Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Умей предупреждать болезни. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Умей предупреждать болезни». УМК А. А. Плешакова

Планируемые результаты: учащиеся научатся закаливать организм, предупреждать болезни.

Оборудование: магнитофон; фонограмма «Песенки о зарядке»; энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

— Ответьте на вопросы.

• Что помогает проверить частоту ударов? (Пульс.)

• Жидкая внутренняя среда нашего организма. (Кровь.)

• Органы, по которым течет кровь. (Сосуды.)

• Орган, который приводит кровь в движение. (Сердце.)

2. Фронтальный опрос

— Назовите органы дыхания.

— Какую роль в организме человека играет дыхательная система?

— Какую роль играет кровь в организме?

— Назовите органы кровообращения.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

По небу ходит Маляр без кистей,

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце.)

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

 

— Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

— Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Почему так говорят?

Сегодня на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Закаляй свой организм

— Для чего человеку нужно быть закаленным?

Закаленный человек без вреда для здоровья может переносить и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца.

(Учитель включает фонограмму «Песенки о зарядке» (муз. М. Старокадомского, сл. М. Львовского).)

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром ранним

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день!

Успешным закаливание может быть только при соблюдении определенных правил.

— Прочитайте в учебнике задания для групповой работы на с. 147.

— Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем. Составьте памятку и запишите. Результаты работы представьте классу. Вместе сформулируйте общие правила закаливания. Проверьте себя по тексту учебника.

(Дети составляют памятку для закаливания по материалам учебника. Учитель может принести на урок энциклопедию «Что такое? Кто такой?» и предложить одной из групп составить памятку для закаливания по материалам этой книги. Учитель рисует на доске схему.)

— Как же можно закалить свой организм? С помощь чего проводится закаливание? (С помощью воздуха, воды, солнца.)

(Учитель вписывает слова в схему.)

— Воздушные ванны — это самый простой и доступный способ закаливания. Что нужно сделать, чтобы воздух закалил организм?

(Учащиеся слушают выступление первой группы, дополняют его.)

— Что еще способствует закаливанию организма?

— Назовите мероприятия по закаливанию водой.

(Учащиеся слушают выступление второй группы, дополняют его.)

— Что еще способствует закаливанию организма?

— Назовите мероприятия по закаливанию солнцем.

(Учащиеся слушают выступление третьей группы, дополняют его.)

Хождение босиком тоже один из видов закаливания. Крестьяне на Руси часто ходили босиком, так как бывало, что на всю семью имелась одна пара сапог, и ее жалели. Но при этом все сохраняли богатырское здоровье. Немецкий ученый Себастьян Кнейп утверждал, что самая лучшая обувь — это отсутствие обуви, а каждый шаг босиком — лишняя минута жизни.

— Расскажите, как вы закаляете свой организм.

(Учащиеся рассказывают, а учитель дополняет их рассказы.

(См. дополнительный материал к уроку.).)

Инфекционные болезни и аллергия

— Для чего же нужно заниматься закаливанием?

— Какой человек чаще болеет?

— Какие болезни вы уже знаете?

Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым.

Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греч. «повальная болезнь»).

— Прочитайте в учебнике текст на с. 148—149.

— Какие болезни называются инфекционными?

— Как передаются возбудители гриппа, ангины?

— Как уберечься от этих болезней?

— Назовите пути проникновения в организм возбудителей кишечных заболеваний.

— Как уберечься от кишечных заболеваний?

— Что такое аллергия?

— Почему нельзя ходить в школу, если болезнь инфекционная?

V. Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки.

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 65).

— Прочитайте задание. Из-за чего возникают инфекционные болезни?

— Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+». (Из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.)

№2 (с. 66).

— Рассмотрите рисунки. Назовите правила, с помощью которых можно уберечь себя от инфекционных болезней.

— Закрасьте кружок, если вы выполняете это правило.

№3 (с. 66).

— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника определение аллергии. Выпишите его. (Аллергия — это особая чувствительность к некоторым веществам.)

VII. Рефлексия

(Учитель читает стихотворение-памятку. Ученики хором повторяют ключевые места.)

Как проснулся, так вставай —

Лени волю не давай.

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить:

Все вместе.

Как проснулся, так вставай —

Лени волю не давай.

 

Подружись ты с чистотой,

Руки мой перед едой.

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить:

Все вместе.

Подружись ты с чистотой,

Руки мой перед едой.

 

Зубы щеткой лучше три

И снаружи, и внутри.

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить:

Все вместе.

Зубы щеткой лучше три

И снаружи, и внутри.

 

Утром делай по порядку

Физкультурную зарядку

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить:

Все вместе.

Утром делай по порядку

Физкультурную зарядку.

 

Свежий воздух не вредит,

Человека он бодрит

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить:

Все вместе.

Свежий воздух не вредит,

Человека он бодрит.

 

Солнце, воздух и вода —

Наши лучшие друзья.

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить:

Все вместе.

Солнце, воздух и вода —

Наши лучшие друзья.

VIII. Подведение итогов урока

— Для чего нужно заниматься закаливанием?

— Какие болезни называются инфекционными?

Итак, закаляй свой организм с помощью воздуха, воды, солнца. Умей предупреждать болезни, но, если все-таки заболел, строго выполняй предписания врача.

— Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 147—149, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 149.

Дополнительный материал

Для чего нужно закаливание

Сила, выносливость не рождаются вместе с человеком, а им самим вырабатываются.

Даже физически слабый от природы человек может стать крепким и выносливым.

Русский полководец Александр Суворов от рождения был слабым и болезненным. Но в течение всей жизни он закалялся и тренировался. Чтобы приучить себя к холоду, он по нескольку часов ходил обнаженным, обливался холодной водой, спал, накрывшись простыней, никогда не одевался тепло. «Встав с постели еще не одетый, начинал бегать взад и вперед по спальне, а в походе по своей палатке — и маршировать в такт», — вспоминает его слуга Иван Сергеев. С большим удовольствием парился с веником в жаркой русской бане. Все это помогло А. Суворову уже в немолодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжелый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить ее.

Известный русский художник И. Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стекол в своей спальне: их заменяла обычная решетка. Зимой пользовался спальным мешком, но стекол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.

Целебные силы природы

Ты закален. Это значит, твой организм может сопротивляться простуде, когда холодный дождик промочит тебя до нитки или замерзнут ноги, когда ты вдоволь наиграешься с ребятами в хоккей или накатаешься на санках с горы. Твои кровеносные сосуды тренированны, они сжимаются и расширяются в связи с изменением внешних условий. И кровь доставляет коже и телу столько энергии, тепла, сколько нужно, чтобы не простудиться.

Целебные силы природы: солнце, воздух и вода — помогают закаливать организм.

Солнечный свет особенно необходим для нормального развития ребенка. Но с солнцем при закаливании будь осторожен: солнце и друг, и враг. Подумай почему.

Ну а ветер (воздух) — твой друг? Или ты о нем можешь сказать: «Я его не замечаю», «Злой ветер», «Жестокий ветер», «Неприятный ветер»? Как себя чувствуешь, когда прохладный ветер обдувает твое тело? Бодрит ли это тебя? Тогда ты закален, молодец! Или твоя кожа покрывается бугорками (говорят: «гусиная кожа»), и ты спешишь поскорее укрыться от «злого ветра»? Сделай вывод сам, закален ты или нет. И почитай, как надо тренировать свое тело бесценными дарами природы — водой, воздухом и солнцем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!