Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Воздух и его охрана. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Воздух и его охрана.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают о составе воздуха, об источниках его загрязнения и способах охраны. Научатся исследовать состав воздуха с помощью опытов.

Учебные материалы: стеклянные стаканы, колба, трубка с пробкой, штатив, спиртовка, стеклянный колпак, два стекла прямоугольной формы, спичечный коробок, водный термометр, апельсин.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Какая наука изучает вещества? Какие вещества мы можем найти дома на кухне? Что вы можете рассказать о каждом веществе?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Разнообразие веществ».

2. Мотивация учебной деятельности

— Не было ли у вас желания стать невидимкой? Это так удобно: можно появиться в любом месте, и вас никто не увидит, можно делать всё, что хочется.

Конечно, стать невидимыми мы с вами не можем, но есть такие вещества, которые невозможно увидеть. Отгадайте загадку об одном таком невидимке.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Это воздух. Именно о нём мы сегодня будем говорить.

3. Работа по теме урока

В начале урока учитель ставит на стол два стакана и наливает в них горячую воду. Затем оба стакана накрывает стеклом. Один стакан просто оставляет на столе, а второй ставит на пустой спичечный коробок и сверху накрывает стеклянным колпаком. К этим стаканам педагог возвращается ближе к концу урока.

— Воздух находится вокруг нас постоянно, но мы его не видим. А можно ли услышать воздух? Вспомните, как что-то гудит в трубе и свистит в каждой щели домов. Что это?

А что такое ветер? Это движущийся воздух. Воздух всегда находится в движении. Как только он побежит и ударится обо что-нибудь, мы слышим свист и шум. Когда вы бежите по улице, то потоки воздуха ударяют вам в лицо.

Воздух необходим всем живым организмам. Мы с вами не раз говорили о том, что без еды человек может прожить несколько недель, без воды — несколько дней. А сколько человек может прожить без воздуха? (Несколько минут.)

Изобразим в виде диаграммы эти данные.

Пронумеруйте столбики диаграммы. Покажите: без чего человек проживает дольше всего, а без чего — меньше всего.

Воздух нужен и животным, и растениям, и грибам, и даже микробам. Земля окружена со всех сторон слоем воздуха. Об этом слое часто говорят: «воздушный океан над Землёй».

Если бы у Земли не было этой воздушной оболочки, то наша планета была бы такой же безжизненной, как Луна. На Земле были бы такие же резкие перепады температуры между ночью и днём и наоборот. Солнечные лучи беспрепятственно попадали бы на поверхность Земли и обжигали её. Стоградусная жара иссушила бы все реки, озёра и моря. А ночью стояли бы стоградусные морозы, которых не выдержало бы ни одно живое существо. К счастью, у Земли есть атмосфера — воздушная оболочка. Воздух — плохой проводник тепла, поэтому он не даёт земной поверхности чересчур нагреться. Но с другой стороны, он бережёт её тепло и не даёт ему улетучиться. Этот воздушный океан можно сравнить с шубой, которая одновременно спасает от перегрева и бережёт тепло.

Что такое воздух? Прочитайте об этом в учебнике на странице 46.

Какие газы входят в состав воздуха? Подпишите их названия на схеме в задании № 1 на странице 18 рабочей тетради. Какой из этих газов необходим человеку для дыхания?

Но человеку необходим и углекислый газ. Это вещество содержится в воздухе в небольших количествах — приблизительно 0,4 литра в 1000 литрах воздуха. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо незначительное количество углекислого газа. Он нужен для процессов дыхания, кровообращения и некоторых других процессов. Но если углекислого газа становится очень много, то он наносит вред человеческому организму.

Практическая работа

— Мы выяснили, что воздух — смесь газов. Каждое вещество имеет определённые свойства. Как вы понимаете смысл этого слова? Свойства — определённые признаки.

Вещество может быть прозрачным или непрозрачным, иметь цвет или быть бесцветным, иметь запах или не иметь его. Всё это определённые свойства, по которым мы различаем предметы.

Какие же свойства имеет воздух? Это мы сейчас определим.

Я уже сказала, что вещество может быть прозрачным или непрозрачным. Что можно сказать о воздухе?

Раз мы видим сквозь воздух другие предметы, значит он прозрачный.

Что вы можете сказать о цвете воздуха? Воздух бесцветен. Но толстый слой воздуха будет иметь цвет. Посмотрите на небо. Голубое небо — это толстый слой воздуха, освещённый солнцем.

— Как пахнет воздух? Давайте проведём опыт. Я сейчас достану один предмет, а вы по запаху угадаете — что это?

Закрыв от учеников часть стола, учитель чистит апельсин. Через некоторое время по классу распространяется запах фрукта.

— Чем сейчас пахнет воздух? А чем будет пахнуть воздух в столовой, когда вы придёте туда? У кого из ваших родителей есть машина и гараж? Чем пахнет в гараже? (Бензином, машинным маслом.)

В разных помещениях пахнет по-разному. Частицы веществ проникают в воздух и смешиваются с его частицами. У самого воздуха запаха нет.

Эти три свойства легко обнаружить без каких-либо специальных приспособлений. О других свойствах воздуха мы узнаем из опытов.

Учитель достает лабораторное оборудование и проводит опыты 1 и 2, описанные в учебнике на с. 47.

— Какие выводы мы можем сделать? (При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.)

Результаты опытов запишем в рабочей тетради (с. 19, № 2, 3).

Почему воздух может расшириться или сжаться? (Молекулы в нём не держатся плотно друг за друга, и между ними много свободного места. Поэтому молекулы можно сжать или раздвинуть.)

А теперь мы сравним воду в стаканах, которые я заполнила в начале урока. Как вы думаете: одинаковая ли температура воды в них? Где вода будет теплее? Давайте проверим.

Учитель измеряет температуру воды.

— Какой вывод мы сделаем? Между стенками стакана и стеклянного колпака находился воздух. Воздух плохо проводит тепло. Поэтому вода в стакане под колпаком теплее. Это свойство используют при изготовлении термосов. Где ещё используется это свойство воздуха?

Обращали ли вы внимание на то, как устроены оконные рамы? Сколько в них стёкол? Между стёклами всегда остаётся пространство, заполненное воздухом. Это помогает сохранять в квартирах и домах тепло.

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Каким должен быть воздух, которым мы дышим? Что вы знаете о состоянии воздуха в нашей стране?

Дети читают статью «Воздух должен быть чистым» на с. 48-49 учебника.

Найдите в тексте информацию:

1) об источниках загрязнения воздуха;

2) о способах охраны чистого воздуха.

Человеку и всем живым существам для дыхания необходим чистый воздух. Но мы знаем, что воздух постоянно загрязняется, особенно в больших городах, где есть промышленные предприятия. Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу ядовитые газы, сажу, пыль. Выделяют выхлопные газы автомобили. Загрязняют воздух курильщики. В табачном дыме содержится приблизительно 200 вредных веществ. Каждый год в атмосферу Земли выбрасывается около 400 миллионов тонн вредных веществ. Если разделить это количество на число людей, живущих на планете, то каждому достанется приблизительно около 80 кг грязных веществ.

Учёные заметили, что около предприятий погибают деревья, засыхают целые леса. Срок жизни деревьев в городах сокращается. Так, например, липа в лесу может жить до 500, а порой и до 700 лет, а в городе обычно доживает только до 150.

Во всём мире загрязнение воздуха, вызванное сжиганием топлива, наносит огромный ущерб хвойным лесам. Сильно пострадали хвойные массивы в России, Скандинавии, Германии и США. Главная причина гибели деревьев — загрязнение воздуха и кислотные дожди, накопление озона около земной поверхности. Признаки заболевания можно заметить, подойдя ближе к городским соснам. Хвоя желтеет, и усыхают вершины.

Что такое кислотные дожди и как они образуются?

Подойдите к крупным фабрикам и заводам. Вы увидите множество гигантских труб, которые выбрасывают дым высоко в небо. На этой высоте дуют мощные ветры, которые подхватывают дым, рвут его, перемешивают с чистым воздухом и уносят в другие места. Но даже если дым унесло ветром, то ядовитые газы, которые содержались в нём, остались в воздухе. Там они накопились, а затем выпали с осадками в других районах. Вот и получились кислотные дожди. От таких дождей сворачиваются листья, желтеют и умирают побеги.

Что такое озоновый слой?

Озон — это газ. Запах свежести после грозы — это запах озона. В него превращается кислород при разряде молнии.

— Озона в атмосфере не очень много, но он покрывает землю на высоте 18-25 километров. Озоновый слой задерживает особо жгучие лучи, губительные для всего живого. Если этот слой разрушить, то живые существа погибнут. Постепенно озоновый слой разрушается. Причиной этого являются некоторые газы, попадающие в атмосферу по вине людей. Таких газов много, но главные из них — фреоны. Это вещества, которые закачивают в газовые баллончики, используемые в быту. Учёные ищут способы, как уменьшить выбросы в атмосферу опасных веществ.

5. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 50 учебника.

— Что мы узнали на уроке? Что исследовали? В чём убедились? Какие выводы сделали? Сравните их с текстом на странице 50.

Дома попробуйте нарисовать плакат «Береги воздух».

Дома дети выполняют задания № 4, 5 на с. 19-20 рабочей тетради и в учебнике на с. 50.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!