Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Что такое Бенилюкс. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Что такое Бенилюкс». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить со странами Бенилюкса.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о странах по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: политическая карта Европы; справочная литература; видеопроигрыватель, слайды, видеофильмы о странах Бенилюкса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— О какой стране вы приготовили сообщение? Расскажите.

Укажите источник информации.

(Учащиеся выступают с сообщениями.)

— Какие товары из Скандинавских стран продаются в наших магазинах?

(Учитель проводит викторину по вопросам, составленным детьми.)

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, что такое Бенилюкс? (Ответы учеников.) Сегодня на уроке будем говорить о странах, которые называют Бенилюкс.

IV. Работа по теме урока

Три страны-соседки, в которых мы побываем, часто называют одним словом — Бенилюкс. Каждый слог в этом слове — начало названия страны: БЕ - Бельгия, НИ - Нидерланды, ЛЮКС - Люксембург.

(Учитель показывает страны на карте. Ученики изучают их местоположение, называют столицы. Затем делятся на три группы.)

— Познакомьтесь, пользуясь текстом учебника на с. 119—123, с одной из стран Бенилюкса. Воспользуйтесь также материалами справочников, энциклопедий.

(Дети готовят сообщения о выбранной ими стране по плану.

Учитель дополняет сообщения учеников показом видеофильмов, рассказом о странах (см. дополнительный материал к уроку).)

V. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 60).

— Прочитайте задание. Что такое Бенилюкс? (Это сокращенное название трех стран - Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.)

— Рассмотрите карту.

— Используя карту в учебнике нас. 118, подпишите названия стран.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№2 (с. 60).

— Прочитайте задание. Соедините стрелками названия стран и их столиц.

— Назовите столицу Бельгии. (Брюссель.)

— Соедините стрелкой.

— Как называется столица Нидерландов? (Амстердам.)

— Соедините стрелкой.

— Назовите столицу Люксембурга. (Люксембург.)

— Соедините стрелкой.

№3 (с. 61).

— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

(Учитель может предложить выполнить это задание самостоятельно с последующей проверкой.)

— Назовите достопримечательности Бельгии. (Центральная площадь, ковер из цветов, парк «Мини-Европа».)

— Впишите в таблицу.

— Какие достопримечательности есть в Нидерландах? (Каналы с каменными берегами, старинные мельницы.)

— Впишите в таблицу.

— Какие достопримечательности в Люксембурге? (Дворец великого герцога, соборы, старинные улочки.)

— Впишите в таблицу.

— Отметьте знаком «+» страны, в которых вы бывали.

— Что интересного о них вы можете рассказать?

№ 4 (с. 62).

— Нарисуйте, что вам особенно понравилось в этих странах.

VII. Рефлексия

(Учитель читает интересные факты, учащиеся угадывают название страны, о которой идет речь.)

• Эту страну в древности населяли кельтские племена, называемые белги. (Бельгия.)

• Официальное название этого государства «Великое герцогство...». (Люксембург.)

• Это мировой центр, где продаются и шлифуются алмазы. (Бельгия.)

• Четвертая часть страны находится ниже уровня моря, а столица полностью стоит на сваях. (Нидерланды.)

• Жители этой страны говорят на трех языках: немецком, французском и люксембургском. (Люксембург.)

• В столице этого государства находится штаб-квартира НАТО и совет ЕЭС. (Бельгия.)

• Житель этой страны Адольф Сакс изобрел саксофон. (Бельгия.)

• В столице этого государства 1281 мост, а в каждом доме стоит хотя бы один букетик цветов. (Нидерланды.)

• В этой стране производится 220 ООО т шоколада в год. (Бельгия.)

• На каждые сто жителей этой страны приходится больше всего мобильных телефонов в мире — 151. (Люксембург.)

— Что нового вы узнали?

VIII. Подведение итогов урока

— В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

— Найдите сходства и отличия флагов стран Бенилюкса.

Итак, на северо-западе Европы находятся небольшие страны Бельгия и Нидерланды, а также одна из самых маленьких стран мира — Люксембург.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 118—124, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 124.

2. Индивидуальные задания.

1) Придумать вопросы для викторины, посвященной странам Бенилюкса.

2) Найти интересные факты о любой из стран Бенилюкса.

3) Приготовить сообщение о любой стране Бенилюкса.

Дополнительный материал

Бельгия

Бельгия — небольшая европейская страна. За 4—5 часов ее можно проехать на автомобиле из конца в конец.

Современная Бельгия — высокоразвитая страна с большими городами и портами. Бельгия производит чугун, сталь, медь, автомобили, электроаппаратуру, стекло, ткани, ковры. Здесь гранят алмазы, превращая их в бриллианты, делают буровые инструменты с алмазами, производят оружие — и охотничье, и спортивное. Всеми этими товарами Бельгия торгует со многими странами.

Страна бедна полезными ископаемыми. Каменный уголь — единственное сырье, которое здесь добывают в достаточном количестве.

Много сил вкладывают бельгийцы в сельское хозяйство. Они получают богатый урожай зерна, овощей. Наверное, каждому знакома брюссельская капуста. В стране выведены породы коров, дающих много молока.

Бельгия — государство с красивыми домиками и коттеджами, ухоженными полями и широкими автострадами, производит впечатление игрушечного. Весь центр Бельгии распахан и засеян. Вдоль дорог на целые километры тянется непрерывная цепочка сел: кончается одно и сразу же начинается другое.

Столица Бельгии Брюссель с почти миллионным населением — это своего рода страна в миниатюре. Название города поэтически настроенные жители переводят со старофламандского как «лебединое гнездо», есть и более прозаическое его происхождение — «село на болоте». В Брюсселе сохранилось множество средневековых зданий, например готическая ратуша (XV в.), на стометровой башне которой находится статуя Святого Михаила — покровителя города. Здесь проводятся красочные праздники, воспроизводящие картины средневековой жизни.

На улицах города много трамваев. Кстати, трамвай впервые появился именно на улицах Брюсселя.

В Брюсселе располагается штаб-квартира влиятельного военно-политического блока НАТО и совет Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

В Бельгии много ярких и веселых праздников. Каждый город и даже село имеют свой праздник. Его обычно посвящают святому, который считается покровителем этого города или села.

День святого Мартина по всей Бельгии отмечают так же торжественно, как Новый год и Рождество.

У школьников тоже есть свой покровитель — святой Георгий. В день, посвященный этому святому, отменяются занятия и ученики устраивают торжественные шествия. А еще во Фландрии (район Бельгии) на Пасху дети должны отыскать крашеные яйца. Накануне родители прячут приготовленные к празднику яйца в траве, под забором, в саду на ветвях деревьев — где угодно, только не в доме. Не так просто найти все яйца! Поэтому веселая игра продолжается очень долго. Но не думайте, что так играют только во Фландрии, — «яичные» развлечения известны многим европейским народам. Есть они и у русских.

Нидерланды, или Голландия

«Нидерланды» в переводе на русский язык — «низкие земли». И действительно, большая часть страны лежит ниже уровня моря. Территория Нидерландов уже много веков постепенно опускается примерно на 1 м за сто лет. Люди живут здесь давно и, спасая свои дома и поля от наступления моря и разливов рек, уже лет восемьсот (а за это время земля опустилась на 7—8 м) строят дамбы и на побережье моря, и вдоль рек.

Благополучие и процветание современной Голландии — результат упорного труда ее жителей в течение многих сотен лет. Страна находится в обширной области понижения земной коры, где расположены дельты полноводных рек — Рейна, Мааса, Шельды. Море здесь наступает на сушу. На всей территории болота, озера, протоки. Ветер гонит морские волны в сторону суши, речные воды обращаются вспять и затапливают низменности.

В Голландии применяют энергию ветра. Тысячи ветряных мельниц расположены вдоль побережья. С их помощью мелют зерно, пряности, измельчают сырье для изготовления бумаги, пилят лес.

Все рукава Рейна и Мааса перегородили железобетонными дамбами, по которым проложили автомобильные дороги, связывающие юго-западные районы с центром страны. Через шлюзы речные воды периодически сбрасываются в Северное море, и опасность наводнений практически исключена.

Климат морской, влажный, в году бывает примерно 35 ясных дней, здесь часты дожди и густые туманы. Зима мягкая, лето прохладное.

Растительный мир небогат — нет лесов. На юге страны есть рощи, перелески. Каждый клочок земли, пригодный для сельского хозяйства, тщательно обрабатывается. Цветоводство — старейшая отрасль сельского хозяйства. Цветочные оранжереи и поля занимают большие площади. Участок между городами Харлемом и Лейденом называют «стеклянным городом». Здесь разводят примулы, розы, хризантемы. Продажа ведется на цветочных аукционах.

На севере страны, в Северном море, открыты месторождения газа и нефти. Развиты машиностроение, электротехника, нефтепереработка, нефтехимия.

На лугах и пастбищах травы достаточно почти круглый год, и скот здесь пасут с марта до начала декабря. В каждой сельской семье есть корова или даже небольшое стадо. Нидерландцы вообще славятся своим молочным скотоводством. На севере страны была выведена голландская черно-пестрая порода, известная во всем мире. Ее представительнице даже установили памятник в натуральную величину, на пьедестале которого написали: «Нашей матери».

За животными ухаживают в основном мужчины. Они кормят и доят коров, работают на польдерах и в теплицах. Женщины ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей.

В деревнях почти все дома каменные, красного или коричневого цвета, с белыми рамами и наличниками. Крыши кроют черепицей, потому что железо во влажном климате Нидерландов быстро ржавеет.

На селе еще носят старинную деревянную обувь — кломпы. Деревянные башмаки — самый популярный сувенир в городе.

Столицу страны Амстердам называют северной Венецией. В городе 50 каналов, через которые перекинуты 500 мостов.

Люксембург

Люксембург, что в переводе со старонемецкого означает «малый замок», — развитая индустриальная страна, занимающая первое место в мире по выплавке стали. Это крупный финансовый центр, где находятся многочисленные отделения иностранных банков.

В 1944 г. было подписано соглашение о создании экономического союза между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом.

В Люксембурге очень много садов. Яблони, груши, сливы, вишни растут у каждого дома в деревнях, в скверах и парках городов рядом с заводами. Много здесь и цветов. Цветниками, в основном розариями, окружена столица страны Люксембург.

Люксембург вырос вокруг старинной крепости X в., построенной на вершине горы. На территории крепости, в Верхнем городе, разместились правительственные учреждения, дворец герцогов и украшенный скульптурами собор Нотр-Дам. В Верхнем городе все осталось так, как было много веков назад. На узких улочках стоят постаревшие дома под черепичными крышами. Мостовые покрыты булыжником и брусчаткой. В скале, на которой стоит крепость, остались подземные галереи, сырые тюремные камеры и вырубленные в камне укрепления на случай обороны.

Другие районы города расположены среди высоких холмов в узкой и очень красивой долине реки Альзет, в том месте, где в нее впадает река Петрюсс. Через глубокую долину Петрюсс перекинуты 68 мостов. Их в городе больше, чем в любой другой столице Европы.

В Люксембурге развиты животноводство, овощеводство, виноградарство.

Своеобразная природа Люксембурга — быстрые реки, широкие долины, пышные леса — и памятники старины привлекают много туристов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Анжела Юрьевна Тельнова # 2 мая 2020 в 08:43 +1
Доброе утро.
Прочитала разработку. У меня будет эта тема в понедельник. Дистанционное обучение. Я думаю, как решить проблему фронтального опроса по сообщениям детей о странах.
У нас выделен по программе отдельный урок на защиту проектов "Музей путешествий"
Спасибо.