Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Дыхание и кровообращение

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Дыхание и кровообращение.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают о строении и работе дыхательной и кровеносной систем, о роли крови в организме. Научатся измерять пульс.

Учебные материалы: таблицы: «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Пищеварительная система»; видеоаппаратура, видеокассета «Анатомия» (фильм «Выделение»).

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Соотнесите названия групп питательных веществ и названия продуктов, в которых они содержатся в наибольшем количестве.

белки

овощи, фрукты

жиры

хлеб, крупа, картофель, макароны, кондитерские изделия

углеводы

творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль

витамины

масло, маргарин, сметана

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Наше питание».

— С помощью таблицы «Пищеварительная система» расскажите о процессе пищеварения в нашем организме.

Какое меню на день вы составили дома?

Выслушиваются ответы нескольких учеников.

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке вы познакомитесь с дыхательной и кровеносной системами, узнаете, как они работают.

3. Работа по теме урока

— Дышат все живые существа: и растения, и животные, и человек, поглощая из воздуха кислород. Без воздуха человек погибнет через несколько минут.

При дыхании у человека происходит расширение грудной клетки при вдохе и уменьшение объёма грудной клетки при выдохе. Проследите за своим дыханием. Что вы заметили?

Вдох и выдох чередуются, мы дышим ритмично. Взрослый человек делает в минуту приблизительно 16-18 вдохов и выдохов. Если человек трудится физически или занимается спортом, то в это время частота дыхания меняется. Дыхание становится более частым, но менее глубоким.

Какой орган является главным в процессе дыхания? (Лёгкие.)

В легкие взрослого человека каждую минуту поступает приблизительно 5-6 литров кислорода. Посчитайте, сколько литров кислорода попадает в наш организм за сутки.

Как воздух может попасть в лёгкие? (Через нос и через рот.)

Правильным считается дыхание, когда воздух проходит через нос. Нос устроен таким образом, что может согревать и очищать проходящий через него воздух. Внутри носа воздух очищается от пыли. Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где ещё больше согревается и очищается. Далее через гортань он двигается в трахею — трубку из плотных хрящей. Прочитайте в учебнике о том, что происходит в трахее и бронхах.

Дети читают второй абзац на с. 144 в учебнике.

— Покажите на таблице «Органы дыхания» все эти органы и расскажите о движении воздуха в организме.

Дети выполняют задания № 1-3 на с. 64 в рабочей тетради.

— Вспомните, как питательные вещества попадают ко всем органам? (Разносятся кровью.)

Как кислород попадает ко всем органам? (Разносится кровью.)

Какую роль в организме играет кровь? (Роль транспорта.)

Как кровь попадает во все органы? Что заставляет её двигаться?

В организме взрослого человека около 5 литров крови. Потеря половины этого количества приведёт к смерти, так как органы не получат вовремя питание, воду, кислород и не отдадут вредные вещества.

Все органы нашего тела совершают определённую работу. Для этого им необходимы питательные вещества. Эти вещества приносит органам кровь. Во время работы органов в них образуются и накапливаются вредные и ненужные организму вещества и углекислый газ. Эти вещества забирает также кровь и уносит к тем органам, которые выведут эти вещества из организма.

Кровь в теле человека постоянно находится в движении. Но сама по себе она двигаться не может. В движение её приводит сердце. Мышечные стенки сердца, сокращаясь, выталкивают кровь в кровеносные сосуды. В теле человека много кровеносных сосудов, которые оплетают все органы.

Сердце и кровеносные сосуды составляют органы кровообращения.

Приложите руку к груди. Чувствуете, как тихонько стучит по пальцам: тук-тук-тук. Это бьётся ваше сердце. Оно безостановочно работает всю нашу жизнь.

Величина сердца зависит от размеров тела. Чтобы узнать величину сердца, сожмите руку в кулак. Ваше сердце равно примерно величине вашего кулака. Стенки сердца образованы мощными мускулами почти с палец толщиной.

Сердце сокращается (бьётся) у взрослого человека 60-70 раз в минуту, а у детей — чаще. При каждом сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это — пульс.

Пульс — колебание стенок кровеносных сосудов. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в 1 минуту.

Практическая работа

— Рассмотрите рисунок на странице 146 в учебнике. Положите пальцы правой руки так, как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту. Запишите их количество в задание № 4 на странице 65 в рабочей тетради.

Встаньте из-за парт и присядьте 20 раз. Сядьте и ещё раз посчитайте пульс. Что вы заметили?

— Рассмотрите рисунки в задании № 4 на с. 65 в рабочей тетради. Обведите в кружок номер рисунка, на котором показано, как правильно найти пульс.

Как узнают — жив человек или умер?

Прежде всего проверяют, есть ли у него пульс. Или прослушивают, бьётся ли у него сердце.

Если сердце остановилось, значит, человек умирает.

4. Рефлексия учебной деятельности

— С работой каких систем вы познакомились сегодня на уроке? Как устроена и работает дыхательная система?

Какова роль крови в работе всего организма?

Как устроена кровеносная система?

Прочитайте вывод на странице 146. Сравните с выводами, которые мы сделали в ходе урока.

Дома дети выполняют задания на с. 146 в учебнике.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!