План-конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Чтобы путь был счастливым

Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Чтобы путь был счастливым»

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники обсудят, какие опасные ситуации могут возникнуть на улице, дороге. Научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

Учебные материалы: модели светофоров, дорожных знаков; рисунок велосипеда.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

В деревянном домике проживают гномики.

Уж такие добряки — раздают всем огоньки.     (Спички)

 

Что может произойти из-за этих предметов?

Отец горяч и красен, бывает он опасен.

А сын взовьется птицей, к отцу не возвратится.    (Огонь и дым)

 

— Закончите стихи.

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг,

Не смотри, не жди, не стой, а залей его...     (Водой)

 

Чтобы путь был счастливым

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те ...     (Отнять)

 

Если где хранится мусор или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться. Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли — быстро всё ...     (Убрали)

— Как надо себя вести во время пожара?

Что делать, если вы почувствовали запах газа?

Что делать, если прорвало водопровод?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Огонь, вода и газ».

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение.

Везде и всюду правила, их надо знать всегда,

Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.

Свои имеют правила, шофёр и пешеход.

Как таблицу умноженья, как урок,

Помни правила движенья назубок!

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд:

Свои имеют правила шофёр и пешеход!

— О чём говорится в стихотворении?

Какие правила мы должны знать?

Сегодня мы продолжаем разговор о том, как сделать нашу жизнь безопасной и повторяем правила пешехода, пассажира и водителя.

3. Работа по теме урока

В начале урока класс делится на 3 группы. Каждая группа работает с текстом на с. 8-11 учебника, а затем в ходе занятия выступает.

— Быть пешеходом — нелёгкое дело. Имеется в виду — хорошим, добросовестным, дисциплинированным пешеходом, таким, который не создаёт никаких помех ни для машин, ни для людей.

Начнём с правил пешехода. Назовите три главных правила пешеходов. Запишите их в рабочей тетради (с. 5, № 1).

Конечно, это далеко не все правила, которые мы должны знать. Начнём с того, что такое улица. Почему она так называется?

Улица — это все дома, стоящие по обе стороны дороги, и то, что находится между ними. Вслушайтесь в слово «у-лица». Посмотрите на изображение домов вдоль дороги. Что прежде всего бросается в глаза? (Окна, балконы, двери.)

Всё это — фасад, то есть лицевая часть дома. Улица и получила своё название потому, что проходит у «лица» домов. То есть улица — дорога, пролегающая вдоль зданий и домов. За пределами населённых пунктов дорога так и называется — дорога.

Где должны ходить пешеходы? Где должен ехать транспорт?

Самый важный закон улиц и дорог гласит, что пешеход должен ходить по тротуару, а машины ехать по проезжей части, мостовой.

Откуда произошли названия: тротуар, мостовая? Что появилось раньше?

Давным-давно, когда ещё не было машин и люди передвигались на лошадях и повозках, улицы не разделялись на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не увязали в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Отсюда и пошло название — мостовая. По мостовой ходили люди и ехали конные упряжки.

Как ни старались пешеходы пропустить кареты с лошадями, всё равно часто люди погибали под их колёсами или получали травмы. Это происходило не только в России, но и в других странах. Люди задумались над тем, как сделать передвижение по улицам безопасным. И придумали. Впервые новое изобретение вошло в жизнь во Франции. Вспомните название столицы Франции.

В Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять небольшие узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Эти полоски были выше мостовой. Это делали специально для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Такие полоски назвали тротуарами. Так что слово «тротуар» — французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает — «дорога пешеходов».

Тротуары помогли уменьшить количество несчастных случаев на дорогах. Постепенно пешеходные дорожки стали появляться и в других странах.

Что такое перекрёсток? Как обозначается пешеходный переход?

Для перехода дороги пешеходам выделены специальные участки на проезжей части, которые так и называются — «пешеходные переходы». Эти переходы наиболее безопасны для пешеходов. Чтобы их было легче увидеть пешеходу и водителю, эти места обозначаются специальной размёткой на дороге и дублируются дорожными знаками. Как вы думаете, почему недостаточно только разметки на дороге? (Зимой дорога покрыта снегом, и разметку не видно.)

Какая разметка на дороге показывает место нерегулируемого перехода?

Зебра в Африке живёт, полосата очень,

Воду пьёт, траву жуёт, порезвиться хочет.

А на улице у нас, здесь, у перекрёстка,

Точно зебра, в самый раз — переход в полоску.

Хотя «зебра» не живая и не в Африке живёт,

Но она всегда укажет пешеходный переход.

— Белые полосы были придуманы для того, чтобы место перехода и пешеход, находящийся на нём, были лучше видны. На фоне белых полос пешеход заметнее, чем на фоне асфальта.

Приближаясь к пешеходному переходу, водитель знает, что здесь могут быть пешеходы. Поэтому он становится внимательнее и снижает скорость.

Как надо переходить улицу? Остановитесь на краю тротуара, посмотрите налево. Убедитесь, что транспорта нет. Если едут машины, то пропустите их. Переходите улицу. Дойдя до середины, остановитесь и посмотрите направо. Если транспорта нет, то заканчивайте движение. Переходите улицу спокойно, не бегите. Пересекать проезжую часть надо под прямым углом к тротуару, а не наискосок. За дорогой надо следить постоянно.

Почему нельзя перебегать улицу? Когда вы бежите, то не видите того, что происходит вокруг. А ситуация на дороге меняется даже не каждую минуту, а каждую секунду. Если не видеть того, что происходит, может случиться такая история.

Юрка живёт на другой стороне.

Он машет рукой через улицу мне.

«Я сейчас!» — кричу я другу

И к нему лечу стрелой.

Вдруг я замер от испуга,

Юрка в страхе крикнул: «Ой!»

И откуда, и откуда

Появился самосвал?

Просто чудом, просто чудом

Под него я не попал!

У шофёра грозный взгляд:

«Ты куда? Вернись назад!

Твой приятель подождёт.

Посмотри, где переход».

— Мы с вами говорили о нерегулируемых переходах. Чем они отличаются от регулируемых? Как регулируется движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете?

Перейти через дорогу вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут говорящие цвета.

Красный цвет вам скажет «нет»! сдержанно и строго.

Жёлтый свет дает совет подождать немного.

А зелёный свет горит — «Проходите!» — говорит.

С площадей и перекрёстков на меня глядит в упор

С виду грозный и серьёзный долговязый светофор.

Он и вежливый, и строгий, он известен на весь мир.

Он на улице широкой самый главный командир.

У него глаза цветные, не глаза, а три огня!

Он по очереди ими смотрит сверху на меня.

Я его, конечно, знаю, да и как его не знать!

Я отлично понимаю всё, что хочет он сказать!..

(И. Лешкевич)

— Регулируемый пешеходный переход отличается от нерегулируемого тем, что пешеходу не надо самому определять, когда можно переходить дорогу. Зелёный сигнал показывает нам, когда мы может переходить улицу. Но при этом нельзя забывать посмотреть по сторонам. Всякое может случиться на дороге. У водителя могут отказать тормоза, и он продолжит движение на красный для него сигнал светофора. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в том, что это можно сделать.

Если вы дошли до середины улицы и загорелся жёлтый сигнал светофора, то остановитесь на специальном островке и дождитесь нужного сигнала.

— Какие виды светофоров вы знаете?

Учитель показывает макеты светофоров.

— Трёхцветным светофор стал не сразу. Сначала появилось устройство, которое регулировало движение на железной дороге и называлось семафором. Первый светофор напоминал семафор и появился около 130 лет назад в Англии. Вспомните название столицы Англии. Именно в Лондоне появился первый светофор. Его установили в центре города на колонне высотой в б метров. С помощью ремней полицейский «открывал» и «закрывал» фонарь, в котором были зелёные и красные стёкла. Жёлтого сигнала тогда ещё не было. Первые электрические светофоры появились в США. Вместо жёлтого сигнала применялся предупреждающий сигнал — свисток полицейского. Светофор с тремя сигналами появился в США более 80 лет назад.

У нас в стране первые светофоры появились в двадцатых годах прошлого века.

Какие ещё правила пешехода вы должны помнить? Прочитайте их на странице 9 учебника.

Чудесный островок

Как река, проспект широк,

Здесь плывёт машин поток.

И хотя здесь нет ни моста,

Ни парома на пути,

Каждый может очень просто

Эту реку перейти.

Собирается народ

У таблички «Переход».

Пешеходов не тревожит

Блеск огней, машин поток —

Перейти им всем поможет

Пешеходный островок.

 

Свет зелёный впереди —

Не робей, вперёд иди.

Ты дошёл до середины —

Вдруг зажёгся красный свет,

Снова двинулись машины,

И дороги дальше нет.

Тут увидишь ты у ног

Этот самый островок.

Подожди, постой до срока

На чудесном островке.

Он на улице широкой

Словно остров на реке.

(А. Дмоховский)

Дети выполняют задание 1 на с. 5 в рабочей тетради.

— Чаще всего мы с вами выступаем в роли пешеходов. Но многие из вас бывают и водителями. Каким транспортом вы можете управлять?

Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай.

— Итак, мы говорим о правилах поведения, когда вы являетесь велосипедистом.

Машина моя

Машина, машина, машина моя!

Работаю ловко педалями я.

Машину веду у всех на виду.

Катаюсь на ней во дворе и в саду.

Машина, машина, машина моя!

Шофёр невелик, и сама ты мала.

И нас постовой не пустит с тобой

Проехать по улице, по мостовой.

Машина, машина, машина моя!

Когда-нибудь станешь мала для меня.

А я подрасту и тогда поведу

Большую машину у всех на виду.

(Я. Пишумов)

— О каком главном правиле поведения велосипедиста сказано в стихотворении? О каких правилах вы прочитали в учебнике?

Детям до 14 лет нельзя ездить на велосипеде по улицам и дорогам. Для вас предназначены дорожки и площадки, которые закрыты для транспорта.

Что должен знать и уметь велосипедист? Конечно, устройство своего транспортного средства. Вы должны знать, что для чего предназначено.

Учитель прикрепляет на доску рисунок велосипеда.

— Вспомните устройство велосипеда. Покажите и назовите все его основные части. (Руль, рама, колёса, седло, цепь, педаль, передний тормоз, вилка, ведущая звёздочка, шатун, звуковой сигнал, фара, световозвращатели.)

Машина должна быть в исправном состоянии. Седло установлено правильно, высота руля отрегулирована под ваш рост.

Водителю велосипеда запрещается перевозить пассажиров, везти на буксире другой велосипед, приделывать к велосипеду прицеп. Также на велосипеде запрещается перевозить груз, который по длине и ширине выступает за габариты велосипеда более, чем на полметра, и может помешать управлению.

При движении надо держаться руками за руль, иначе велосипед потеряет управление.

Перед поворотом надо всегда снижать скорость.

Из знаков, прикреплённых на доске, выберите те, которые показывают, где можно ехать на велосипеде, а где — нельзя. Как называются эти знаки?

Но, кроме велосипеда, есть ещё одно средство передвижения, на котором вы выезжаете на дорогу. Что это?

Надо ли ребёнку, катящемуся на самокате, знать правила дорожного движения?

Послушайте, что может случиться с непослушными детьми.

Самокат

Пристают к отцу ребята: «Подари нам самокат!»

Так пристали, что отец согласился наконец.

Говорит отец двум братцам: «Сам я с вами не пойду,

Разрешаю вам кататься только в парке и в саду».

На бульваре старший брат обновляет самокат.

Младший брат не удержался и по улице помчался.

Он летит вперёд так скоро, что не видит светофора...

Вот без тормоза, один, он попал в поток машин.

Так и есть! — шалун споткнулся,

Под машину подвернулся,

Но водитель был умелый, у мальчишки ноги целы.

Жив остался в этот раз — слёзы катятся из глаз.

Полюбуйтесь-ка, ребята, на владельца самоката:

Он не бегает, сидит, у него рука болит.

Ты имеешь самокат — так иди с ним в парк и сад,

Можно ездить по бульвару, по дорожке беговой.

Но нельзя по тротуару и нельзя по мостовой.

(А. Северный)

— Почему с мальчиком произошёл несчастный случай? Какие правила движения на самокате надо знать?

Дети выполняют задания 3, 4 на с. 6-7 в рабочей тетради.

— Третья часть урока посвящена правилам поведения пассажира.

Как часто вы пользуетесь услугами общественного транспорта?

Каким транспортом вы пользуетесь?

Какие правила поведения в транспорте и на остановках вы помните?

Как надо обходить автобус? Троллейбус? Трамвай?

Выступают ученики третьей группы.

— С троллейбусами и автобусами вы сталкиваетесь достаточно часто. А вот с трамваями — редко. Давайте сегодня подробнее поговорим именно об этом виде транспорта. Послушайте стихотворение «Трамвай» и скажите, в какую опасную ситуацию попали ребята. Правильный ли совет дала старушка ребятам?

Брат сказал: «Не отставай!

Обойдём давай трамвай!»

Он пошёл сразу вперёд,

Ну а я — наоборот.

Нет, не с братом — вместе с дядей:

Он трамвай обходит сзади.

Он шагает быстро, смело,

Он большой портфель несёт.

Сразу видно, что умелый,

Что бывалый пешеход!

Он спокоен — я спокоен.

Только что это такое?

Дядя... прыгает назад,

Словно в цирке акробат,

Он споткнулся, растянулся,

А портфель вдруг расстегнулся,

И посыпались подряд

Апельсины, мандарины,

Шпроты, крабы, виноград!

 

Прогремел передо мной

В двух шагах трамвай другой.

Дядя встал, вздохнул, потом

Вытер пот со лба платком.

Подошла старушка к дяде:

— Кто ж вагон обходит сзади?

Так трамвай не виден встречный,

Растеряешься, конечно.

И сказала, подавая

Самый крупный апельсин:

— Вы могли бы под трамваем

Оказаться, гражданин!

А ко мне мой брат идёт,

Крепко за руку берёт.

Нам старушка говорит:

— Если вышел из трамвая,

Ты на тротуар иди,

И не спереди, ни сзади

Ты его не обходи!

— Почему трамвай, в отличие от автобуса и троллейбуса, обходят спереди? Чем остановка трамвая отличается от остановок других видов транспорта?

Посадочная площадка трамвая, которая расположена на мостовой, обычно возвышается над проезжей частью. Это сделано для того, чтобы водители не заезжали на неё. Если такой площадки нет, то транспорт мы ждём на тротуаре. Когда к остановке подходит трамвай, машины останавливаются и пропускают пассажиров.

Какие правила поведения в метро вы знаете?

Как надо себя вести, если вы пассажир не общественного, а личного транспорта?

Дети выполняют задание 5 нас. 8 рабочей тетради.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Какие правила поведения пассажиров вы знаете? Как должен вести себя на дороге ребёнок, управляющий велосипедом и самокатом? Какие правила пешехода вы запомнили?

Дети работают с заданиями рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 12-13 учебника.

Какой главный вывод вы сделали в ходе урока? Сравните его с выводами Мудрой Черепахи.

Дома дети выполняют задания на с. 13 учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!