Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Тела, вещества, частицы.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое тела, вещества, частицы. Научатся классифицировать тела и вещества, выдвигать предположения (гипотезы) и доказывать их, изображать частицы с помощью моделей.

Учебные материалы: кукла, стакан, ложка, книга, чашка, вода, сахар, воздушный шар, пластилин.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа в опасности».

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название на странице 35.

Прочитайте, чему мы будем учиться, читая этот раздел.

Дети читают текст на с. 35.

— Чтобы говорить о природе, о её предметах, надо узнать, как они устроены. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что такое тела, вещества и частицы.

3. Работа по теме урока

— На какие две группы мы можем разделить все предметы окружающего мира? (Предметы природы и предметы, сделанные руками человека.)

Перенесёмся на урок химии в старшие классы и воспользуемся их словарём. На уроках химии не говорят «предмет природы». Там это заменяется словом тело. Причём тела, как вы поняли, бывают разные. Есть тела, которые созданы самой природой. Они называются естественными. А всё, что создано руками человека, называется искусственными телами.

Учитель чертит на доске таблицу.

Тела

естественные

искусственные

— На какие подгруппы можно разделить естественные тела?

На какие группы можно разделить искусственные тела?

В результате обсуждений появляются записи в таблице.

Естественные

Искусственные

тела неживой природы

тела живой природы

изделия

постройки

       

Дети выполняют задания № 1,2 на с. 14 рабочей тетради.

— Все тела, о которых мы говорим, состоят из веществ. Прочитайте об этом в учебнике на странице 37.

Дети читают три абзаца, затем выполняют задания № 3, 4 в рабочей тетради на с. 14-15.

Опыты

— Из чего, в свою очередь, состоят вещества? Снова представим, что мы на уроке химии.

Учитель демонстрирует детям опыт, описанный в учебнике на с. 38.

— Что доказывает этот опыт? (Вещества, а значит, и тела состоят из частиц.)

Зададим вопрос: откуда учёные узнали о том, что все тела из чего-то состоят?

— Прочитайте об этом на странице 40 учебника.

Итак, мы с вами говорим о самых маленьких частичках веществ — молекулах и атомах. Что это и как всё это лучше представить?

Самые мелкие из частиц, о которых мы говорим, — это атомы. Слово «атом» пришло к нам из Древней Греции и означает «неделимый».

Атомы такие маленькие, что их нельзя увидеть даже в микроскоп. Атомов «разного сорта» больше, чем букв в алфавите. Сколько букв в русском алфавите? А атомов — больше 100. Сколько разных слов можно составить из 33 букв нашего алфавита? Вот и из атомов, если переставлять их, менять местами, можно получить огромное количество веществ. Если из букв образуются слова, то из атомов образуются молекулы веществ.

Представьте, что у вас кубики с буквами: О, С, Н. Какие слова вы можете составить?

Каждая буква — атом. А слова «сон» и «нос» — молекулы. Одинаковые эти молекулы? Нет, разные. Вот так и получаются разные вещества.

Есть маленькие молекулы, которые состоят всего из двух атомов. Такая маленькая молекула у кислорода. У молекулы воды — три атома. Кто из вас знает, какое вещество мамы и бабушки кладут в шкаф, чтобы не было моли? Как оно называется?

В молекуле нафталина 18 атомов.

Какого размера молекулы? Как это представить? Послушайте рассказ К. Уолларда «Как малы молекулы».

Вы можете получить некоторое представление о размерах молекулы кислорода или молекулы азота, если сравните их с кристаллами поваренной соли.

Насыпьте перед собой на стол немного соли. Выберите из кучки самый мелкий кристаллик. А теперь вообразите себя Алисой в Стране чудес. Сейчас вы начнёте стремительно уменьшаться в размерах. При этом кристаллик соли заметно вырастает. Вот он уже с детскую кроватку. Вот он стал размером с дом. Вот кристалл упирается в небо.

Постепенно вершина кристалла соли исчезает из виду. Теперь он для вас имеет высоту ста небоскрёбов, поставленных один на другой. И вдруг вы замечаете пушинку и пытаетесь её поймать. Так вот, то, что лежит у вас в ладони, и есть молекула. Сравнив эту величину с крупинкой соли высотой в сто небоскрёбов, вы представите себе, что такое молекула.

Такой размер у молекулы, а что же тогда говорить об атоме?

Вернёмся к учебнику. Мы выяснили, что тела состоят из веществ.

Учитель ставит на стол стакан, кладёт книгу, ложку, чашку, куклу.

— Какие вещества были использованы для изготовления этих тел? Вещества могут быть разными. Посмотрите на стакан, на стул, стол. Что вы можете о них сказать? (Они твёрдые.)

Учитель наливает в стакан тёплую воду.

— Что можно сказать о состоянии воды? Какая она? (Вода жидкая.) Учитель показывает детям воздушный шар.

— Что находится внутри воздушного шара? (Воздух.)

Кто из вас знает, что такое воздух? Воздух — это газ.

Все тела в природе могут быть твёрдыми, жидкими или газообразными.

Учитель записывает на доске.

Вещество

твёрдое

жидкое

газообразное

— Приведите примеры твёрдых тел, жидких, газообразных.

Твёрдые тела имеют определённую форму. Чтобы сломать или разломить, сжать твёрдое тело, надо приложить немало усилий. Почему так происходит? Молекулы твёрдых тел очень крепко держатся друг за друга.

Что происходит внутри жидкого тела?

Представьте себе, как плотно упакованы семечки в подсолнухе. Так плотно сидят молекулы твёрдых тел. А теперь вынем семечки из корзинки подсолнуха и пересыплем их в стакан. Семечки лежат плотно, но не так, как раньше. Приблизительно то же самое — в жидком теле. Между молекулами жидкого тела есть небольшие пространства. Но так как молекулам в жидкости свободнее, то жидкое тело может изменить свою форму. Жидкость примет форму того сосуда, куда мы её нальем. Вспомните, какой разнообразной формы сейчас выпускают пакеты с молоком.

Что произошло с сахаром, когда мы положили его в воду?

Сахар распался на мелкие частички, и они перемешались с молекулами воды. Если бы между молекулами воды не было расстояний, то сахар бы не смог в ней раствориться.

— А что происходит внутри газообразного тела? В нём молекулы не держат друг друга за руки, как в твёрдом веществе. Молекулы газа могут летать, оставляя между собой большие промежутки. Они ничем не связаны друг с другом.

Моделирование

Дети из пластилина скатывают шарики, делают модели молекул. С помощью моделей третьеклассники изображают частицы твёрдых, жидких и газообразных тел.

Ученики в группах выполняют задания на с. 39 учебника.

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 39 учебника.

— Чему мы научились на уроке? Какие открытия сделали? Сравните свои выводы и выводы Мудрой Черепахи.

Дома дети выполняют задания № 5, 6 на с. 15 рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!