Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое деньги. Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран.
Учебные материалы: образцы бумажных и металлических денег России и других стран; пара обуви; кусок ткани; шкура животного; фигурка быка; чай; соль; раковина; рисунки товаров различных отраслей; карточки с названиями различных отраслей; магниты.
1. Актуализация знаний
На доске — карточки с названиями отраслей промышленности, а под ними — рисунки с изображениями товаров.
— Какие отрасли промышленности производят следующие товары: кефир, платье, стиральный порошок, печенье, велосипед, краску, хлеб, средство для мытья посуды, босоножки? Передвиньте карточки под названии нужных отраслей.
Ученики работают у доски.
Дети работают с тестом по теме «Какая бывает промышленность».
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте стихотворение.
Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А чулки и башмаки словно яблоки!
Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки, новые калошки.
Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши, Зинке — ботинки, Нинке — чулки.
А для Мурочки такие крохотные, голубые
Вязаные башмачки! И с помпончиками!
Вот такое дерево, чудесное дерево!
(К. И. Чуковский)
— Существует ли такое замечательное дерево, на котором вырастают различные необходимые нам вещи? Где берут такие вещи? Откуда они попадают в магазины?
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с работой многих отраслей промышленности. Люди в этих отраслях производят товары и услуги, которые они предлагают нам с вами. Как и с помощью чего мы можем приобрести эти товары и услуги?
Сегодня мы с вами будем говорить о деньгах.
3. Работа по теме урока
— На уроках во 2-м классе мы уже говорили о возникновении денег. Что люди делали, когда их ещё не было? (Обменивались товарами.)
Как выглядел такой обмен?
Учитель вызывает к доске трёх учеников и даёт им кусок ткани, пару обуви, шкуру животного (можно дать искусственную ткань, похожую мех животного).
— Представьте, что перед нами обувщик, пастух и ткач. Они отправились на рынок для того, чтобы выменять свой товар на нужный им. Пастуху нужна обувь, обувщику нужна ткань, а ткачу нужна шкура животного.
Дети пытаются обменяться товарами, но у них ничего не получается.
— Что же им делать? Вроде бы на рынке есть те товары, которые им нужны, но они не могут получить эти вещи?
Эту ситуацию можно разрешить путём двойного обмена. Что необходимо пастуху? (Обувь.)
Но обувщику не нужны шкуры. Пастух идёт к ткачу и меняет свой товар на ткань (дети перемещаются у доски). Затем с тканью он идёт к обувщику обменивает у него ненужную ему ткань на обувь. Сделка состоялась. Такие сделки, когда товар обменивается на товар без участия денег, называются бартером.
Но хоть мы и не платили денег, их роль в данном случае выполнила ткань, на которую обменивали товары.
Вспомните, какие предметы в древности выступали в роли денег.
Учитель выставляет на стол фигурку быка, чай, соль, раковину, меховую шкуру.
— Как вы думаете, какие из этих предметов могли выступать в роли денег?
Все эти предметы когда-то были деньгами. Раковины каури, добывавшиеся в южных морях, просверливали и нанизывали на ниточку, как бусы. Но стоили они не очень дорого — за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.
У древних греков в роли денег выступали животные. У индейцев в Северной Америке за меха и шкуры можно было выменять любой товар. Чай и соль были деньгами на Руси, когда этот товар был редким, и его привозили из других стран.
Историки обнаружили, что у народов мира роль денег играли самые Разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушёная рыба.
В Исландии, например, в XV веке в качестве денег использовалась сушёная рыба. Вот стоимость некоторых товаров того времени:
за подкову — 1 рыбина;
за пару женской обуви — 3 рыбины;
за бочонок вина — 100 рыбин;
за бочонок сливочного масла — 120 рыбин.
На Руси в XI веке в качестве денег использовались шкуры куниц и белок. Появлялись и металлические деньги. Но своих собственных металлов не добывалось, поэтому в ходу были монеты других народов, которые попадали к нам через торговлю. В обороте были и меха, и монеты. Наиболее широко на Руси ходили арабские денежные знаки: золотые динары, серебряные диргемы, медные фельсы (учитель записывает незнакомые слова на доске). Если для расчётов не хватало разменной монеты, нормальным считалось разрезать монеты на части. Их даже чеканили с учётом этого обстоятельства. На обороте монеты делался крест, позволяющий точно разделить её на две или четыре части.
Откуда в речи появилось слово «монета»?
Несколько тысяч лет назад в Риме появился первый монетный двор. Он был учреждён при храме Юноны-Монеты. Именно оттуда и пошло это слово.
После монгольского завоевания Руси платёжным средством стала татарская монета «деньга» (или «таньга»), от которой в русском языке пошло общее обозначение товара, которым можно расплатиться за все другие покупки.
Собственные русские монеты начали чеканить в конце XIV века. Но ещё долгие годы в качестве денег использовалась пушнина (меха).
Почему именно золото и серебро стали выполнять роль денег в большинстве стран?
Это однородные металлы, которые не так часто встречаются в природе и имеют ценность даже в малом объёме. Они не ржавеют, не теряют свою привлекательность. Эти металлы хорошо делятся на части.
В России золотые и серебряные монеты были в ходу ещё в начале XX века. До революции чеканились монеты достоинством 5, 10 и 15 рублей (империал), а также 7 рублей 50 копеек (полуимпериал). Чеканка золотых и серебряных монет продолжается и сегодня. Но эти монеты не предназначены для покупки на них товаров, эти монеты покупают коллекционеры. Прочитайте о них статью «Кто такие нумизматы» на странице 69 в учебнике.
Почему на смену различным раковинам, шкурам и животным пришли деньги? Прочитайте об этом в тексте «Что такое деньги».
Дети читают текст статьи на с. 66-67 в учебнике.
— Какие существуют способы обмена? (Бартер, купля-продажа.)
В каком из этих обменов принимают участие деньги? (В купле-продаже)
Что такое деньги? (Особый товар, на который можно обменять любые другие товары и услуги.)
Запишите в рабочей тетради определения, что такое бартер и деньги (с. 38, № 1).
Вспомните, почему металлические деньги заменили бумажными? (Тяжело перевозить в больших количествах, опасно хранить.)
Как люди поступали с деньгами? (Они отдавали их на хранение в банк.)
Банкир выписывал банковский билет — банкноту. Это было его обязательство выплатить в любой момент подателю билета указанную на этом документе сумму. Чем богаче был банк, чем выше была его репутация, тем больше доверия вызывали его банковские билеты и тем шире они использовались в расчётах людей, заменяя золото и серебро.
Откуда человек берёт деньги? Большинство получает их в качестве заработной платы, сокращённо её называют зарплата. Это слово вы, наверное, часто слышали дома. Те деньги, которые человек не потратил, а отложил на будущее, называются сбережениями. Для чего необходимы сбережения?
Мы не можем сразу пойти и купить автомобиль или квартиру, так как для этого необходима большая сумма денег, поэтому деньги откладывают, чтобы собрать необходимую сумму.
Практическая работа
— В каждой стране в обращении свои деньги, или, как говорят экономисты, своя национальная валюта. Валюта каждой страны имеет свои отличительные знаки. Какие? (Герб, портреты, рисунки.)
Как называется валюта нашей страны? (Рубль.)
Как называется валюта Соединённых Штатов Америки? (Доллар.)
Какая валюта ходит на территории многих стран Европы? (Евро.)
Класс делится на группы. Учитель раздаёт группам образцы денежных купюр и металлических монет других стран.
— Если мы с вами едем в другую страну отдыхать, на экскурсии, в гости, то обращаемся в банк и меняем наши деньги на те, которые используются на территории нужной нам страны.
Чем похожи банкноты и монеты разных стран? (Все банкноты сделаны плотной бумаги, чтобы не рвались и не стирались очень быстро. Они его размера, чтобы их удобно было сложить и положить в кошелёк. Монеты круглой формы и плоские.)
Ученики работают с рисунками денег разных стран в рабочей тетради (с. 38 №2)
— Рассмотрите те монеты, которые вы принесли. Они изготовлены из специальных сплавов, которые устойчивы к истиранию. Сравните рубль копейку. Что на них изображено и написано?
Разные части монет имеют своё название. Прочитайте их во втором задании практической работы на странице 68 учебника.
Сторона, на которой изображён герб, — лицевая, другая сторона — обо ротная. На оборотной стороне указан номинал монеты, то есть достоинство (5,10 рублей). Надпись на монете — легенда.
В рабочей тетради покажите стрелками части монеты (с. 39, № 3).
Найдите на монетах и покажите лицевую сторону, оборотную сторону, номинал, легенду.
Откуда пошло название «рубль»? Прочитайте об этом в учебнике на странице 70 в рубрике «Странички для любознательных».
Название «копейка» пошло от изображённого на монете всадника с копьём.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали о возникновении денег? Что такое купюра? Банкнота? Банковский билет?
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 69 учебника.
Дома дети выполняют задания на с. 70 учебника и № 4 на с. 39 в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!