Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Органы чувств.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают об органах чувств человека. Научатся рассказывать о них по плану. Научатся беречь органы чувств.

Учебные материалы: DVD, диск «Анатомия» (фильм «Сенсорные системы»).

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Соотнесите понятие с его определением.

На доске:

Анатомия

Наука о сохранении и укреплении здоровья.

Физиология

Наука, изучающая строение тела.

Гигиена

Наука, изучающая разогну органов тела.

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Организм человека».

— Какие пословицы о здоровье вы подобрали дома?

Дети приводят примеры пословиц.

• Чистота — залог здоровья.

• Вода не любит грязных людей.

• В зимний холод всякий молод.

• Не умывши лица, за стол не садятся.

• Здоровье — всему голова.

• Здоровому всё здорово.

• Береги платье снова, а здоровье смолоду.

• Здоровье не купишь.

• И мыло не мило, коли здоровья нет.

• Не всякая водица для питья годится.

• Смолоду закалиться, на весь век пригодится.

• Здоровью цены нет.

• Больному и золотая кровать не поможет.

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.     (Глаза)

 

У одной головы два братца

По разные стороны сидят,

А ничего не видят и не говорят.    (Уши)

 

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.     (Нос)

 

Всегда во рту,

А не проглотишь.    (Язык)

 

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.    (Кожа)

— Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех органах, которые вы назвали.

Почему именно эти органы мы объединили для изучения на уроке? Потому что все они — органы чувств.

3. Работа по теме урока

— Органы чувств — те органы, которые помогают человеку получить информацию об окружающем мире. На каждый орган чувств действует определённое условие окружающей среды.

Глаз воспринимает свет, ухо — звук, нос — запахи.

Работа органов чувств связана с работой нервной системы.

С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем: движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать книги, смотреть телевизор.

Что является органом зрения?

Глаза — орган зрения.

Они помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы. Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками.

На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли.

Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробов.

Давайте посмотрим, как устроены глаза.

Учитель показывает фрагмент из фильма «Сенсорные системы».

— Какие бывают болезни, связанные с нарушением зрения? (Дальнозоркость, близорукость.)

О каких правилах охраны зрения было сказано в фильме?

Прочитайте в учебнике на странице 126 статью «Глаза — органы зрения».

О каких правилах охраны зрения сказано в статье?

Следующие — органы слуха. О чём пойдёт речь?

На уроках во втором классе мы говорили об устройстве уха. Кто помнит, благодаря чему мы слышим?

Учитель показывает фрагмент фильма «Сенсорные системы» об органах слуха.

— То, что мы называем ухом, на самом деле — ушная раковина, наружная часть уха. Она позволяет лучше улавливать звуки. От ушной раковины внутрь идёт слуховой проход, который заканчивается тонкой, но прочной барабанной перепонкой. Это всё — наружное ухо.

— Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передаёт звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединённые между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся чувствительные окончания слухового нерва. По этому нерву звуковые возбуждения передаются в головной мозг.

В нашем внутреннем ухе находится улитка. Почему её можно назвать самой быстрой улиткой в мире?

Эта улитка молниеносно превращает толчки и колебания барабанной перепонки и передаёт их в мозг.

Если в результате заболевания среднего или внутреннего уха нерв был повреждён, человек глохнет частично или полностью.

Берегите уши! Соблюдайте определенные правила охраны органов слуха. Какие правила вы знаете?

Прочитайте о них на странице 127 учебника в статье «Уши — орган слуха».

Кроме этого, оберегайте голову от ударов, сотрясений и охлаждений. При мытье головы старайтесь, чтобы вода не попадала в уши. Во время купания в реке или на море рекомендуется надевать на голову резиновую шапочку. Если во время купания вам в ухо попала вода, то наклоните ухо и попрыгайте. От сотрясения вода выльется из уха.

Следующий орган чувств — нос. Что мы чувствуем с его помощью? Способность чувствовать запахи называется обонянием.

Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передаётся в головной мозг, и человек обоняет (чувствует, узнает) различные запахи.

Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаём, свежая ли пища, вода, чистый ли воздух, которым мы дышим.

Посмотрите фрагмент фильма, в котором говорится об органах обоняния и вкуса.

Учитель показывает фрагмент фильма.

Что относится к органам вкуса? (Язык и слизистая оболочка рта.)

В языке и слизистой оболочке находится большое количество окончаний вкусовых нервов. Разнообразная пища раздражает эти окончания. Возбуждения по вкусовым нервам передаются в мозг — мы ощущаем вкус. Наиболее чувствителен к сладкому кончик языка, к горькому — его основание, а к солёному и кислому — боковые поверхности языка.

С помощью языка мы определяем твёрдость предмета, его температуру.

Следующий орган — кожа. Это орган осязания. Что такое осязание? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте статью «Кожа — орган осязания» на страницах 128-129 в учебнике.

Что такое осязание? (Способность человека чувствовать прикосновения.)

Кожей человек чувствует боль, прикосновение, тепло и холод.

Дети выполняют задание № 2 на с. 58 в рабочей тетради.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Перечислите органы чувств, о которых мы говорили. Что к ним относится?

Дети выполняют задание № 1 на с. 58 в рабочей тетради.

— Мы с вами всё время говорили о том, что информация от органов чувств поступает по нервам в мозг. Какой вывод вы можете сделать? (Все органы чувств связаны с нервной системой.)

Ответьте на вопросы рубрики «Проверь себя».

Дети отвечают на вопросы на с. 129 учебника.

— Какие выводы мы можем сделать? Как надо беречь органы чувств?

Дома дети выполняют задания на с. 129 учебника и № 3 на с. 59 в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!