Цель: познакомить со странами Южной Европы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: политическая карта Европы; справочная литература; видеопроигрыватель, слайды, видеофильмы о Греции и Италии; магнитофон, аудиозапись песенки Чиполлино.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— В какой части Европы расположены Франция и Великобритания? (В западной части.)
— Назовите столицу Франции. (Париж.)
— Назовите столицу Великобритании. (Лондон.)
— На какой реке стоит Париж? (На Сене.)
— На какой реке стоит Лондон? (На Темзе.)
— Назовите достопримечательности Парижа.
— Назовите достопримечательности Лондона.
— Назовите известных людей Франции.
— Назовите известных людей Великобритании.
— О какой стране вы приготовили сообщение? Расскажите. Укажите источник информации.
(Ученики выступают с сообщениями.)
— Какие интересные факты о странах вы нашли? Укажите источник информации.
(Учитель проводит викторину по вопросам, составленным учениками.)
III. Самоопределение к деятельности
Цветок — на медок,
Зерно - на блинок,
А соломы клочок —
Кабану под бочок. (Гречка.)
— Вспомните, из какой страны была привезена гречка. (Из Греции.)
(Учитель включает аудиозапись песенки Чиполлино.)
— Где родился Чиполлино? (В Италии.)
— Вы догадались, по каким странам мы будем путешествовать?
Сегодня на уроке мы будем говорить о Греции и Италии.
IV. Работа по теме урока
Страны, в которых мы побываем, омываются водами Средиземного моря. Это теплые страны, поэтому здесь много курортов, сюда приезжают отдохнуть тысячи людей, привлеченные морем и солнцем. Манят туристов также знаменитые памятники истории и культуры, которых очень много в этих странах.
(Ученики делятся на две группы.)
— Расскажите об этих странах. Воспользуйтесь учебником, а также материалами справочников, энциклопедий.
(Учащиеся готовят сообщения о выбранной ими стране по плану.
Учитель дополняет сообщения учеников показом видеофильмов, рассказом о Греции и Италии (см. дополнительный материал к уроку).)
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 74).
— Прочитайте задание. Найдите в учебнике карту на с. 142.
— Используя эту карту, выполните задание. Подпишите названия выделенных стран, их столиц.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 74).
— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника информацию о достопримечательностях Греции. Назовите их. (Парфенон.)
— Впишите в таблицу.
— Какие достопримечательности есть в Италии? Назовите их. (Колизей, Пизанская башня, Венеция — город на воде.)
— Впишите в таблицу.
— В каких странах вы бывали? Что можете о них рассказать? Отметьте знаком «+».
№3 (с. 75).
— Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии к этому заданию. Вырежьте их и наклейте.
— В какой стране находится Парфенон? (В Греции.)
— В какой стране находится Колизей? (В Италии.)
— Что вы о нем можете рассказать?
(Рассказ ученика (см. дополнительный материал).)
№4 (с. 75).
— Прочитайте задание. Найдите изображение флагов Греции и Италии в учебнике.
— Раскрасьте флаги этих стран в рабочей тетради.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№5 (с. 76).
— Прочитайте задание. Какой стране посвятил стихотворение Дж. Родари? (Италии.)
— Впишите название страны.
— Найдите в стихотворении названия городов. (Милан, Рим, Неаполь, Пиза, Генуя.)
— Подчеркните названия городов красным карандашом.
— О каких достопримечательностях Италии говорится в стихотворении? (О миланском соборе, Капитолии, Куполе, Форуме, «падающей башне», гавани в Генуе.)
— Подчерните эти достопримечательности синим карандашом.
№6 (с. 76).
— Прочитайте названия островов.
— Рассмотрите карту в учебнике на с. 142. Найдите эти острова.
— Какие острова принадлежит Италии? (Сицилия, Сардиния.)
— Подчеркните названия этих островов зеленым карандашом.
— Какие острова принадлежит Греции? (Крит, Родос, Корфу.)
— Подчеркните названия этих островов синим карандашом.
VII. Рефлексия
— Что нового вы узнали на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
— С какими государствами вы познакомились?
— Что вам особенно запомнилось?
Итак, Греция и Италия — теплые страны, расположенные на юге Европы. Здесь сохранились постройки, возведенные еще в древние времена. К ним относятся величайшие памятники истории и культуры — Парфенон и Колизей.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 142—148, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 148.
2. Индивидуальные задания.
1) Придумать вопросы для викторины, посвященной Греции и Италии.
2) Найти интересные факты о Греции или Италии.
3) Приготовить сообщение о Греции или Италии.
3. Принести фотографии, сувениры из посещенных стран.
Колизей
Считается, что его название произошло от слова «колосс», ибо сооружение это среди ему подобных действительно колоссальное.
Это овальная чаша, на дне которой находится арена, вокруг — каменные трибуны, расположенные восходящими ярусами, одна над другой. Увидев Колизей, мы бы, наверное, сравнили его со стадионом или цирком.
Современные стадионы и любимые нами с детства цирки ведут свое происхождение от древнейших построек, которые назывались амфитеатрами. Слово «амфитеатр» означало когда-то «двойной театр», то есть два соединенных полукруглых театра.
На арене Колизея проходили и гладиаторские бои, и бои бестиариев — с дикими зверями. Это здание, созданное для необычных и довольно опасных зрелищ, должно было обеспечить удобство и безопасность одновременно 50 тыс. зрителей (населения маленького города). Его многочисленные лестницы и проходы предоставляли всему этому несметному числу зрителей удобное и быстрое размещение. А на случай какой-нибудь непредвиденной ситуации — возможность столь же быстро и без паники покинуть Колизей. Такие предосторожности были не лишними, если вспомнить, что на торжественном открытии Колизея, например, публику развлекали 5 тыс. зверей, из которых большинство были опасными хищниками. А под ареной обитало довольно многочисленное звериное население.
На случай непогоды строителями была заготовлена конструкция, быстро накрывающая весь этот цирк-стадион тентом. А обслуживали это устройство моряки, умевшие быстро и ловко управляться с парусами.
И по сей день Колизей является одной из основных достопримечательностей Рима, поражает своим величием и мощью.
Греция
Легендарная древняя Эллада, колыбель европейской цивилизации.
В Греции пересекаются важные воздушные и морские пути из Европы в Азию и Африку. Воды четырех морей: Эгейского, Критского, Ионического и Средиземного — омывают ее причудливо изрезанные берега. Заливы, проливы, бухты, острова с давних пор были удобными портами и способствовали развитию мореходства.
Море — главное природное богатство горной страны Греции. Это сильная морская держава: ее корабли под бело-голубым флагом бороздят моря и океаны. Они увозят в Европу и Америку табак и изюм, апельсины и вино, оливковое масло и кожу. А иностранные суда привозят сюда станки, автомобили, различные приборы.
Горные хребты пересекают ее в различных направлениях, разделяют страну на множество районов.
Редкие леса встречаются на севере. Животный мир беден. Растительность скудная, так как не хватает пресной воды. Реки небольшие и мелководные.
Лето в Греции долгое и жаркое — с апреля по октябрь, солнце греет триста дней в году. Некоторые овощи можно выращивать по два-три раза в год. А вот воды не хватает. И это при том, что Грецию омывают три моря!
Народная легенда гласит, что после того, как Бог сотворил мир, последнюю горсть камней он швырнул в море. Здесь и возникла Греция — суровая каменистая земля. Нужно много любви и кропотливого труда, чтобы выращивать здесь виноград, апельсины и табак.
Представьте себе заснеженные вершины с альпийскими лугами и заросшие чахлым кустарником склоны гор. Голые скалы со множеством пещер. Пологие холмы, кипарисы и ряды оливковых деревьев. А рядом в долинах, где есть вода, — яркие зеленые оазисы виноградников и фруктовые сады. И везде — прозрачная голубизна неба, палящее солнце и море — ярко-синее, зеленое, бирюзовое — всех оттенков сразу. Это и есть Греция.
Крестьяне выращивают сельскохозяйственные культуры, которые требуют большого труда. Страна славится цитрусовыми, виноградом, персиками, маслинами, оливковым маслом, хлопком, сахарной свеклой, табаком.
В недрах страны немало ценнейших видов полезных ископаемых, но месторождения невелики. Основные отрасли — пищевая, текстильная, химическая, металлообрабатывающая.
Туристы посещают Грецию, чтобы насладиться морем, познакомиться с ее достопримечательностями.
Греция — родина Олимпийских игр. Каждые четыре года из древней Олимпии начинает свой путь олимпийский огонь на очередной праздник спорта.
Италия
Если взглянуть на карту, то видно, что Европа как бы наступила на Средиземное море красивым сапогом на высоком каблуке. Это очертания Италии. А полуостров, похожий на сапог, называется Апеннинским. К Италии относятся и соседние острова: Сицилия, Сардиния и другие более мелкие.
Большую часть территории страны занимают горы: на севере, как бы защищая Италию от холодных северных ветров, поднялись высокие хребты Итальянских Альп с вершинами; покрытыми вечными снегами. От Альп через весь полуостров протянулись Апеннинские горы. Горы молодые (им около миллиона лет), они продолжают расти, и поэтому здесь часто бывают землетрясения. В Италии есть и действующие вулканы: Везувий, Этна, Стромболи.
В Италии много рек, но все они короткие: скатываются с гор — и сразу же в море. Река Тибр, на берегах которой расположился Рим, имеет протяженность 470 км. Самая крупная и полноводная река Италии — По длиной 670 км. Она впадает в Адриатическое море. В недрах Италии много ртути, газа, мрамора, серы. Ведущее место в Италии занимает машиностроение.
Главная отрасль сельского хозяйства — земледелие. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, рис, сахарную свеклу, виноград, лимоны, апельсины, оливки.
Пиза — родной город Галилео Галилея, итальянского ученого, изобретателя телескопа.
Город славится «падающей башней». Целых два столетия понадобилось для того, чтобы достроить ее окончательно. Архитекторы выбрали на окраине Старого города площадку с сухим и твердым грунтом, башня всеми своими шестью беломраморными ярусами начала неудержимо клониться в сторону. Архитекторы пытались исправить неровность почвы еще во время строительства.
На восточном берегу Апеннинского полуострова находится город- порт Венеция. Он расположен на 118 островах. Вместо улиц здесь проложены каналы. Чтобы попасть в школу, в магазин или на работу, нужно плыть на лодке — гондоле.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!