Конкурсы

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наше питание. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Наше питание». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с пищеварительной системой человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.

Оборудование: упаковки от различных продуктов для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Из каких частей состоит скелет человека?

— Какое значение для человека имеют мышцы?

— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы?

III. Самоопределение к деятельности

— Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, бегать, дышать, играть, работать — в общем, чтобы жить.)

— Может ли человек обойтись без пищи? (Только в течение 30—40 дней.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем питании.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Питательные вещества

Всю пищу, которую мы съедаем, наш организм разбирает на части.

— Как вы думаете, много ли частей в нашей пище? (Ответы учеников.)

Вся еда, какая бы сложная она ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из соленых грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей: белков, жиров и углеводов. (Г. Юдин)

Белки — наш строительный материал. Клетки строятся из белка, и благодаря этому человек растет. Белка много в мясе, рыбе, сыре, твороге, бобах, орехах.

Углеводы — энергия для нашего организма. Их получают из сахара, разных круп, хлеба, овощей, варенья.

Жиры — продовольственные и топливные склады на черный день (болезнь, голод), «теплое белье» и амортизатор от ударов. Источники жиров — сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

Еще человеку нужны кальций, железо, медь, сера, марганец, цинк, йод и почти все другие вещества, которые есть в природе. А эти вещества могут попасть в наш организм только с разнообразной, богатой витаминами пищей. Витаминов много в овощах и фруктах.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 138.

— Какую работу в организме выполняют белки? (Они служат для роста и развития.)

— Какие продукты богаты белками?

— Какую работу в организме выполняют жиры? (Они обеспечивают организм энергией, это запас пищи в период болезни.)

— Какие продукты богаты жирами?

— Какую работу в организме выполняют углеводы? (Это энергия для нашего тела.)

— Какие продукты богаты углеводами?

— Какую работу в организме выполняют витамины? (Они служат для сохранения и укрепления здоровья.)

— Какие продукты богаты витаминами?

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 61).

— Прочитайте задание. С помощью учебника заполните таблицу.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

4. Практическая работа

(Учитель делит класс на группы и каждой раздает разные продукты. Учащиеся выполняют практическую работу по учебнику нас. 138.)

1. Внимательно изучите этикетки на упаковках различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах.

2. Сравните данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.

3. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь. Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.

(По результатам практической работы ученики заполняют таблицу в рабочей тетради — задание № 2 (с. 62).)

Продукт

Пищевая ценность, г (содержание в 100 г)

Белки

Жиры

Углеводы

Витамины

Подсолнечное масло

 

99,9

 

 

Молоко «Топтыжка»

2,9

3,2

4,6

Кальций, медь, цинк, С, В1, В6, В12, фолиевая кислота

Зеленый горошек (консерв.)

2,4

 

5,0

 

Сметана

2,6

20

3,8

 

Говядина (консерв.)

8

20

 

 

— В каком из этих продуктов самое высокое содержание белков?

— В каком из этих продуктов самое высокое содержание углеводов?

— В каком из этих продуктов самое высокое содержание жиров? Обведите соответствующее число.

— Какие вещества наиболее полезны вам, детям ?(Белки, так как они нужны для роста и развития человека.)

— В каких из перечисленных продуктов большое содержание белков?

5. Работа по учебнику Пищеварительная система

— Прочитайте текст в учебнике на с. 139.

— Изучите по рисунку и тексту строение и работу пищеварительной системы. Приготовьте сообщение.

6. Игра «Путешествие бутерброда»

(Учитель выбирает участников игры: бутерброд, ротовая полость с зубами и языком, глотка, пищевод, желудок, кишечник толстый и тонкий, печень.

Остальные ученики рассказывают и показывают, что происходит с бутербродом в каждом органе.

Ротовая полость — зубы и язык пережевывают, перемешивают, слюна смачивает пищу.

Глотка, пищевод — идет процесс переваривания, пища попадает в желудок.

Желудок — пища переваривается под действием желудочного сока.

Кишечник — заканчивается переваривание пищи.

Печень — в кишечник выделяется желчь, необходимая для переваривания пищи.)

— Какие изменения происходят с пищей в пищеварительной системе? (Она переваривается, то есть делится на части: белки, жиры, углеводы.)

— Что происходит с частями пищи потом? (Через стенки кишечника они всасываются в кровь и разносятся по всем органам.)

7. Беседа

Правила питания

— Прочитайте в учебнике на с. 140 и обсудите в парах правила рационального питания.

— Какие из них вы выполняете, а какие стали для вас новыми?

— Расскажите о своем режиме питания.

— Что вы едите на завтрак, обед, ужин?

— Почему человек должен питаться разнообразной пищей?

V. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем —

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№3 (с. 62).

— Укажите стрелками части пищеварительной системы. (После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

№4 (с. 63).

— Прочитайте задание. Обозначьте путь пищи. Куда сначала поступает пища? (В ротовую полость.)

— Поставьте около этих слов цифру 1.

— Продолжите работу самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

— Что было особенно интересным на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие питательные вещества человек получает с пищей?

— Из каких органов состоит пищеварительная система?

— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

— Что нового вы узнали о правильном питании?

Итак, с пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 138—141, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 141.

2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 63).

Дополнительный материал

Ротовая полость

Ты ешь таким сложным органом, который умеет дышать, кусать, жевать, смачивать еду слюной, обогревать или охлаждать ее, глотать, узнавать, соленая она или сладкая, горькая или кислая, горячая или холодная; кроме того, он умеет бороться с микробами, а также петь, говорить, смеяться и, к великому сожалению, показывать язык.

Рот — это и вход в пищеварительный тоннель. Как перед настоящим тоннелем, в нашем домике тоже сидит охранник. Толстый, красный и мокрый. Догадался, кто это?

Язык стоит на посту и всех входящих на вкус пробует. «Стой! Кто такой? Ах, молчим? А ну-ка, попробуем тебя кончиком, на сладость... Не сладкий. Попробуем корнем... Не горький. Аесли бочком? Кисленький! Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас подсадить на зубок. Так. А вы кто будете? Не сладенький... не кисленький... а ну-ка корнем... Горький, как отрава! Па-а-прашу на выход! Горьким огурцам вход воспрещен! А это что? Этот глупый мальчишка опять заставляет меня пробовать холодный снег. Ну нет! Сначала растопим, согреем, а потом проглотим, раз уж так хочется».

Язык все время смачивается слюной, которая нужна для глотания. Попробуй проглоти не жуя черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

Но слюна не только смачиватель, она — первая, кто на нашем конвейере приступает к разборке еды. Это специалист по топливу. Из еды она освобождает только углеводы.

Но это не все! Слюна еще и санитар. Она уничтожает вредных микробов, которыми просто кишат немытые овощи, фрукты. Есть они и на грязных руках. Но микробов бывает так много, что с ними не справляется не только слюна, но и второй санитар — миндалины. Недаром говорят: все болезни вползают через рот.

Миндалины стараются не пропускать микробы внутрь. Но, когда микробов скапливается слишком много, миндалины воспаляются и начинают болеть. Вот тогда за дело принимаются настоящие санитары и врачи.

У зубов совсем другая, очень важная работа. Если они плохо разжуют пищу, она может повредить пищевод и желудок, который очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть.

По Г. Юдину

Желудок

Давай проследим, что происходит с кусочком пирожка, попавшим к тебе в рот.

Итак, твой нос почувствовал запах жареных пирожков. «Дзинь- дзинь, — сигналит он в мозг, — пахнет жареным!» — «Найти и уничтожить!» — приказывает мозг. Ты отправляешься на кухню и видишь румяные, аппетитные пирожки с мясом. Тут же во рту начинает обильно выделяться слюна, а в желудке — специальный желудочный сок. Язык быстренько обследовал, каков пирожок на вкус, и подсадил его на зубы. Зубы разжевали, слюна смочила, ты задерживаешь дыхание, глотка закрывает дыхательный путь... Ты делаешь глотательное движение и — пуск! Кусок пирожка проскользнул в пищевод и поехал вниз. Он проскочил пищевод за пять секунд и очутился в узеньком, тесном желудке.

Желудок без еды — спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик — он чуть надуется, въедет пирожок в желудок — он чуть растянется и наконец превратится в целую пещеру, до потолка набитую жареными пирожками. Стенки ее, как и в настоящей подземной пещере, не гладкие, а шершавые, и из них тоже сочится вода. Только это не обычная вода, а желудочный сок. Течет он не только с потолка, а сразу отовсюду. Из каждого квадратного миллиметра стенок нашей пещеры бьет по сто родничков такого сока!

Это самый главный разборщик на нашем конвейере. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твердые леденцы до жидкой кашки. Но сок делал бы эту кашицу в несколько раз дольше, если бы работал один. И знаешь, кто ему помогает? Сам желудок. Как ладони трут и перемешивают твердую глину с водой, так и желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком еду. Вся эта сложная работа и называется перевариванием.

Пирожок желудок будет переваривать часов пять. А вот над жареной уткой, которую мы ели вчера, желудок старательно трудился целых семь часов.

Итак, переваренная пища постепенно движется к выходу из пещеры, который заперт до поры до времени сторожем. Зовут его по-старинному — привратником. Он такой же строгий, как настоящий привратник. Только тогда, когда он убедится, что пища хорошо переварилась, он открывает выход, выпускает небольшую порцию и тут же опять закрывает. И так трудится, пока не уедут все гости.

По Г. Юдину

Почки

Хорошо, когда в доме есть водопровод. Человек моет под краном руки, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации.

Своя канализация есть и в нашем организме.

Как старательно ни охраняет его кожа, разные железы, ворсинки носа и бронхов, все-таки вместе с пищей и воздухом в кровь попадают ненужные, а то и вредные вещества. Да и в самом организме скапливаются разные отходы. И все это надо как-то удалить.

Этим заведуют почки — парный орган, по форме похожий на огромные бобы фасоли. Внутри эти «бобы» состоят из множества крохотных камер, пронизанных тончайшими кровеносными сосудами. Лежат почки в нижней части спины, чуть повыше поясницы.

Печень направляет сюда поток крови, в котором растворены ненужные и вредные вещества, попавшие в организм или скопившиеся при его работе. Почки перерабатывают все это в мочу, и она уносит отбросы из организма, как трубы канализации уносят из дома грязную воду.

По А. Дорохову

Тонкая кишка

Кишечник, как семиметровая змея, свернулся в несколько раз и лежит себе под желудком, как под камешком. «Змея» эта в начале тонкая, как сосиска, а в хвосте — толстая, как огурец.

Она постоянно сжимается и разжимается. Но давай лучше вернемся к привратнику и проследим, что же происходит с гостями, которых он выпустил из пещеры. Они сразу же попадают в коридор длиной в двенадцать пальцев. Он так и называется — двенадцатиперстный, потому что палец раньше называли перстом.

Из стенок этого коридора вытекает горькая желтая желчь. Она растворяет жирных гостей, с которыми не справился желудочный сок. Медленно, как на лифте, опускается вниз по этому коридору жидкая кашица и плавно въезжает в тонкую кишку. Стенки ее не грубые и шершавые, как в желудке, а бархатистые, потому что покрыты малюсенькими ворсинками.

Ворсинки же высотой всего один миллиметр, и на каждом квадратном сантиметре их растет около тысячи! Если посмотреть в микроскоп, то эта тонкая кишка мохнатая, как наш толстый кот.

Каждая ворсинка — это насос для всасывания питания. И чем насосов больше, тем быстрее они накормят все клетки. За час эта насосная станция может всосать до трех литров питательной жидкости и накормить досыта все клетки.

По Г. Юдину

Толстая кишка

Тонкая кишка всосала не всю еду, а только три любимых всеми клетками блюда, самых полезных и нужных: белки, жиры и углеводы.

Наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, выжала, самое вкусное всосала, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой дальше отправила в толстую кишку.

А толстуха эта ужасно хозяйственная. Как увидела, что ей худая сестрица прислала, заохала, запричитала: «Нам для хозяйства вон сколько воды надо, а некоторые этого не понимают. Но мы не выльем, а быстренько все всосем».

И всасывает всю оставшуюся воду. В результате от завтрака, обеда и ужина остаются никому не нужные отходы, которые даже такая хозяйственная толстая кишка без сожаления выбрасывает наружу.

По Г. Юдину

А теперь...

1. Возьми 10 м бельевой веревки и положи ее во всю длину на землю.

2. Из камешков и ракушек в начале веревки выложи зубы. Здесь будет рот.

3. Отмерь 40 см «пищевода» и положи на веревку 2-литровую банку. Это будет желудок.

4. От банки отмерь 25 см и положи в этом месте камешек. Это будет 12-перстная кишка.

5. Теперь с другой стороны веревки отмерь 1 м 50 см и тоже положи камешек. Это будет толстая кишка, а 7 метров в середине — это тонкая кишка.

А теперь отойди и полюбуйся на свой конвейер по переработке пищи в натуральную величину.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!