Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Полезные ископаемые». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы. Оборудование: образцы полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Расскажите, что составляет основу экономики.

— Какие природные богатства использует экономика?

— Приведите примеры использования природных богатств.

— От чего зависит успех труда в экономике?

— О процессе создания какого предмета вы узнали? Назовите источники информации.

III. Самоопределение к деятельности

— Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла.)

— Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

— Из чего делается горючее? (Из нефти.)

(Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)

— Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т. д.) Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить

о полезных ископаемых.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Полезные ископаемые

— От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

— Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)

— Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46.

— Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

— Назовите жидкое полезное ископаемое.

— Назовите газообразное полезное ископаемое.

2. Практическая работа

(Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, Предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю.)

- Установите и запишите в рабочей тетради (№ 2, с. 26) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.

— Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?

(Учитель заносит итоги практической работы в сводную таблицу.)

Полезное ископаемое

Свойства

Применение

Гранит

Горная порода, зернистая, твердая, прочная

Строительство

Известняк

Горная порода, белого, серого, желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ)

Строительство

Глина

Горная порода, мелкозернистая осадочная, бурого, желтого, белого и другого цвета

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая

Топливо, краски, лекарства, пластмассы

Нефть

Маслянистая жидкость темного цвета с запахом бензина, горючая

Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы

Железная руда

Горная порода, твердая, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны

Песок

Горная порода, в виде крупинок, сыпучая

Строительство, стекло

Все полезные ископаемые делятся на три группы.

(Учитель записывает на доске.)

Горючие ……….. Рудные (металлические) ………… Нерудные (строительные)

— Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.

(Ответ. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)

(Ученики выступают с устными сообщениями о полезных ископаемых, подготовленными дома.)

3. Беседа

Для чего добывают полезные ископаемые

— Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

— Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые

— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

— Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

— Рассмотрите иллюстрации на с. 48—49.

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

— Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощь кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.)

— Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Ответы учеников.)

— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Сбором металлолома.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 25).

— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых. Запишите в тетради. (Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. )

№2 (с. 26-27).

— Прочитайте первое предложение.

— Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь. (О нефти.)

— Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

— Продолжите выполнение задания. (Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№3 (с. 27).

— Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

— Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов? (Используется в строительстве.)

— Ставим знак «+» в соответствующей графе.

— А где используется известняк? (Тоже в строительстве.)

— Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№4 (с. 28).

— Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

— Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№5 (с. 28).

— Прочитайте задание. Что такое шахта?

— Для чего строят шахты?

— Отыщите на рисунке дорогу к кладу.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

Тест

1. Какое полезное ископаемое горючее?

1) торф

2) железо

3) гранит

4) глина

5) нефть

6) медь

(Ответ: 1, 5.)

2. Какое полезное ископаемое самое прочное?

1) глина

2) торф

3) известняк

4) гранит

(Ответ: 4.)

3. Что образуется при разрушении гранита?

1) известняк

2) торф

3) каменный уголь

4) песок

(Ответ: 4.)

4. Какой из драгоценных камней является известняком?

1) рубин

2) алмаз

3) жемчуг

4) малахит

(Ответ: 3.)

5. Камнем плодородия называют:

1) железную руду

2) известняк

3) торф

4) нефть

(Ответ: 3.)

6. Установите соответствие между полезным ископаемым и способом его добычи.

Каменный уголь …………. Карьер

Нефть …………. Шахта

Глина  …………. Скважина

(Ответ: каменный уголь — шахта, нефть - скважина, глина — карьер.)

7. В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, четкие их отпечатки. Это говорит о том, то оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идет речь? (Об известняке.)

8. Это полезное ископаемое входит в состав грифеля простых карандашей. От его количества зависит твердость карандаша. Знаете ли вы, что для производства пластилина необходимы жир и это же полезное ископаемое? О каком полезном ископаемом идет речь? (О глине.)

9. В VII в. арабы напали на греков. Огромное количество кораблей окружили город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, греки выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, греки подожгли ее. Море вокруг кораблей стало гореть. Загорелись и корабли. О каком полезном ископаемом идет речь? (О нефти.)

10. В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые росли тысячи лет тому назад. Это полезное ископаемое хорошо горит, его используют как топливо и Удобрение для растений. О каком полезном ископаемом идет Речь? (О торфе.)

VIII. Подведение итогов урока

— Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

— Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает их месторождения?

Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность Земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение полезного ископаемого, становится непригодной для жизни.

— Предложите свое решение этой проблемы. (Люди должны восстанавливать нарушенный ландшафт. Надо аккуратно удалять почву, чтобы затем, вернув ее на прежнее место, посадить лес, парк, обустроить зону отдыха.)

Помните: полезные ископаемые — такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 46—50, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 50.

2. Рабочая тетрадь: № 7-8 (с. 29).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Николай Иванович Вавилов», «Яблоня», «Валериана», «Горчица», «Гречиха», «Овес», «Кукуруза», «Лен», «Ячмень», «Цикорий».

Дополнительный материал

Как образовался каменный уголь

Что бы вы сказали о человеке, который бы вдруг заявил: «Меня сегодня грели солнечные лучи, падавшие на Землю двести пятьдесят миллионов лет назад»?

«Сумасшедший или шутник», — решили бы все. А ведь человек сказал правду. Задумывался ли кто-нибудь из вас о том, сколько лет каменному углю, который горит в котельной, дает тепло нашим квартирам? Ему десятки и даже сотни миллионов лет. А в этом угле заключено тепло солнечных лучей, падавших в ту пору на Землю. Силу солнечных лучей вобрали в себя гигантские растения самых удивительных видов, каких давно уже нет на Земле: древовидные папоротники, громадные плауны. Из остатков этой растительности впоследствии образовался каменный уголь.

Леса того времени произрастали среди болот. Скучно было в них: ни цветов, ни птиц. Мрачный гигантский лес стоял в полной тишине и казался лишенным жизни. Корни растений не могли прочно удерживаться в болотистой почве. Сильный ветер валил деревья, а от ураганов гибли целые леса. Они погружались в болото, а на смену им вырастали новые.

За миллионы лет много изменений произошло на Земле. Менялся климат, реки заносило песком, затягивало илом огромные болота, в глубине которых покоились стволы растительных гигантов.

Под тяжестью верхних слоев пески превращались в песчаники, илистые частицы — в глинистые сланцы, а древесные стволы — в каменный уголь. Земля стала походить на огромный слоеный пирог из песчаников и глинистого сланца с начинкой из каменного угля.

Как образовались известняк и мрамор

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие рачки, улитки в собственном домике-раковинке. И когда они умирали, их раковины падали на дно моря. И так тысячи лет без перерыва сыпался ракушечный дождь: скелеты разных морских существ, панцири рачков.

Весь этот слой перемешивался водой и слеживался, превращаясь в камень, потому что его сдавливали мощные толщи воды.

Шли годы, столетия, тысячелетия. Там, где когда-то было морское дно, возникала суша. Поверхность нашей планеты то поднималась, то опускалась, собиралась в огромные складки — горы. И сегодня мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня — известняка.

Если положить крупицу известняка под микроскоп, то можно увидеть в нем обломки ракушек.

Мрамор тоже когда-то «плавал» в океане. Он близкий родственник известняка-ракушечника, но гораздо тверже ракушечника и мела. На дне морских глубин и в толще земной коры с ними происходили особые изменения. Мрамор бывает разноцветный: серый, розовый, с красивым узором. Используется для отделки зданий, станций метро.

Откуда берется железо

Железо не делают, оно сотворено самой природой, как вода, песок, глина. Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот металл. Бывает, что рудные пласты залегают глубоко в толще Земли, и тогда приходится строить шахты. Но нередко такие пласты лежат всего в нескольких метрах от поверхности. Как же добывают руду?

Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку. Как грохнет взрыв — тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами.

Наконец стихли взрывы. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повертится — и нагружен целый вагон или гигант-самосвал, который везет руду на завод.

В огромных печах (домнах) день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь — и вниз.

Жарко горит огонь, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел еще жарче, нужно постоянно раздувать его, нужен воздух горячий, раскаленный. Вот почему рядом с домной стоит еще несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя плавится и оседает руда, капли металла — железа — оседают на дно печи Все лишнее, что было в руде, поднимается пузыристой пеной. Это шлак. В расплав добавляют углерод, чтобы получить чугун.

Наконец мастер подает сигнал: «Чугун готов!» Жидкий металл хлынет в ковш. Дальше чугун отправляется в соседний цех. Тут его выльют в формы. В них жидкий металл застынет. И станет чугун и вагонными колесами, и тяжелыми причальными тумбами, к которым канатами привязывают океанские корабли. Сделают из чугуна и ребристый панцирь, в который одеты туннели метро, и стенки-короба огромных паровых турбин, автомобильные двигатели, электромоторы.

Но большая часть чугуна отправляется в мартеновский цех к сталеварам, чтобы они сварили из него сталь. Сталь бывает разная: для гвоздей — одна, для плугов - другая, для подшипников - третья. Для ножей, напильников, других инструментов нужна сталь, которая не гнется, для пружин — которая пружинит. Есть сверхтвердая сталь. Из нее делают резцы, которые на станках легко режут собственно сталь. Много разных сортов стали, и у каждого свое важное дело.

Нефть

Люди знали о существовании нефти еще в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала темная маслянистая жидкость с острым запахом. У нее было замечательное свойство — она прекрасно горела. Нефтью стали заправлять светильники. Пропитывали ею паклю «огневых» стрел, смазывали колесные оси. Из нее готовили целебные мази от различных заболеваний.

Однако до тех пор, пока не был изобретен двигатель внутреннего сгорания, большой нужды в нефти не было. В середине XIX в. из нефти выделили керосин. Его стали широко применять для освещения. А бензин, который получали попутно, спускали в море: его считали бесполезным. Иное дело теперь!

— Нефти! — требуют автомобили и самолеты, пароходы и тепловозы, тракторы и комбайны, электростанции и заводы. Их двигатели, печи и топки работают на бензине, керосине, мазуте и других видах жидкого топлива, получаемого из нефти.

— Нефти! — требуют машины и механизмы, скользящие и вращающиеся части которых нуждаются в постоянной смазке. Смазка делается из нефти.

— Нефти! — требуют химические заводы: из нее производят синтетический каучук, эластичные волокна, пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства.

Ученые установили, что нефть состоит из углеводородов, серы, азота и кислорода.

Чаще всего нефть залегает очень глубоко. Чтобы ее добыть, приходится бурить скважины глубиной несколько километров.

В своих подземных хранилищах нефть находится под огромным давлением сопутствующих ей газов. Поэтому, когда скважина пробурена, нефть сама устремляется вверх.

Из скважины нефть по трубам направляют в хранилища, а затем заливают в железнодорожные цистерны, перевозят через океаны и моря в огромных нефтеналивных судах — танкерах. Но лучше всего перекачивать ее по нефтепроводу — трубам, проложенным под землей и под водой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!