.
— Разделитесь на три команды. Вспомните все правила, называйте их по очереди. Будьте внимательны, чтобы не было повторений. Если команда в течение 5 секунд, не дает ответа, то выбывает из игры, соревнование продолжают две оставшиеся команды. Чья команда последней называет правило, та и признается победительницей в игре-конкурсе.
Правила, которые должны назвать учащиеся
1. Купаться приятнее и безопаснее со взрослыми.
2. Купайся только в хорошо известных, безопасных, специально отведенных для этого местах.
3. Придя на пляж, не беги сразу купаться, сначала немного побудь на берегу.
4. Если в жаркий день долго находиться в прохладной воде, то можно простудиться и заболеть.
5. Не ныряй, не прыгай в воду в незнакомом тебе месте, так как под водой могут быть посторонние предметы (например, арматура, коряга, битые бутылки).
6. Не заплывай за буйки.
7. Не купайся в судоходных местах, не подплывай к судам, моторкам, даже к небольшим гребным лодкам.
8. Чтобы избежать переохлаждения и судорог, чаще меняй стиль плавания.
9. При судорогах не паникуй, сделай глубокий вдох, помассируй сведенную ногу или руку и плыви к берегу.
10. Во всех ситуациях сохраняй хладнокровие. Вдохни побольше воздуха и представь, что ты поплавок.
11. Не шали на воде! Не топи другого, даже в шутку.
12. Старайся держаться подальше от групп незнакомых тебе людей.
13. Не отплывай далеко от берега на надувном матрасе, круге, лодке.
14. Кататься на лодке одному опасно! Можно случайно упасть за борт или перевернуть лодку. Лучше всего кататься со взрослыми.
15. При посадке в лодку и высадке из нее один из вас, обычно самый старший и сильный, должен держать ее за борт.
16. В лодку нужно входить по одному, ступая на середину настила и не раскачивая ее.
17. Во время движения лодки нельзя меняться местами, садиться на борт или нырять.
18. В ветреную погоду лучше не кататься на лодке, а если волны поднялись внезапно, то старайся держать нос или корму лодки перпендикулярно волне.
19. Если человек тонет, а ты находишься в лодке один, то ни в коем случае нельзя прыгать за борт, иначе неуправляемую лодку может отнести течением, тогда помощь будет необходима уже обоим.
20. Утопающему нужно бросить спасательный круг, или канат (веревку), или любые предметы, которые помогут ему удержаться на воде.
21. Из лодки тонущему человеку можно протянуть весло или шест, чтобы он мог ухватиться за него. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом, иначе при подъеме человека через борт лодка может перевернуться.
22. Долгое время находиться на солнце опасно для здоровья. Можно получить ожог или солнечный удар.
23. Лучше утолять жажду водой, чаем, сочными фруктами, а не подслащенными напитками.
Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастья. Но если все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет, не надо бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому. Что же делать?
(Учитель читает стихотворение.)
Если в речке тонет друг,
Если он идет на дно,
Кинь ему веревку, круг,
Палку, мяч или бревно.
— Что надо делать в первую очередь? (Кричать: «Человек тонет!», кинуть какой-либо предмет, который поможет человеку удержаться на воде.)
Если возможно, надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, то не лезьте в воду. Иначе спасать придется уже двоих.
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 62. Назовите источники загрязнения воды.
— Прочитайте второе задание. Назовите дополнительные источники загрязнения воды.
— Расскажите, что изображено на указанных фотографиях в учебнике. Какие мысли вызывают у вас фотографии?
2. Моделирование
— Из пластилина изготовьте модель «Источники загрязнения воды». Расскажите с ее помощью о загрязнении воды.
(Ученики выполняют задание.)
Итак, людям требуется очень много воды. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистные сооружения. Каждый человек должен беречь воду!
VIII. Подведение итогов урока
— Почему мы говорим, что вода находится в опасности?
— Чем опасно загрязнение воды?
— Как люди охраняют воду от загрязнений?
— Как каждый человек должен беречь воду?
— С какими чувствами вы уходите с урока?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 59—63, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 63.
2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 26).
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!