Цель: познакомить с опасными для человека местами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести Себя в квартире, доме и ближайших окрестностях, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, Подготовки собственных сообщений.
Оборудование: картинки с изображением балкона и подоконника; распечатки теста.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Тест
1. Что должен делать пешеход, если на середине проезжей части его застал красный сигнал светофора?
1) вернуться к тротуару, от которого начал переход проезжей части
2) закончить переход, дойдя до тротуара или обочины на противоположной стороне дороги
3) остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений
2. Где можно переходить дорогу вне населенного пункта, если в пределах видимости нет пешеходного перехода и перекрестка?
1) на повороте дороги
2) в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
3) на крутом подъеме
3. Какое из утверждений верное?
1) Самые важные дорожные знаки — предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.
2) Самые важные знаки — знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница.
3) Все дорожные знаки важны — без них невозможно безопасное движение на дорогах.
2. Фронтальный опрос
— На какие группы делятся дорожные знаки?
— Почему дорожные знаки во всех странах одинаковые?
— Как выглядят предупреждающие знаки?
— Расскажите о каждой группе знаков по плану:
1. Как выглядят?
2. Для чего нужны?
3. Примеры знаков.
— Расскажите, как называются знаки, которые встречаются вам по пути в школу.
III. Самоопределение к деятельности
— Формула безопасности выглядит так.
(Учитель записывает на доске.)
1. Предвидеть опасность.
2. По возможности избегать ее.
3. При необходимости действовать решительно и четко.
4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
Основные положения этой формулы вывел из личного опыта известный путешественник Яцек Палкевич. Если вы научитесь просчитывать события наперед, предвидеть опасность, вам будет легче ее избежать или выйти из ситуации без потерь.
Сегодня на уроке будем говорить об опасных местах в квартире, доме и ближайших окрестностях.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Опасные места в квартире
— Назовите опасные места в квартире. (Ответы учеников.)
— Отгадайте загадку.
Я из дома на порог
Сделал лишь один шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я. (На балконе.)
(Учитель на доске вывешивает картинки с изображением балкона и подоконника.)
— Подумайте, чем может быть опасен балкон и подоконник. Обсудите в парах, расскажите своим одноклассникам.
(Учащиеся рассказывают о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать на балконе и возле подоконника.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 20. Рассмотрите иллюстрации.
— Какие ситуации изобразил художник?
— Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу не.
(Ответ.
• Не свешивайся через перила.
• Не сиди на перилах.
• Не играй на балконе.
• Не вставай, не садись, не ложись на подоконник, если открыто окно.
• Не высовывайся из окна.)
Опасные места в доме
— Отгадайте загадку.
Легкий подъемник
Быстро домчит,
Вверх поднимаясь,
Вниз опускаясь.
Правильно пользуйся им,
Правила выполняя. (Лифт.)
— Подумайте, чем может быть опасен лифт. Обсудите в парах, расскажите своим одноклассникам.
(Ученики рассказывают о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать в лифте.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 21.
— Какие правила пользования лифтом вы знаете?
— Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу не.
(Ответ.
• Не входи в лифт с незнакомым человеком.
• Не прыгай, не играй в кабине.
• Не спускайся в шахту лифта, не катайся на крыше лифта.
• Не пытайся выбраться самостоятельно из кабины застрявшего лифта, нажми кнопку «Вызов» и жди мастера.
• При пожаре спускайся только по лестнице.)
Опасные места в окрестностях дома
(Учитель делит на группы учеников, живущих в одном доме или в одном квартале.)
— Нарисуйте схему своего дома с обозначением опасных мест.
— Назовите опасные места в окрестностях дома. (Ответы учеников.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 22.
— Сформулируйте правила безопасного поведения, используя частицу не.
(Ответ.
• Не играй на стройке.
• Не играй возле трансформаторной будки, не заглядывай в нее и держись от нее подальше.
• Не ходи в парк, в лес, на пустырь один.
• Не гуляй с наступлением темноты один.)
Осторожно: лед!
Большую опасность на улицах города для взрослых и детей представляет такое природное явление, как гололед.
— Что надо делать во время гололеда?
(Ответ.
• Увеличить сцепление своих ботинок со льдом (приклеить на подметки куски наждачной бумаги, пластыря).
• При ходьбе ступать на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
• Выйти из дома пораньше, чтобы не торопиться.
• Освободить руки от сумок.)
V. Физкультминутка
Только в лес мы вошли —
Появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой.
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лису обхитрим
На носочках побежим.
Заяц серый скачет в поле —
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе, шалунишке.
И закончилась игра,
За работу нам пора.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 12).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.
— Раскрасьте на рисунке кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.
— Объясните свое решение.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№2 (с. 13).
— Прочитайте задание. О каких правилах безопасности мы говорили сегодня на уроке?
— Придумайте и нарисуйте условные знаки к этим правилам, (После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
1. Тест
(Учитель раздает детям распечатки теста.)
— Прочитай вопросы.
№ п/п |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Опасна ли высота? |
Как снять воздушного змея с дерева? |
Можно ли играть на крыше? |
Чем может закончиться игра на стройплощадке? |
Можно ли вставать на табурет на балконе? |
|
1 |
Да, можно упасть и сломать себе руку, ногу |
Залезть на дерево, осторожно подползти по ветке к змею и снять его |
Это страшно, но я люблю это делать |
Придет сторож и будет ругаться |
Нет, только на стул. С табурета можно упасть |
2 |
Нет, не опасна |
Попросить друга снять воздушного змея |
Да, там интересно |
Ничего страшного, даже интересно |
Конечно, можно |
3 |
Она не опасна, если соблюдать меры безопасности |
Залезть на дерево, держась за его ствол, столкнуть змея палкой |
Если зажмуриться и встать далеко от края, то можно |
Можно получить травму |
Нет, можно упасть с балкона |
4 |
Совершенно не опасна |
Позвать на помощь взрослых |
Нет, это опасно |
Ничем, если с тобой друзья |
Я пробовал и не упал, значит, можно |
— В табличку впиши номера ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
(Ответы: АЗ, Б4, В4, ГЗ, ДЗ.)
— Оцени свои знания.
2. Беседа
— Безопасно ли гулять по крышам?
— Чем опасны чердаки и подвалы?
— Чем опасен открытый люк на тротуаре?
— Всегда ли безопасны качели во дворе?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие опасности таят квартира, дом и его окрестности?
— Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
— Какие опасные места могут быть недалеко от дома?
Итак, некоторые места в квартире, доме и окрестностях могут быть опасными: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк, лес, а в холодное время года — места, покрытые льдом.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 20—24, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 24.
2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 13).
Как вести себя с незнакомыми людьми
Нас окружает огромное множество незнакомых людей. С некоторыми из них мы знакомимся — кто-то вчера был посторонним человеком, а сегодня стал для нас лучшим другом. Дети очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим и происходило по правилам. Как же можно, а как нельзя знакомиться?
Лучше всего находить себе друзей в школе. Там дети, которые раньше, может быть, никогда не встречались, собираются вместе, узнают друг друга и становятся хорошими приятелями. Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.
1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, Учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец — чудесный, Добрый человек, но ведь он может оказаться и не очень хорошим — с первого взгляда не поймешь.
2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему (к ней) в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не пошлют за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.
3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.
4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.
5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.
Хотя большинство чужих людей не желают тебе ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что у незнакомца на уме. В конце концов, если ты видишь человека впервые в жизни, откуда тебе знать, хороший он или плохой? Лучше не рисковать. Со временем у тебя появится все больше и больше друзей среди взрослых - ты познакомишься сними у себя дома, в гостях и в школе.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!