Игра на местности для средней школы

Игра на местности для школьников. Сценарий

Игра на местности начинается построением учащихся на пришкольной площадке. Администрация школы проводит небольшое напутствие и инструктаж по технике безопасности перед выходом на маршрут. Главный судья соревнований (обычно им является учитель физической культуры) инструктирует учащихся по правилам и условиям проведения игры. За каждым-классом из числа старшеклассников закрепляется посредник (он же — судья на дистанции).

Классы разбиваются натри возрастные группы (первая — 1, 2, 3 и 4-й классы, вторая — 5, 6 и 7-й классы, третья — 8, 9 и 10-й классы). Команды выходят на маршрут по очереди с интервалом времени в пять минут, начиная с самых младших.

Маршруты движения групп прокладываются таким образом, чтобы они нигде не пересекались друг с другом, а расстояние дистанции соответствовало возрастным особенностям данной группы.

Перед выходом со старта классу вручается маршрутная карта, в которую судьи на этапах дистанции заносят очки и замечания.

Движение по дистанции осуществляется с помощью условных знаков, изготовленных из подручных материалов: палок, стеблей травы, камней и т.п. Но в любом случае знаки должны быть хорошо видны и устанавливаться не более чем через 15—20 м в лесу и 25—30 м на открытой местности.

Маршрутная карта класса игры на местности ____ класса

Название этапа

Баллы

Ошибки

Подпись

1.

Лесная аптека

 

 

 

2.

Топография

 

 

 

3.

Краеведение

 

 

 

4.

Медицина

 

 

 

5.

Биология

 

 

 

6.

Следопыты

 

 

 

7.

«Минное поле»

 

 

 

Время старта класса — (____) Итоговое время — (___)

Время финиша — (___)  Судья на финише — (____)

Знаки, используемые в игре при прохождении маршрута

> — направление движения

? — тупик, дальше хода нет

< — в радиусе 5 м от знака находится пакет

# — минное поле

Прохождение маршрута должно осуществляться строго по этапам от первого к седьмому. Каждый пункт дает команде определенное количество очков, которые она получает за ответы на вопросы.

Первый этап - «Лесная аптека»

(10 очков)

Судья (учитель биологии) этого этапа заранее подготавливает необходимый материал для проведения конкурса (это могут быть растения, гербарий, фотографии или рисунки, кора деревьев и т.п.) и готовит по пять карточек с названиями растений для каждой возрастной группы.

Первая группа:

а) калина,

б) ромашка,

в) шиповник,

г) мята перечная,

д) малина.

 

Вторая группа:

а) дуб,

б) пустырник,

в) боярышник,

г) пастушья сумка,

д) тысячелистник.

 

Третья группа:

а) зверобой,

б) одуванчик,

в) подорожник,

г) календула,

д) крапива.

По прибытии класса на этап капитан команды берет пять карточек с названиями растений. Через две минуты любые члены команды должны дать ответы на поставленные вопросы: способы заготовки и применения растений, указанных на карточках, в народной медицине. Каждый вопрос оценивается двумя очками.

Ответы на вопросы:

(1—4-й классы)

Калина — используют кору и ягоды. Кору заготавливают ранней весной, а ягоды — поздней осенью или в начале зимы.

Кору применяют при повышенном кровяном давлении, а ягоды — при простуде. С ягодами заваривают чай, из коры делают отвары.

Ромашка — заготавливают цветочные корзинки во время цветения. Применяют при вздутии живота, заболеваниях почек, мочевого пузыря, печени, простуде, как противовоспалительное средство. Наружно используют в виде примочек, полосканий. Готовят настои, отвары.

Шиповник — применяют плоды и корни. Плоды собирают осенью, корни — осенью и ранней весной. В шиповнике много витаминов. Используют для повышения сопротивляемости организма при инфекционных заболеваниях, ожогах, отморожениях, плохо заживающих ранах. Готовят настои, отвары.

Мята перечная — собирают листья с цветами. Улучшает аппетит, снимает спазмы гладкой мускулатуры кишечника, является желчегонным средством. Применяют в виде настоя.

Малина — заготавливают листья и ягоды. Является мочегонным, потогонным, противовоспалительным средством. При простуде из малины готовят отвар и чай.

(5—7-й классы)

Дуб — используют кору, которую собирают весной. Применяют как вяжущее средство при поносах, заболеваниях десен, используют как противовоспалительное средство. Готовят отвары, настои.

Пустырник — заготавливают траву во время цветения, корни — осенью. Применяют при повышенном давлении, учащенном сердцебиении, как успокаивающее средство.

Отвар корней обладает кровоостанавливающим действием. Готовят отвары и настои.

Боярышник — заготавливают плоды и цветы. Плоды собирают в сентябре, цветы — в мае-июне. Применяют при сердечных заболеваниях, бессоннице, головной боли, повышенном кровяном давлении. Готовят настои.

Пастушья сумка — заготавливают траву во время цветения. Обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным действием. Готовят настои.

Тысячелистник — собирают траву во время цветения. Обладает вяжущим, противосудорожным, обезболивающим, кровоостанавливающим, противовоспалительным, противоаллергическим действием. Готовят настои, отвары.

(8—10-й классы)

Зверобой — собирают траву во время цветения. Обладает кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным, ранозаживляющим, антисептическим, мочегонным, желчегонным действием. Готовят отвары, настои, настойки.

Одуванчик — собирают корни, листья, цветы. Водный настой из корней и листьев возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Применяется при заболеваниях кишечника, почек. Соком выводят веснушки и мозоли. Готовят отвары и настои.

Подорожник — заготавливают листья, соцветия, семена. Обладает бактерицидным, противовоспалительным, ранозаживляющим действием. Настой и сок применяют при заболеваниях желудка и кишечника, для заживления ран, при воспалении глаз.

Календула — заготавливаются цветочные корзинки. Настой из них обладает вяжущим, противовоспалительным, ранозаживляющим действием. Применяют при заболеваниях печени, селезенки, желудка, кожных заболеваниях. Готовят настои, настойки, мази.

Крапива — собирают корни и листья. Настои из листьев являются хорошим кровоостанавливающим, ранозаживляющим средством. Применяют при кровотечениях, заболеваниях печени и мочевого пузыря, кожных болезнях. Готовят настои, отвары.

Второй этап - «Топография»

(10 очков)

На этом этапе 1—4-му классам с помощью компаса нужно найти стороны света, всем остальным определить азимут объекта, указанного судьей. Четыре других вопроса — это знание топографических знаков.

Третий этап - «краеведение»

(10 очков)

На этом этапе классы отвечают на вопросы, связанные со знанием фауны и флоры, полезных ископаемых, уникальных объектов природы района и края и т.п.

(1 - 4-й классы)

1. Как называется река, которая протекает через ваш населенный пункт, и куда она впадает?

2. Какие полезные ископаемые добываются в вашем районе?

3. Какие деревья и кустарники растут в вашем лесу?

4. Какая рыба водится в вашей реке?

5. Как называется ваш край, краевой центр?

(5 - 7-й классы)

1. Какие животные и птицы водятся в вашем лесу?

2. Какие горы самые высокие в вашем крае?

3. Назовите реки вашего района. Куда они впадают?

4. Назовите горы-лакколиты. Где они находятся?

5. Назовите крупнейшие предприятия вашего района.

(8 - 10-й классы)

1. Где в вашем крае находятся уникальные природные объекты?

2. Перечислите все города края.

3. Назовите крупнейшие промышленные предприятия края.

4. Какие полезные ископаемые имеются на территории края?

5. Какие животные и птицы водятся в крае?

Четвертый этап - «Медицина»

(10 очков)

Учащиеся 1—4-го классов в этом конкурсе не участвуют.

(5—7-й классы)

Первое задание (5 очков) — оказание первой медицинской помощи при солнечном «ударе».

(Закрыть получившего тепловой удар от прямых солнечных лучей, положить на голову мокрое полотенце, дать понюхать нашатырный спирт и потереть им виски, давать обильное питье: чай, соки.)

Второе задание (5 очков) — оказание первой медицинской помощи при порезах.

(Обработать мелкие порезы раствором йода или бриллиантовой зелени. Обширные раны обрабатываются вокруг этими же растворами. Затем накладывается стерильная салфетка и фиксируется бинтом или пластырем).

(8—10-й классы)

Первое задание (3 очка) — оказание первой медицинской помощи при кровотечении.

(При венозном кровотечении накладывают жгут выше места повреждения, рана вокруг обрабатывается йодом, накладывается стерильная повязка. Под жгут кладут записку, где пишут дату и время наложения повязки.)

Второе задание (3 очка) — оказание первой медицинской помощи при закрытом переломе нижней конечности.

(Необходимо наложить шины на поврежденную поверхность. Если нет шин, можно использовать подручные средства: палки, доски, ремни.)

Третье задание (4 очка) — оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

(При отравлении больному необходимо промыть желудок. Для этого дают пострадавшему выпить 5—6стаканов подсоленной воды и надавливают на корень языка, чтобы вызвать рвоту.)

Пятый этап - «Биология»

(10 очков)

На этом этапе учащиеся должны определить предлагаемые судьей листья деревьев или кустарников.

(1—4-й классы)

Определяют листья пяти деревьев: дуб, плакучая ива, грецкий орех, акация, клен (один правильный ответ — два очка).

(5—7-й классы)

Определяют десять кустарников и деревьев: смородина, терновник, боярышник, калина, ясень, кизил, осина, шиповник, вяз, бузина древовидная (один правильный ответ дает одно очко).

(8—10-й классы)

Определяют десять деревьев и кустарников: алыча, абрикос, яблоня, груша, тополь обыкновенный, тополь серебристый, краснотал, жасмин, крушина, барбарис (за каждый правильный ответ начисляется одно очко).

Шестой этап - «Поиски пакета»

(10 очков: за обнаружение пакета — 5 очков, за расшифровку — 5 очков)

При обнаружении условного знака «пакет» учащиеся приступают к его поиску (время для его обнаружения — 5 минут).

Если пакет найден, то из тайника берется только тот конверт, на котором указан класс, его отыскавший. Остальные пакеты остаются в тайнике. Текст послания в конверте необходимо расшифровать (время на выполнение задания — 5 мин.).

Седьмой этап - «Минное поле»

(Количество очков, полученных на этом этапе, соответствует числу обнаруженных «мин»)

«Минные поля» размером 10х10м располагают вблизи финиша. Их количество соответствует числу классов. На каждом поле находится по 10 «мин», которые хорошо маскируются (закапывать в землю глубже 5 см нельзя). На разминирование дается 3 мин. Каждое «минное поле» имеет порядковый номер. По прибытии на данный этап капитан команды тянет жребий, который определяет номер поля (в качестве «мин» могут быть использованы металлические крышки от стеклянных банок).

После прохождения маршрута класс сдает в судейскую коллегию свою маршрутную карту, в которой ставится время финиша.

Победитель в каждой возрастной группе определяется по лучшему времени, затраченному на выполнение всего задания.

Примечание: за каждый неправильный ответ на вопрос на этапах команде засчитывается одна минута штрафного времени, которое прибавляется ко времени прохождения всей дистанции.

Правила проведения игры

1. Категорически запрещается переставлять, изменять или разрушать знаки, которые установлены на маршруте. За нарушение класс снимается с дистанции.

2. Класс берет из тайника только свой конверт. За нарушение наказание такое же, как и в п. 1.

3. Маршрутная карта прохождения дистанции находится у капитана команды.

4. Во время движения по маршруту учащиеся могут использовать ходьбу, бег, в случае усталости — кратковременный отдых. При прохождении дистанции следует обращать внимание на различные диковинки природы: причудливые коряги и ветки деревьев, различный подручный материал, который затем пригодится для изготовления экспонатов на выставку «Удивительное рядом».

5. В случае, когда на этап приходят одновременно две команды, первой отвечает на вопросы команда, ушедшая со старта раньше (второй команде фиксируется время ожидания, которое затем отнимается от общего времени, показанного командой на дистанции).

6. Через тридцать минут после завершения игры на местности с учащимися 5—10 классов проводится туристическая эстафета. Состав команды: 4 мальчика, 2 девочки. Перед стартом у команды проверяется снаряжение, которое находится в рюкзаке (один комплект на всех). В его состав входят: одеяло, кружка, котелок, топор,_ компас, спички. После проверки снаряжения команде вручается маршрутная карта, и она выходит на старт. При прохождении этапов соревнований в маршрутной кар ге судьи за допущенные ошибки ставят штрафные очки.

Первый этап - Установка палатки

(она должна быть установлена без складок на крыше и боковых стенках).

Второй этап - «Кочки»

(В качестве них применяются куски фанеры или обрезки доски). Передвигаясь по ним шагом или бегом, касаться земли нельзя.

Третий этап - Вязка узлов

(Прямой, удавка, схватывающий, проводник двумя концами, академический, стремя, булинь, бромшкотовый, проводник одним концом). Время на вязку узла — 45 сек.

Четвертый этап - Разведение костра и определение скорости течения реки

На высоте 60 сантиметров от земли закрепляется нитка, под которой разводится огонь, чтобы ее пережечь. После того как задание выполнено, команда приступает к выполнению задания по гидрологии.

Для определения скорости течения реки отмеряется прямой участок берега длиной 10 метров. Этот отрезок обозначается флажками. Один из членов команды пускает по течению реки от начала отрезка поплавок, изготовленный из пенопласта, кусочка коры или дерева, а другой фиксирует время в конце десятиметрового участка. Скорость течения реки определяется путем деления расстояния отрезка на время проплывания поплавка.

Пятый этап - Переправа по перилам

(Движение осуществляется по одному человеку и с замуфтованным карабином).

Шестой этап - Навесная переправа

Движение осуществляется по одному с замуфтованным карабином, причем перед переправой первым защелкивается и замуфтовывается карабин на груди, затем карабин беседки, а после преодоления преграды — наоборот.

Седьмой этап - снятие и укладка палатки в чехол

Примечание. Победитель определяется по двум возрастным группам (1—4-й классы в туристической эстафете участия не принимают).

Кроме двух описанных выше состязаний, среди классов проводятся и другие конкурсы, такие как:

а) конкурс на лучший бивуак — при подведении итогов учитываются оригинальность оформления, чистота и порядок места расположения класса;

б) конкурс поваров — оцениваются вкусовые качества, внешний вид и оригинальность блюда;

в) конкурс газет и плакатов — учитываются содержание, актуальность темы, эстетичность выполненной работы;

г) конкурс художественной самодеятельности — исполняется два произвольных номера;

д) выставка «Удивительное рядом».

После завершения всех конкурсов и состязаний жюри подводит итоги, награждаются победители и призеры. Самым активным участникам администрацией школы объявляется благодарность.

Правила игры:

1 Каждая ошибка на этапа.; наказывается 30-секундным штрафом, который прибавляется к общему времени прохождения всей дистанции.

2. Команда строится за финишной линией, время выключается.

Маршрутная карта класса для участия в туристической эстафете

Название этапа

Баллы

Ошибки

Подпись

1

Установка палатки

 

 

 

2

«Кочки»

 

 

 

3

Вязка узлов

 

 

 

4

Разведение костра

 

 

 

5

Переправа по перилам

 

 

 

6

Навесная переправа

 

 

 

7

Снятие и укладка палатки

 

 

 

Время старта — (____) Время финиша — (____)

Комендант соревнований принимает у капитанов команд их бивуаки.

Праздник заканчивается организованным уходом учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Игры эстафеты для младших школьников

Игры с мячом для начальных классов

Зимние подвижные игры для детей

Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»

Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!