Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Опора тела и движение

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают о строении и работе опорно-двигательной системы человека. Научатся вырабатывать правильную осанку.

Учебные материалы: таблица «Скелет человека»; модель скелета; куриные хрящи.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Какую работу выполняет кожа? Как она устроена? О каких свойствах кожи вы узнали? Почему кожа всегда должна быть чистой? О каких повреждениях кожи вы знаете? Как оказать первую помощь при травмах кожи?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Надежная защита организма.

2. Мотивация учебной деятельности

— Из чего состоит организм человека? (Из органов.)

Что образуют органы, выполняющие общую работу? (Систему органов.)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с опорно-двигательной системой человека.

3. Работа по теме урока

— Какие вы знаете части тела? Все части тела человека неразрывно связаны между собой, поэтому человек может производить движения и перемещаться в пространстве. При помощи ног он может ходить, бегать, прыгать, с помощью рук выполнять самую разнообразную работу.

Пощупайте у себя пальцами лоб, затылок, колено, пальцы рук. Что прощупывается под кожей в этих местах?

Во всех частях тела есть кости. Они очень прочные. Кости соединены друг с другом и образуют скелет — надежную опору тела.

Встаньте. Согните и разогните руки, присядьте, наклонитесь, повертите головой. Садитесь.

Что можно сказать о подвижности тела?

Тело подвижно потому, что все кости соединены хрящами. Кости и хрящи образуют скелет. Скелет состоит примерно из 220 костей. Почему — примерно? Точной цифры не знает никто. У одних людей несколько костей срастаются вместе в одну, а у других — на месте одной кости обнаруживается две или даже три. Поэтому говорят, что в скелете приблизительно 220 костей.

Никто не сомневается в том, что скелет человека состоит из костей. Это не совсем так. Если бы весь скелет состоял из одних костей, дети бы не росли совсем и оставались маленькими. Обратите внимание на взрослых. Растут ли они? Причина роста маленьких детей в том, что скелет их состоит из хрящей. Как выглядят хрящи, вы можете увидеть в тарелке, когда расправляетесь с курицей. Как правило, они белые, упругие, полупрозрачные.

Учитель показывает куриные хрящи.

— Хрящи немного мягче костей, но всё-таки достаточно твёрдые, чтобы придавать форму частям нашего тела. Именно хрящам вы обязаны формой своего носа и ушей. Так что если вы их потрогаете, то почувствуете, каковы на ощупь ваши хрящи.

В первые недели жизни скелет ребёнка состоит почти целиком из хрящей. Скелет растёт, и постепенно внутри хрящевых «костей» появляются островки настоящей твёрдой кости. Костные участки с каждым годом увеличиваются, а хрящевые — уменьшаются. К 20-25 годам костные участки сливаются, уничтожая существовавшие между ними последние островки хрящей, благодаря которым росла кость. Так образуются сплошные кости скелета, которые уже не растут. Поэтому рост человека прекращается.

— Скелет защищает сердце, мозг, лёгкие и другие важные органы человеческого тела от механических повреждений. Без скелета тело было бы всего лишь мягкой бесформенной массой, напоминающей медузу.

Посмотрите на таблицу «Скелет человека». Скелет состоит из нескольких отделов: кости черепа, туловища, верхних и нижних конечностей.

Знакомство со строением скелета сопровождается показом всех частей и элементов скелета на таблице.

— Давайте посмотрим на кости туловища. Основу туловища составляет позвоночник. Он тянется вдоль спины и образован 33-34 позвонками, которые расположены друг под другом. Позвонки соединены между собой полуподвижно упругими хрящами, поэтому позвоночник обладает гибкостью и тело человека может совершать различные движения.

В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.

Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, который находится внутри него.

Проведём взглядом по позвоночнику сверху вниз. Он заканчивается копчиком. В простонародье его называют маленьким хвостиком.

От позвоночника отходят похожие на дуги кости. Это рёбра. Рёбра спереди соединены с грудиной. Позвоночник, рёбра и грудина составляют грудную клетку, которая защищает сердце, лёгкие, печень, желудок и главные кровеносные сосуды от повреждений.

Как вы думаете, в каком процессе участвует грудная клетка? (В процессе дыхания.)

Скелет помогает организму дышать.

Перейдём к костям конечностей. Рассмотрите скелет рук. Из скольких частей он состоит? (Из трёх.)

Это плечо, предплечье и кисти. Прощупайте свою руку и убедитесь, что в плече есть одна крупная кость, в предплечье — две, а в кисти много мелких костей.

Скелет руки соединяется с грудной клеткой. Плечевой пояс образуют лопатки и ключицы.

Прощупайте свою ногу. Скелет ноги тоже состоит из трёх частей: бедра, голени и стопы. В бедре одна толстая кость, в голени — две, в стопе, как и в кисти, — много небольших костей.

Между собой кости рук и ног соединены подвижно с помощью суставов. Нижние конечности соединены с позвоночником тазовой костью. Таз поддерживает внутренние органы и защищает их от повреждений. К тазовой кости прикрепляется бедренная кость. Она самая длинная и тяжёлая кость тела, так как на ней держится всё тело.

Учитель показывает на таблице череп.

— Как называется этот отдел скелета человека? (Череп.)

Что находится в черепе? (Мозг.)

Череп — самый надежный орган. Он состоит из черепной коробки и лицевого отдела. Кости черепа соединены друг с другом неподвижно и защищают головной мозг от повреждений. Лицевой отдел состоит из многочисленных костей, которые тоже соединены неподвижно, кроме нижней челюсти, которая позволяет нам открывать и закрывать рот. Это можно пронаблюдать во время разговора или во время еды.

Опорой тела человека в любых положениях служит скелет. К нему прикрепляются мышцы, которые при своей работе вызывают движение скелета и определяют положение тела человека.

Согните руку в локте. Что вы почувствовали под кожей? (Что-то напряглось, вздулось.)

Это и есть мышцы, которые приводят в движение кости рук. Все наши движения, мимика лица зависят от работы мышц.

Каждая мышца соединена с костями при помощи сухожилий. Один конец мышцы прикрепляется к одной кости, а другой — к другой кости. Сгибание и разгибание туловища, повороты головы, движения рук и ног сопровождаются работой многих мышц. В теле человека их более 600. Все они разной формы и величины.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. За что отвечает эта система организма? (За движение и опору тела человека.)

Дети выполняют задание № 1 на с. 60 в рабочей тетради.

— Мы с вами смогли убедиться в том, что скелет очень важен для всего организма, поэтому к нему надо бережно относиться. Прочитайте предложения, написанные на доске.

На доске.

1. Не прыгайте неожиданно на своих товарищей.

2. Не бейте друг друга по голове.

3. Не выкручивайте друг другу руки.

4. Не ставьте подножки.

— К чему могут привести все эти действия? Что такое перелом? (Повреждение костей скелета.)

Определенное положение тела называется осанкой. Прочитайте часа статьи, в которой говорится о правильной осанке и правилах, при соблюдении которых у человека вырабатывается осанка.

Дети в парах работают с текстом на с. 135-136 в учебнике.

— Как выглядит человек с хорошей осанкой? С плохой осанкой? Рассмотрите фотографии на странице 136.

Правильно ли сидит девочка?

Какие правила посадки она нарушила?

Какие правила для сохранения осанки вы узнали?

По ходу ответов учеников создаётся памятка, которую учитель записывает на доске.

Памятка

1. Сиди всегда прямо, слегка наклонив голову вперёд, но не очень низко.

2. Не опирайся о край стола. Между столом и грудью должно быть расстояние, равное ширине ладони.

3. Ноги всегда ставь на пол ступней.

4. Руки должны лежать на столе свободно, плечи надо держать на одной высоте.

5. При объяснении учителя можешь откинуться на спинку стула.

6. При ходьбе держись прямо, не сутулься.

7. Тяжёлые вещи надо распределять равномерно в две руки.

8. Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Постель должна быть ровной.

9. Больше двигайся. Занимайся спортом.

Значение осанки не ограничивается внешним видом. Если у человека нарушена осанка, нарушается процесс дыхания. Почему нарушается осанка? В течение жизни кости человека изменяются. У детей они мягкие и подвижные, поэтому может возникнуть искривление позвоночника. Послушайте рассказ и ответьте: почему мальчик вырос таким хилым?

Молодой старичок

Я знаю одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда знал, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всём дворе еле волочил ноги, как старый дед. А когда этот взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть: он не мог просидеть не согнувшись и четырёх минут. Сначала подопрёт голову одной рукой, потом другой рукой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная у него была спина. В свои 17 лет он сгибался так, словно было ему за 60. Почему он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботник убирать школьный двор или сажать деревья, а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показывал медицинскую справку, что, мол, его освободили недавно, потому что у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

— Какой вывод мы можем сделать? (Занятия спортом и труд помогают укрепить осанку.)

Самостоятельная работа

— Отгадайте кроссворд и прочитайте слова в выделенных клетках.

1. Часть ноги, в которой много небольших костей. (Стопа)

2. Научное название «маленького хвостика» позвоночника. (Копчик)

3. Название дугообразной кости, отходящей от позвоночника. (Ребро)

4. Одна из составляющих плеча. (Лопатка)

5. Часть руки между плечевой костью и кистью. (Предплечье)

6. Составляющие скелета. (Кости)

7. То, что защищает мозг от повреждений. (Череп)

8. Часть ноги от колена до стопы. (Голень)

9. Что образуют лопатка и ключица? (Плечо)

10. Основное назначение скелета. (Опора)

11. Часть скелета, которая идёт от черепа вдоль спины. (Позвоночник)

12. Как называется повреждение кости? (Перелом)

13. Часть руки, в которой много маленьких костей. (Кисть)

14. Положение тела при ходьбе, посадке. (Осанка)

— Какие слова получились в выделенных клетках? (Скелет человека.)

4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы много говорили о строении скелета, находили различные отделы и основные кости на плакате, на себе. Давайте ещё раз всё это повторим и покажем на модели скелета.

Что вы узнали об опорно-двигательном аппарате человека?

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 136-137 учебника.

Дома дети выполняют задания на с. 137 учебника и № 2 на с. 60 в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!