Конкурсы

Проблемные задания по русскому языку, 3 класс

Из опыта работы учителя начальной школы

Подлежащее

Русский язык, 3 класс (фрагмент урока)

Давай подумаем.

- Чем может быть выражено подлежащее в предложении? Как связаны между собой главные члены?

Задание 1. Правильно ли Лена нашла подлежащее в каждом предложении? Докажите свой ответ.

Валя с Галей пошли в театр.

Бабушка вяжет красивый свитер.

У школьников начались зимние каникулы.

Полкан со Степаном никогда не ссорятся. Они любят свою хозяйку.

Задание 2. В каждом предложении нарушена связь подлежащего и сказуемого. Найдите и объясните ошибки.

Саша играли с товарищем в мяч.

Недавно у мамы было день рождения.

Я с отцом поехали на рыбалку.

Нас с сестрой очаровало программа концерта.

Бабушка с дедушкой ходила в театр.

Вывод: подлежащее чаще всего выражено именем существительным, но может быть выражено другими словами или сочетанием слов. Подлежащее связано со сказуемым и требует от него определенной формы.

Задание 3. Работа в парах.

Впишите в клетки кроссворда подлежащее и узнаете заголовок маленького рассказа.

1. Весело запели петухи.

2. Заиграл пастух на рожке.

3. Замычали коровы.

4. Распахнулись в домах окна.

Проблемные вопросы

Определение

Русский язык, 3 класс (фрагмент урока)

Давай подумаем.

1. Найдите известные вам члены предложения.

Зеленая листва шелестит на ветках. Пушистые снежинки ложатся на землю. Красные шары летят в небо.

- Какие вопросы можно задать к членам предложения, которые остались?

2. Среди вопросов найдите такие, на которые отвечают главные члены предложения; обстоятельства; определения.

Когда? Что? Какой? Чей? Что делал? Кто? Откуда? Какое? Чьи? Куда? Чья? Какая? Зачем? Чье? Какие?

3. Найдите правильный ответ.

Определение обозначает:

- действие предмета,

- предмет,

- место действия,

- признак предмета,

- время действия.

Проблемные вопросы

Дополнение

Русский язык, 3 класс (фрагмент урока)

Давай подумаем.

1. Прочитайте предложения:

Вчера мы смотрели. Алеша прочитал. Ребята разговаривали.

- Известно ли, что смотрели? Что Алеша прочитал? О чем разговаривали ребята?

- Дополните предложение, чтобы информация была более полной, точной.

2. Какие слова в вопросе мы заменяем, чтобы предложение стало повествовательным?

Кого увидел Коля в зоопарке?

К кому приехала в гости Ира?

Кем гордятся бабушка и дедушка?

О ком ты прочитал в рассказе?

От кого ты получил письмо?

Чем едят суп?

Чего много в лесу?

- Задавали ли вы такие вопросы к известным членам предложения?

3. Работа в парах. Взаимопроверка.

Замените вопрос подходящим по смыслу словом, чтобы утверждение было верным.

На прошлом уроке мы узнали (о чем?).

Подлежащее связано (с чем?).

В слове кино нет (чего?).

Окончание помогает изменить (что?) слова.

Приставка образует (что?).

Вывод: на какие вопросы отвечает дополнение? От какого слова задаем вопрос к дополнению?

Домашнее задание. Придумать два незаконченных утверждения с вопросом по пройденному материалу.

Проблемные вопросы

Обстоятельство

Русский класс, 3 класс (фрагмент урока)

Давай подумаем.

1. Сравните предложения:

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода вечером.

- Верно ли высказывание, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация (куда и когда вернулись дети, где они были).

2. Среди вопросов найдите те, на которые отвечает обстоятельство.

Где? Зачем? Каков? Что делала? Куда? Почему? Что? Что будем делать? Откуда? Как? Когда?

Почему остальные вопросы лишние?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами

Алена Владимировна Черных # 10 декабря 2017 в 16:06 +1
Буду всем рекомендовать этот сайт , безумно много нужной информации
Виктория Олеговна Богомолова # 20 февраля 2018 в 15:51 +1
Очень хороший материал. детям будет полезно узнать. Но я бы дала чуть больше д.з.
Любовь Васильевна Шереметова # 31 марта 2018 в 11:13 +1
В данном материале приведены задания, позволяющие ребенку учиться мыслить, рассуждать, проводить взаимопроверку, высказывать свои предположения. Детям на таком уроке будет интересно. Спасибо за разработку.
Оксана Леонидовна Чепелева # 15 августа 2018 в 07:12 0
Подобранные вопросы очень помогут мне в практике. Мне как студенту заочнику этот материал был очень полезен. Спасибо за помощь!
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:13 0
очень полезный материал!Вами приведены задания, позволяющие ребенку учиться мыслить, рассуждать, проводить взаимопроверку, высказывать свои предположения. Детям на таком уроке будет интересно. Спасибо за разработку.
Наталья Александровна Сергеева # 1 октября 2018 в 20:14 0
Задания носят проблемный характер ,что способствует развитию у детей операций мышления. Урок русского языка не менее важен,чем математика,для развития мыслительной деятельности.