Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о том, какая бывает промышленность. Научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязь между ними.
Учебные материалы: зеркало; вещи из алюминия, золота, серебра, железа; градусник; листы с текстом статьи «Электростанция» из книги «Что такое? Кто такой?» (Том 3. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.)
1. Актуализация знаний
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Животноводство».
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Место, где летом ставят домики пчёл. (Пасека)
4. Врач для животных. (Ветеринар)
5. Пчелиный домик. (Улей)
6. Смесь из разных кормов для животных. (Комбикорм)
8. Место, где содержат домашних животных. (Ферма)
10. Помещение, где появляются на свет птенцы. (Инкубатор)
По вертикали:
1. Место выпаса домашних животных. (Пастбище)
2. Место содержания домашних рыб. {Пруд)
3. Домашнее насекомое. (Пчела)
7 Отапливаемое помещение для зимовки пчёл. (Омшаник)
9. Домашняя рыба. (Карп)
2. Мотивация учебной деятельности
— Познакомившись с некоторыми отраслями сельского хозяйства, перейдём к промышленности. Её также можно разделить на более мелкие отрасли. На какие именно — вы узнаете на уроке.
3. Работа по теме урока
— Приведите примеры продукции, которую выпускает промышленность.
Может этим заниматься одна отрасль? Нет. Люди, занятые в промышленности, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. Прочитайте названия отраслей в промышленности.
Дети читают выделенные заголовки на с. 60-62 в учебнике.
Что для вас понятнее всего? Чем занимаются люди в пищевой промышленности? Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? Есть ли рядом с вашим домом какое-то предприятие пищевой промышленности? Рассмотрите фотографию на странице 62. Как одета работница хлебозавода?
Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности? Какие требования к ним предъявляют? Какие правила соблюдают работники этой отрасли?
Не случайно на фотографию попала женщина в белой одежде. На предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани грязь сразу видна), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попадали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности, регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, помещения и оборудование должны быть чистыми и исправными.
О какой ещё отрасли понятно уже из названия? Что производит машиностроительная отрасль?
Вы ошибаетесь, если считаете, что машиностроение выпускает только машины, то есть автомобили. Давайте разберёмся с тем, что такое «машина»?
Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, трехколёсный велосипед и электробритву — это всё машины. Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.
Ещё один отличительный признак машин в том, что они имеют три основные части: рабочий орган, двигатель и механизм, передающий движение от двигателя к рабочему органу.
Рабочий орган снегоуборочной машины — лопасти, сгребающие снег. Рабочий орган экскаватора — ковш, которым он загребает землю. Рабочие органы электробритвы — ножи, которые срезают волоски на лице.
Вот все эти предметы и производит машиностроительная отрасль.
Что может производить металлургия? Правильно, различные металлы.
Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла.
Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие «металлический» блеск. Но есть и жидкие металлы.
Учитель показывает градусник.
- Где здесь металл? Это ртуть. Чтобы этот металл затвердел, его надо заморозить. Поэтому ртуть используют в тех районах, где температура воздуха не опускается ниже -39 °С. Ртуть — тяжёлый металл. Если его налить в литровую бутылку, то такая бутылка будет весить 13 килограммов.
Есть металлы лёгкие и тяжёлые, как ртуть. Изготовленные из таких разных металлов предметы одинакового размера будут весить по-разному.
В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы «работают на человека». Главный металл-труженик — железо.
Самый лёгкий металл — алюминий. Из него состоит десятая часть земной коры. Это самый распространённый металл. Его в 2 раза больше, чем железа. Из алюминия строят самолёты, делают многие детали для космических кораблей, ракет, морских и речных кораблей, железнодорожные вагоны, ложки и вилки, провода. В своё время алюминий назвали металлом XX века.
Ещё один металл, которым часто пользуются, это железо. Из него сделаны почти все машины.
Чистого железа в природе нет, так как оно всегда с примесями. Такие соединения называют железной рудой.
Руду выплавляют в доменных цехах металлургических заводов. Здесь получают чугун. Какие-то вещи люди делают из чугуна. Но это достаточно хрупкий металл. Поэтому чугун варят с некоторыми добавками в мартеновских печах и получают из него сталь.
Почти все металлы соединены в земле с другими веществами, а вот золото, серебро, платина не соединяются ни с чем, они находятся в земле сами по себе. Поэтому они не ржавеют, не тускнеют, сохраняют свою красоту — блеск. За это люди прозвали их «благородными» металлами.
Серебро находят чаще, чем золото, поэтому оно стоит дешевле. Золото оставляет государственный запас, обеспечивающий стоимость денег.
Где используется серебро? Подойдите к зеркалу. Что вы видите? А вы рассмотрите зеркало. Стекло с задней стороны покрыто тонкой пленкой, в состав которой входит серебро. Фото- и киноплёнку покрывают составом, содержащим серебро. В некоторых лекарствах содержится серебро. Оно есть в электрических приборах.
— Платина — самый дорогой из благородных металлов. Находят его ещё реже, чем золото.
Ещё один металл — медь. Это довольно мягкий и непрочный металл рыжевато-красного цвета. Соединяя медь с другими металлами, получаем сплавы, которые также необходимы человеку. Например, соединив медь с оловом, получим бронзу, из которой сделаны почти все памятники на улицах городов. А если соединить медь с цинком, то получится латунь, из которой сделаны краны, дверные ручки в ваших квартирах. В чистом виде из меди делают провода, так как они лучше других металлов проводят электричество.
С этими и ещё многими другими металлами работают металлурги.
Прочитайте в учебнике часть статьи, в которой рассказывается о химической промышленности.
Какие вещества химической промышленности есть у вас дома?
Химическая промышленность тесно связана со всеми другими отраслями. Послушайте одну историю.
Несколько столетий назад с островов Вест-Индии в Европу привезли шарики мягкого, эластичного вещества. Это был каучук — высушенный сок тропического дерева гевеи. Индейцы делали из этого сока фляги, сосуды.
Долгое время каучук в Европе не был востребован. Потом англичане решили его нагреть. Получили вязкий клей. Клеем намазывали ткань и покрывали ещё одним слоем ткани. Так получался непромокаемый плащ, получивший название макинтош. Но клей мог испачкать одежду. Стали думать, чем бы его можно было присыпать. Много чего перепробовали, пока не дошла очередь до серы. И тут каучук превратился в резину. Из резины стали делать сапоги, галоши, плащи, надувные спасательные круги и лодки. Резины требовалось всё больше и больше. С появлением автомобилей стало требоваться много надувных резиновых шин. Плантации гевеи в Южной Америке и Индонезии разрастались. Но резины всё равно не хватало. Пришлось взяться за дело химикам.
В 1910 году русский учёный Лебедев получил каучук искусственным путём. Сегодня каучук делается из спирта, нефти и кокса.
Раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений животных. Прошли годы. Посмотрите на свою одежду. На ней все красили искусственные, синтетические.
Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, краски, искусственные волокна, но и разные минеральные удобрения.
Для того чтобы растения лучше росли и развивались, чтобы увеличивался урожай и его качество, в почву вносят удобрения, которые содержат различные химические элементы. Растениям необходимо 13 элементов, при отсутствии которых резко замедляется рост растений. Минеральные удобрения выпускают предприятия химической промышленности.
Что вы пускает лёгкая промышленность? Прочитайте об этом в учебнике.
Приведите примеры одежды и обуви, которые выпускают фабрики. Какие виды тканей вам известны?
Дети приводят примеры.
— Следующая промышленность — добывающая. Уже само слово подсказывает вам, что делают люди, работающие в этой отрасли. Какие полезные ископаемые добывают люди? Как их добывают?
Самый распространённый металл, который часто встречается в земной коре, — алюминий. Его не надо добывать с большой глубины, он находится буквально у нас под ногами. Вспомните, почему.
Тысячи лет люди счищали с ног налипшую глину и не догадывались, что в ней ценный металл. Узнали об этом металле около 200 лет назад. Алюминий добывают не из любой глины, а только из боксита. Для того чтобы «очистить» алюминий от примесей, надо большое количество электричества.
Нефть залегает очень глубоко, её извлекают из земных недр при помощи бурения скважин глубиной в несколько километров. Из скважин нефть по трубам направляют в хранилище, а затем в железнодорожных цистернах перевозят в нужные места.
Природный газ, как и нефть, залегает на большой глубине. Добыча природною газа обходится в 10 раз дешевле, чем добыча каменного угля. Газ – выгодное и удобное топливо. Из него производят различные пластмассы и синтетические материалы.
Буровые установки работают в местах, указанных геологами. Вот как описывает один из очевидцев огромный газовый фонтан, который забил на одном из открытых месторождений этого полезного ископаемого.
«Над ночной тайгой бушевало пламя. Рев факела был слышен издалека а здесь, в двухстах шагах, он заглушал всё: и голоса людей, и дробь пневмо- молотков, и рокот тяжёлых гусеничных машин. Тревожно вздрагивала под ногами земля. Сотни атмосфер, вырвавшиеся из недр, будто кричали о своём освобождении. Под ногами, на глубине нескольких сот метров, раскинулось обширное море. Море газа. Долгие века оно томилось в своём убежище. Но вот алмазные зубья буров вонзились в крышу кладовой, и газ по стальной трубе устремился вверх».
— Наша страна богата запасами нефти и газа.
Что такое электроэнергетика? У кого из вас в доме нет электричества? Сейчас электричество проведено по всей стране. Без него не работают предприятия, без электричества мы не смогли бы посмотреть телевизор, воспользоваться холодильником, вечером в квартире было бы темно. Где производят электричество? Как оно попадает к нам в дом? Вспомните рассказ о ветряных электростанциях. Как они работают? Но таких станций очень мало. А какие электростанции поставляют нам электричество?
Учитель раздаёт детям текст статьи.
— Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы, записанные на доске.
На доске.
1. О каких видах электростанций вы узнали?
2. Как называется машина, вырабатывающая электричество?
3. Как устроен генератор?
4. Что может приводить в движение турбину?
5.О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?
— Откуда берётся электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины — генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения, одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большой городу.
Чтобы генератор работал, надо вращать его часть, которая называется ротор. Ротор приводится в движение турбиной. У каждой турбины есть рабочее колесо с лопатками, или лопастями. Струя пара, раскалённого газа или воды бьёт по лопастям рабочего колеса турбины и заставляет её вращаться, а вместе с турбиной — и ротор генератора.
Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины — гидроэлектростанцией (ГЭС). На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар.
Гидроэлектростанции строят на больших, полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.
Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.
Для атомной станции (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Дети отвечают на вопросы, заданные перед чтением статьи, затем выполняют задание № 2 на с. 36 в рабочей тетради.
— И ещё одна отрасль промышленности, которая является самой молодой среди этих отраслей — это электронная промышленность. Прочитайте о ней на странице 61 в учебнике.
Почему эта отрасль самая молодая? Какие у вас дома есть предметы, сделанные специалистами электронной промышленности? Как быстро в нашей жизни стали появляться новые модели телевизоров, компьютеров, телефонов, фотоаппаратов? О чём это говорит?
Перечислите ещё раз отрасли промышленности, с которыми вы сегодня ознакомились. Какие промышленные предприятия находятся у вас в городе? Селе? Запишем названия отраслей промышленности в рабочей тетради (с. 34, №1).
4. Итог урока
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 63 в учебнике.
— Давайте проверим, как вы сможете различить предприятия разных отраслей и их товары.
Дети выполняют задания № 3, 4 на с. 36 в рабочей тетради.
— Смогли мы справиться с задачами, поставленными в начале урока?
Дома ученики выполняют задания на с. 63 учебника и № 5, 6 на с. 37 в рабочей тетради.
Учитель консультирует детей по подготовке проекта по теме «Экономика родного края».
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!