Конспект урока по окружающему миру 3 класс. В центре Европы. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «В центре Европы». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить со странами, расположенными в центре Европы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: политическая карта Европы; справочная литература; видеопроигрыватель, слайды, видеофильмы о Германии, Австрии и Швейцарии; магнитофон, аудиозапись вальса И. Штрауса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Что такое Бенилюкс?

— В какой части Европы расположены страны Бельгия, Нидерланды, Люксембург?

— Назовите столицы этих стран.

— Чем примечательны эти страны?

— Почему Нидерланды называют страной каналов, велосипедов и тюльпанов?

— О какой стране вы приготовили сообщение? Расскажите. Укажите источник информации.

(Учащиеся выступают с сообщениями.)

— Какие интересные факты о странах вы нашли? Укажите источник информации.

(Учитель проводит викторину по вопросам, составленным детьми.)

III. Самоопределение к деятельности

Найдите на политической карте страну, столица которой Берлин. Как называется эта страна? (Германия.)

— Найдите на политической карте страну, столица которой Вена. Как называется эта страна? (Австрия.)

— Найдите на политической карте страну, столица которой Берн. Как называется эта страна? (Швейцария.)

Сегодня на уроке будем говорить об этих странах.

IV. Работа по теме урока

— В центре Европы мы посетим три страны: Германию, Австрию, Швейцарию.

(Ученики делятся на три группы.)

— Расскажите об этих странах, пользуясь текстом учебника на с. 126—130, а также материалами справочников, энциклопедий.

(Учащиеся готовят сообщения о выбранной ими стране по плану.

Учитель дополняет сообщения учеников показом видеофильмов, рассказом о странах (см. дополнительный материал к уроку).)

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 63).

— Прочитайте задание. Рассмотрите карту.

— Пользуясь картой в учебнике на с. 125, выполните задание.

— Какая страна имеет самую большую площадь и обозначена на карте коричневым цветом? (Германия.)

— Назовите столицу Германии. (Берлин.)

— Подпишите названия страны и столицы.

— Какая страна обозначена на карте желтым цветом? (Австрия.)

— Назовите столицу Австрии. (Вена.)

— Подпишите названия страны и столицы.

— Какая страна обозначена на карте зеленым цветом? (Швейцария.)

— Назовите столицу Швейцарии. (Берн.)

— Подпишите названия страны и столицы.

№2 (с. 63).

— Прочитайте слова в первой строчке.

— Найдите лишнее слово. (Вена.)

— Докажите, что это слово лишнее. (Вена — это город, столица Австрии; остальное — названия стран.)

— Прочитайте слова во второй строчке. I

— Найдите лишнее слово. (Германия.)

— Докажите, что это слово лишнее. (Германия — это государство; остальное — названия городов.)

№3 (с. 64).

— Прочитайте названия городов, которые записал мальчик.

— Найдите эти города на карте. Все ли находятся в Германии?

— Назовите города, которые находятся в других странах. (Женева находится в Швейцарии, Зальцбург — в Австрии.)

— Зачеркните названия этих городов.

№4 (с. 64).

— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

— Найдите в тексте учебника информацию о достопримечательностях Германии. Назовите их. (Бранденбургские ворота, Берлинский зоопарк, телевизионная башня, Кельнский собор, памятник бременским музыкантам.)

— Впишите в таблицу.

— Назовите достопримечательности Австрии. (Собор Святого Стефана, фиакры, памятник Иоганну Штраусу.)

— Впишите в таблицу.

— А какие достопримечательности есть в Швейцарии? Назовите их. (Горные курорты, банки.)

— Впишите в таблицу.

— В каких из этих стран вы бывали? Что можете о них рассказать? Отметьте эти страны знаком «+».

№5 (с. 65).

— Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии к этому заданию, вырежьте их и наклейте.

— В какой стране находится Кельнский собор? (В Германии.)

— Что вы можете о нем рассказать?

— Подпишите название страны.

— В какой стране находится памятник бременским музыкантам? (В Германии.)

— Кто написал сказку «Бременские музыканты»? (Братья Гримм.)

— Подпишите название страны.

— В какой стране находится памятник Иоганну Штраусу? (В Австрии.)

(Учитель может включить аудиозапись вальса И. Штрауса.) №6 (с. 65).

— С помощью учебника раскрасьте флаги.

VII. Рефлексия

— Дополните таблицу.

Страна

Столица

Государственный язык

Протекающие по территории реки

Достопримечательности

 

 

Немецкий

Дунай

Памятник И. Штраусу

Германия

 

 

 

 

 

 

Немецкий,

французский,

итальянский

 

 

VIII. Подведение итогов урока

— С какими государствами вы познакомились?

— Что вам особенно запомнилось?

Итак, Германия, Австрия и Швейцария — государства центральной части Европы. Самое большое из них — Германия. Крупные города Германии — Берлин, Бремен, Кельн.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 125—131, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 130.

2. Индивидуальные задания.

1) Придумать вопросы для викторины, посвященной странам центральной части Европы.

2) Найти интересные факты о любой из стран центральной части Европы.

3) Приготовить сообщение о любой стране центральной части Европы.

Дополнительный материал

Австрия

Австрия — небольшое по площади государство, расположенное в центре Европы. С востока на запад его пересекают горные хребты — Альпы. Высоко, у снежных вершин, рождаются сотни горных рек и водопадов. Склоны гор ниже пояса альпийских лугов утопают в хвойных, дубовых, буковых и ясеневых лесах. В Австрии много заповедников и национальных парков, где живут благородные олени, бурые медведи, горные орлы, лоси, косули.

Еще одно горное богатство Австрии — это река Дунай, протекающая по ней на протяжении 350 км.

Столица Австрии — Вена (население 2 млн. человек). Здесь жили композиторы Амадей Моцарт, Иоганн Штраус, Имре Кальман. Национальные мелодии австрийцев — венские вальсы, песни йодли (их исполняют на очень высоких нотах с сильной вибрацией голоса). В праздники устраивают состязания оркестров, народ на площадях до ночи танцует и поет.

Из недр Австрии добывают нефть, бурый уголь, газ. На реках построены гидроэлектростанции. Заводы и фабрики страны выпускают высококачественные приборы, локомотивы, автомашины, мотоциклы, суда, ткани, бумагу, спортинвентарь.

В долинах рек климат теплый и мягкий. Крестьяне выращивают пшеницу, рожь, кукурузу, картофель, виноград, фрукты.

Сельское хозяйство полностью обеспечивает страну. Главная его отрасль — животноводство. Австрия славится породистым крупным рогатым скотом.

Австрийцы любят спорт. Горнолыжный спорт преподают в школе. Здесь часто устраивают международные соревнования по фигурному катанию на коньках.

В венских кафе вас угостят венской сдобой, слоеным пирогом с яблоками, а к ним подадут разные виды кофе: мокко — крепкий кофе; браун — черный кофе со сливками или молоком; кофе, посыпанный сверху порошком какао; меланж — некрепкий кофе, сильно разбавленный сливками.

Швейцария

Швейцарцы смотрят на всю остальную Европу свысока. Не потому, что они столь горделивы, а благодаря расположению страны: Швейцария — самая возвышенная страна Европы. Ее украшают белые вершины Альп и спускающиеся с гор в лесистые долины ледники. Три пятых территории страны занимают горы с вечными льдами на вершинах, бездонными пропастями и гремящими водопадами. В предгорьях Альп располагаются большие озера. Крупнейшее из них Женевское, или Неман, вытянулось на 72 км. Его берега необычайно живописны и привлекают туристов из многих стран мира.

В Швейцарии нет постоянной армии. Более 150 лет она не участвовала ни в каких войнах. В 1815 г. в Швейцарии был принят закон о ее постоянном нейтралитете, то есть невмешательстве ни в какие международные конфликты. Длительный мир способствовал развитию хозяйства.

Недра Швейцарии бедны полезными ископаемыми. Почти все сырье, необходимое для промышленности, ввозится из других стран. Это одна из главных причин того, что в Швейцарии развиты часовая, ювелирная и другие отрасли, которые требуют мало сырья. Особенно славится Швейцария своими часами. Отсюда ежегодно вывозится в другие страны около 80 млн. часов.

Швейцарские банкиры играют большую роль в финансовых делах всего капиталистического мира. Швейцария славится своими банками; все вместе они считаются главным «сейфом» Европы. К тому же «сейф» этот очень надежный; швейцарские банкиры гордятся тем, что ни один их банк ни разу не был ограблен. Хранящиеся в швейцарских банках огромные суммы денег и приносят стране основной доход. В небольшом городке Лугано, где всего 25 тыс. жителей, находится 300 банков.

Германия

Германия расположена в Центральной Европе, с севера омывается двумя морями: Балтийским и Северным. Прибрежная часть страны низменная и пологая. Несмотря на небольшую высоту, горные хребты юго-запада Германии, протянувшиеся с севера на юг, служат преградой для воздушных масс, движущихся с запада вглубь Европы. Климат с теплым (16—20 °С) летом и мягкими снежными зимами (от 0 до —5 °С).

Практически все население Германии (85%) проживает в городах. Самый обычный немецкий город небольшой, тихий, уютный, почти игрушечный, в котором люди чувствуют себя комфортно. Здесь нет небоскребов и широких проспектов. В центре, как правило, расположен собор, на рыночной площади — ратуша (нем. «дом советов»), а совсем недалеко находится вокзал.

В стране есть и более крупные города, такие как деловая столица Германии Франкфурт-на-Майне — единственный город, где построены небоскребы, или Кельн, знаменитый своими церквями, ратушей и особенно двуглавым собором Святых Петра и Марии и «кельнской водой».

Все отрасли промышленности — горнодобывающая, электронная, нефтехимическая, машиностроение и др. — хорошо развиты, но особенно впечатляет автомобилестроение. Наибольшей популярностью у себя на родине и во всем мире пользуются марки таких производителей, как «Мерседес-Бенц», Баварская моторная мастерская (БМВ), «Фольксваген», «Опель» и «Ауди».

Рейн для немцев всегда был таким же символом Родины, как Волга для русских. Почти с каждой скалой на его берегах, с каждым живописным уголком связаны поэтические легенды.

В деревнях на берегах Рейна собирали свои сказки знаменитые братья Гримм.

С тех пор прошло почти два века. Рейн очень постарел и неузнаваемо изменился. Промышленные предприятия Рура сбрасывают в него сточные воды, отравленные железом, ртутью, мышьяком, свинцом. Теперь реку называют «сточной канавой Европы». На его берегах не видно рыбаков с удочками. Еще в начале XX в. в Рейне водился лосось, теперь пропала всякая рыба. Вода из Рейна больше не поступает в дома. Питьевую воду берут из подземных бассейнов или доставляют по дальним водопроводам.

В последние годы в Германии многое делается для защиты и оздоровления Рейна.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!