Конкурсы

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое экология. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое экология

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что изучает наука экология, что учёные называют окружающей средой. Научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей.

Учебные материалы: иллюстрации для составления экологических связей.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Какие народы и государства вам известны? Кто может быть главой государства?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Общество».

2. Мотивация учебной деятельности

— Вспомните название науки, состоящее из двух греческих слов «экое» — дом и «логос» — наука.

Правильно, это экология. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Сегодня мы познакомимся с тем, что изучает наука экология и что учёные называют окружающей средой.

3. Работа по теме урока

— Прочитайте историю с комарами и кошками.

Дети читают текст на с. 24-25.

— Для чего нужны учёные-экологи? Нужна ли вообще эта наука?

Экология накапливает факты, изучает, анализирует их, объясняет существующие в природе закономерности. Всё это необходимо для развития хозяйства человека. Если нарушить какое-то звено в этих связях, то может произойти история, похожая на ту, что вы прочитали.

Вот некоторые примеры нарушения связей в природе.

В одном месте боролись с комарами и уничтожили в водоёмах их личинок. Вслед за этим в реках стали исчезать ценные породы рыб. Их малькам комариные личинки служили основным кормом.

В начале XX века один помещик, живший под Москвой, чтобы увеличить число крупной дичи, стал платить крестьянам премию за то, чтобы они уничтожили хищных птиц. В результате стало меньше рябчиков, тетеревов и глухарей. Хищники — естественные санитары леса. Они вылавливают больных и слабых птиц и, таким образом, не дают распространяться среди птиц различным заболеваниям.

Люди захотели сохранить ковыльные степи. Оградили их, стали охранять. Через некоторое время степи потеряли свой облик. Оказалось, что для поддержания их в естественном состоянии нужно постоянно пасти на них копытных животных.

Вот всего несколько примеров нарушения экологических связей, которые были допущены человеком. Для того чтобы не допускать таких ошибок, работают учёные-экологи.

Дети читают текст на с. 26-27 учебника и выполняют задания № 1, 2,3 на с. 8-9 рабочей тетради.

— Рассмотрите схемы, на которых показаны экологические связи. Приведите примеры связей между неживой природой и живой.

Если загрязняется вода, то погибают живые существа, обитающие в ней. Но можно проследить и другую связь. Существуют бактерии, которые очищают воду от загрязнения.

Одна из серьёзных проблем — загрязнение почвы тяжёлыми металлами. До недавнего времени люди срезали отравленный слой почвы и промывали его в гигантских моечных машинах или выжигали в специальных печах при высоких температурах (свыше 800 °С). Во-первых, это очень дорогой способ очистки. Во-вторых, все живые микроорганизмы, населявшие почву, погибают, и почва становится мёртвой, на ней уже ничего не вырастет.

Учёные предложили использовать для оздоровления почвы некоторые виды растений, которые способны накапливать в своих клетках определённые виды металлов.

Немецкий учёный Роланд Мегнет увидел на свалке, где почва была отравлена тяжёлыми металлами, травянистое растение с белоснежными цветками. Это была сахалинская гречиха, которая случайно попала в это место из России.

Учёный посадил несколько этих растений к себе в лабораторию и стал экспериментировать. Он вывел сорт растения, которое стало настоящим пожирателем тяжёлых металлов.

Эти растения стали с успехом использовать для очищения отравленных мышьяком почв на военных полигонах, где раньше использовалось химическое оружие. Через 2 года после посадки растений ядовитых веществ в почве не было обнаружено.

Сахалинская гречиха не единственное растение, которое помогает людям исправлять свои ошибки.

Приведите примеры связей между растениями и животными. (Ель кормит семенами шишек сойку. Сойка помогает семенам ели «переселиться» в другое место.)

Приведите примеры связей между человеком и природой. (Природа даёт человеку пищу, одежду, обувь, строительные материалы. Человек загрязняет водоёмы, истребляет животных и растения. Но, чтобы развиваться дальше и не погубить природу окончательно, человек начинает заботиться о природе, охранять её.)

Первые ограничения на действия, наносящие ущерб природе, появились несколько тысячелетий назад. Люди понимали, что их благополучие зависит от того, в каком состоянии находится лес, степь, водоём. Обычаи, традиции, приметы и поверья, связанные с охраной природы, передавались из поколения в поколение у каждого народа. У каждого народа есть свои любимые и почитаемые деревья. Так, например, в России — это берёза. В Германии священной считалась ель, а в Греции — кипарис. Народности, населяющие Сибирь, издавна считают кормильцем тайги — кедр.

В древности люди сохраняли заповедные рощи, в которых запрещалось вырубать деревья, ломать ветки и жечь костры. Запрещение хозяйственной деятельности на территории леса в Сибири называлось «заповедание». Отсюда пошло слово «заповедник».

Дети в парах работают со схемами в учебнике на с. 27, затем моделируют экологические связи.

4. Рефлексия учебной деятельности

Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображениями предметов природы.

— Покажите с помощью этих рисунков экологические связи в природе.

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 28.

Смогли мы решить поставленные перед уроком задачи? Какие выводы сделали? Проверьте себя.

Дети читают выводы в учебнике на с. 28.

Дома дети выполняют задание № 4 на с. 10 рабочей тетради и задания на с. 28 учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!