Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о строении и работе дыхательной и кровеносной систем, о роли крови в организме. Научатся измерять пульс.
Учебные материалы: таблицы: «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Пищеварительная система»; видеоаппаратура, видеокассета «Анатомия» (фильм «Выделение»).
1. Актуализация знаний
— Соотнесите названия групп питательных веществ и названия продуктов, в которых они содержатся в наибольшем количестве.
белки |
овощи, фрукты |
жиры |
хлеб, крупа, картофель, макароны, кондитерские изделия |
углеводы |
творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль |
витамины |
масло, маргарин, сметана |
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Наше питание».
— С помощью таблицы «Пищеварительная система» расскажите о процессе пищеварения в нашем организме.
Какое меню на день вы составили дома?
Выслушиваются ответы нескольких учеников.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке вы познакомитесь с дыхательной и кровеносной системами, узнаете, как они работают.
3. Работа по теме урока
— Дышат все живые существа: и растения, и животные, и человек, поглощая из воздуха кислород. Без воздуха человек погибнет через несколько минут.
При дыхании у человека происходит расширение грудной клетки при вдохе и уменьшение объёма грудной клетки при выдохе. Проследите за своим дыханием. Что вы заметили?
Вдох и выдох чередуются, мы дышим ритмично. Взрослый человек делает в минуту приблизительно 16-18 вдохов и выдохов. Если человек трудится физически или занимается спортом, то в это время частота дыхания меняется. Дыхание становится более частым, но менее глубоким.
Какой орган является главным в процессе дыхания? (Лёгкие.)
В легкие взрослого человека каждую минуту поступает приблизительно 5-6 литров кислорода. Посчитайте, сколько литров кислорода попадает в наш организм за сутки.
Как воздух может попасть в лёгкие? (Через нос и через рот.)
Правильным считается дыхание, когда воздух проходит через нос. Нос устроен таким образом, что может согревать и очищать проходящий через него воздух. Внутри носа воздух очищается от пыли. Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где ещё больше согревается и очищается. Далее через гортань он двигается в трахею — трубку из плотных хрящей. Прочитайте в учебнике о том, что происходит в трахее и бронхах.
Дети читают второй абзац на с. 144 в учебнике.
— Покажите на таблице «Органы дыхания» все эти органы и расскажите о движении воздуха в организме.
Дети выполняют задания № 1-3 на с. 64 в рабочей тетради.
— Вспомните, как питательные вещества попадают ко всем органам? (Разносятся кровью.)
Как кислород попадает ко всем органам? (Разносится кровью.)
Какую роль в организме играет кровь? (Роль транспорта.)
Как кровь попадает во все органы? Что заставляет её двигаться?
В организме взрослого человека около 5 литров крови. Потеря половины этого количества приведёт к смерти, так как органы не получат вовремя питание, воду, кислород и не отдадут вредные вещества.
Все органы нашего тела совершают определённую работу. Для этого им необходимы питательные вещества. Эти вещества приносит органам кровь. Во время работы органов в них образуются и накапливаются вредные и ненужные организму вещества и углекислый газ. Эти вещества забирает также кровь и уносит к тем органам, которые выведут эти вещества из организма.
Кровь в теле человека постоянно находится в движении. Но сама по себе она двигаться не может. В движение её приводит сердце. Мышечные стенки сердца, сокращаясь, выталкивают кровь в кровеносные сосуды. В теле человека много кровеносных сосудов, которые оплетают все органы.
Сердце и кровеносные сосуды составляют органы кровообращения.
Приложите руку к груди. Чувствуете, как тихонько стучит по пальцам: тук-тук-тук. Это бьётся ваше сердце. Оно безостановочно работает всю нашу жизнь.
Величина сердца зависит от размеров тела. Чтобы узнать величину сердца, сожмите руку в кулак. Ваше сердце равно примерно величине вашего кулака. Стенки сердца образованы мощными мускулами почти с палец толщиной.
Сердце сокращается (бьётся) у взрослого человека 60-70 раз в минуту, а у детей — чаще. При каждом сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это — пульс.
Пульс — колебание стенок кровеносных сосудов. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в 1 минуту.
Практическая работа
— Рассмотрите рисунок на странице 146 в учебнике. Положите пальцы правой руки так, как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту. Запишите их количество в задание № 4 на странице 65 в рабочей тетради.
Встаньте из-за парт и присядьте 20 раз. Сядьте и ещё раз посчитайте пульс. Что вы заметили?
— Рассмотрите рисунки в задании № 4 на с. 65 в рабочей тетради. Обведите в кружок номер рисунка, на котором показано, как правильно найти пульс.
Как узнают — жив человек или умер?
Прежде всего проверяют, есть ли у него пульс. Или прослушивают, бьётся ли у него сердце.
Если сердце остановилось, значит, человек умирает.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С работой каких систем вы познакомились сегодня на уроке? Как устроена и работает дыхательная система?
Какова роль крови в работе всего организма?
Как устроена кровеносная система?
Прочитайте вывод на странице 146. Сравните с выводами, которые мы сделали в ходе урока.
Дома дети выполняют задания на с. 146 в учебнике.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!