Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.
Оборудование: распечатки таблиц; конверты, карточки с названиями или рисунками растений; пластилин.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам распечатки таблиц.)
— Дополните таблицу.
Группа растений |
Корень |
Стебель |
Листья |
Размножение |
Особенности жизнедеятельности |
Водоросли |
Нет |
Нет |
Нет |
Спорами |
|
|
Нет |
Есть |
|
Спорами |
Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Папорот |
|
Есть |
Есть |
Спорами |
|
|
Стержневая или мочковатая система |
|
В виде иголок (хвоя) |
Семена образуются в шишках |
|
Цветко |
|
Травянистый или одеревенелый |
|
Из цветков образуются плоды с семенами |
Очень разнообразны и многочисленны |
— Рядом с названиями растений напишите цифры, соответствующие названиям органов, употребляемых в пищу.
Растение |
Органы растений |
Цифра |
Капуста |
1. Плоды 2. Семена 3. Корни 4. Листья 5. Стебли |
|
Слива |
|
|
Огурец |
|
|
Горох |
|
|
Морковь |
|
|
Кукуруза |
|
(Ответ. Капуста — 4, слива — 1, огурец — 1, горох — 2, морковь — 3, кукуруза — 2.)
2. Игра «Классификация растений»
(Учитель раздает детям конверты, внутри которых карточки с названиями или рисунками растений. Ученики должны классифицировать растения.)
Конверт 1
Береза, акация, волчье лыко, брусника, борщевик, валериана, липа, кукушкин лен, морская капуста, можжевельник, папоротник, бересклет, черемуха, сирень, ветреница, горох, сфагнум, лиственница.
Конверт 2
Клен, ромашка, магнолия, кукушкин лен, рожь, морская капуста, папоротник, малина, гречиха, сфагнум, ель, ива, чертополох, сосна, кислица, орешник, боярышник, герань, дуб.
— Представителей группы каких растений у вас получилось больше всего? (Цветковых.)
3. Фронтальный опрос
— Почему растения называют «зеленой одеждой планеты»?
— Перечислите группы растений. Приведите примеры представителей этих групп.
— Приведите примеры различных видов растений.
— Названия каких растений вы определили дома?
— Расскажите о каком-либо растении.
III. Самоопределение к деятельности
— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества?
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Дыхание и питание растений
— Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (Солнце — неживая природа; растения, человек — живая природа.)
— Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)
— Как дышат растения? (Ответы учеников.)
— Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
(Учитель рисует на доске схему дыхания растений.)
— Как же растения питаются? (Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)
Но как же растения получают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений — это удивительные «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
Почему же для работы «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» перестала бы работать. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не может из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. Животные и человек едят растения и таким образом добывают для себя необходимые питательные вещества, а вместе с этими веществами — и необходимую им для жизни энергию.
Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.
(Учитель на доске рисует схему питания растений.)
— Сравните две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».
— Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.)
2. Работа в парах
— Расскажите, пользуясь схемой, как питаются и дышат растения.
— А теперь послушайте сказку.
Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.
Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.
«И почему это листья такие зеленые и о чем они все время перешептываются?» — подумала Маринка.
И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней листья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?
— Пойму, — решительно сказала девочка.
— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.
— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.
— Нуда, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. — Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
— Верно говоришь-шь-шь, — зашелестели листья. — Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое.
Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...
Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.
— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко... — наперебой повторяли листья над головой девочки.
И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.
— О чем рассказали зеленые листочки Маринке?
— Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ.)
— Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар.)
— Для чего они нужны клеткам? (Для роста растения.)
— Что дает энергию зеленым листьям? (Солнце.)
3. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 74—75.
— Как дышат растения?
— Как питаются растения?
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем —
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 32).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Вырежьте из приложения детали.
— Что поглощают растения при дыхании? Что выделяют? (Поглощают кислород, выделяют углекислый газ.)
— Что происходит при питании? (Воду и углекислый газ растение перерабатывает в крахмал и сахар. Выделяют кислород.)
№2 (с. 33).
— Прочитайте задание. Впишите названия газов. (При дыхании растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. При питании растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
№3 (с. 33).
— Прочитайте задание. Соедините стрелками определение и название процесса.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с. 33).
— Прочитайте задание. Соедините листья, чтобы получились названия веществ, которые образуются в растении. (Сахар, крахмал.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Сравните схемы дыхания и питания растений: в чем сходство и различие? Свой ответ обсудите в классе.
2. Моделирование
— На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Вылепите из пластилина дерево, шарики красного цвета — кислород, шарики белого цвета — углекислый газ, лепешечки желтого цвета — крахмал и сахар.
(Учащиеся лепят из пластилина модели.)
— Расскажите с помощью изготовленных моделей о процессах питания и дыхания. Проверьте друг друга. При необходимости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
VIII. Подведение итогов урока
— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений.)
— Как дышат растения?
— Как питаются растения?
— Почему люди и животные не могли бы жить без растений?
— С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 74—77, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 77, выполнить задания для домашней работы на с. 77.
2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 34).
3. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение на тему «Как распространяются семена растений».
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!