Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают об органах чувств человека. Научатся рассказывать о них по плану. Научатся беречь органы чувств.
Учебные материалы: DVD, диск «Анатомия» (фильм «Сенсорные системы»).
1. Актуализация знаний
— Соотнесите понятие с его определением.
На доске:
Анатомия |
Наука о сохранении и укреплении здоровья. |
Физиология |
Наука, изучающая строение тела. |
Гигиена |
Наука, изучающая разогну органов тела. |
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Организм человека».
— Какие пословицы о здоровье вы подобрали дома?
Дети приводят примеры пословиц.
• Чистота — залог здоровья.
• Вода не любит грязных людей.
• В зимний холод всякий молод.
• Не умывши лица, за стол не садятся.
• Здоровье — всему голова.
• Здоровому всё здорово.
• Береги платье снова, а здоровье смолоду.
• Здоровье не купишь.
• И мыло не мило, коли здоровья нет.
• Не всякая водица для питья годится.
• Смолоду закалиться, на весь век пригодится.
• Здоровью цены нет.
• Больному и золотая кровать не поможет.
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадки.
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (Уши)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу. (Кожа)
— Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех органах, которые вы назвали.
Почему именно эти органы мы объединили для изучения на уроке? Потому что все они — органы чувств.
3. Работа по теме урока
— Органы чувств — те органы, которые помогают человеку получить информацию об окружающем мире. На каждый орган чувств действует определённое условие окружающей среды.
Глаз воспринимает свет, ухо — звук, нос — запахи.
Работа органов чувств связана с работой нервной системы.
С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем: движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать книги, смотреть телевизор.
Что является органом зрения?
Глаза — орган зрения.
Они помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы. Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками.
На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли.
Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробов.
Давайте посмотрим, как устроены глаза.
Учитель показывает фрагмент из фильма «Сенсорные системы».
— Какие бывают болезни, связанные с нарушением зрения? (Дальнозоркость, близорукость.)
О каких правилах охраны зрения было сказано в фильме?
Прочитайте в учебнике на странице 126 статью «Глаза — органы зрения».
О каких правилах охраны зрения сказано в статье?
Следующие — органы слуха. О чём пойдёт речь?
На уроках во втором классе мы говорили об устройстве уха. Кто помнит, благодаря чему мы слышим?
Учитель показывает фрагмент фильма «Сенсорные системы» об органах слуха.
— То, что мы называем ухом, на самом деле — ушная раковина, наружная часть уха. Она позволяет лучше улавливать звуки. От ушной раковины внутрь идёт слуховой проход, который заканчивается тонкой, но прочной барабанной перепонкой. Это всё — наружное ухо.
— Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передаёт звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединённые между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся чувствительные окончания слухового нерва. По этому нерву звуковые возбуждения передаются в головной мозг.
В нашем внутреннем ухе находится улитка. Почему её можно назвать самой быстрой улиткой в мире?
Эта улитка молниеносно превращает толчки и колебания барабанной перепонки и передаёт их в мозг.
Если в результате заболевания среднего или внутреннего уха нерв был повреждён, человек глохнет частично или полностью.
Берегите уши! Соблюдайте определенные правила охраны органов слуха. Какие правила вы знаете?
Прочитайте о них на странице 127 учебника в статье «Уши — орган слуха».
Кроме этого, оберегайте голову от ударов, сотрясений и охлаждений. При мытье головы старайтесь, чтобы вода не попадала в уши. Во время купания в реке или на море рекомендуется надевать на голову резиновую шапочку. Если во время купания вам в ухо попала вода, то наклоните ухо и попрыгайте. От сотрясения вода выльется из уха.
Следующий орган чувств — нос. Что мы чувствуем с его помощью? Способность чувствовать запахи называется обонянием.
Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передаётся в головной мозг, и человек обоняет (чувствует, узнает) различные запахи.
Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаём, свежая ли пища, вода, чистый ли воздух, которым мы дышим.
Посмотрите фрагмент фильма, в котором говорится об органах обоняния и вкуса.
Учитель показывает фрагмент фильма.
Что относится к органам вкуса? (Язык и слизистая оболочка рта.)
В языке и слизистой оболочке находится большое количество окончаний вкусовых нервов. Разнообразная пища раздражает эти окончания. Возбуждения по вкусовым нервам передаются в мозг — мы ощущаем вкус. Наиболее чувствителен к сладкому кончик языка, к горькому — его основание, а к солёному и кислому — боковые поверхности языка.
С помощью языка мы определяем твёрдость предмета, его температуру.
Следующий орган — кожа. Это орган осязания. Что такое осязание? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте статью «Кожа — орган осязания» на страницах 128-129 в учебнике.
Что такое осязание? (Способность человека чувствовать прикосновения.)
Кожей человек чувствует боль, прикосновение, тепло и холод.
Дети выполняют задание № 2 на с. 58 в рабочей тетради.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Перечислите органы чувств, о которых мы говорили. Что к ним относится?
Дети выполняют задание № 1 на с. 58 в рабочей тетради.
— Мы с вами всё время говорили о том, что информация от органов чувств поступает по нервам в мозг. Какой вывод вы можете сделать? (Все органы чувств связаны с нервной системой.)
Ответьте на вопросы рубрики «Проверь себя».
Дети отвечают на вопросы на с. 129 учебника.
— Какие выводы мы можем сделать? Как надо беречь органы чувств?
Дома дети выполняют задания на с. 129 учебника и № 3 на с. 59 в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!