Конспект урока информатики для студентов колледжа. Системы счисления. Перевод чисел

Информатика 10-11 класс

Описание работы.

В данной разработке рассматриваются понятия:

система счисления, виды систем счисления, основание, алфавит, цифра, разряд;

алгоритмы для перевода из одной системы счисления в другие;

данная работа предназначена для учителей и учащихся старших классов, также для преподавателей и учащихся педагогических колледжей.

Тема занятия: Системы счисления. Перевод чисел.

Цели занятия:  

формирование знаний о  возникновении и развитии способов записи целых неотрицательных чисел; формирование знаний  о способах записи чисел и умение применять правила перевода в различных позиционных  системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий; развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление.

Оборудование:  презентация «История системы счисления»(подготовленные учащимися), презентация «Системы счисления», «Тест», раздаточный материал: «Степени числа: 2;8;16», «Система счисления».

Содержание занятия

1.Организационный момент.

Эпиграф:  «Все есть число» - говорили Пифагорийцы.

Мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…)

Сообщение целей занятия.

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет. Числа, цифры... они с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад?

2.Сообщения учащихся: «История систем счисления»

3. Объяснение нового материала

Для записи чисел человечество использует в основном десятичную систему счисления. Что такое система счисления?

Система счисления – это способ записи чисел  с помощью специальных знаков – цифр.

Система счисления: даёт представления множества чисел; даёт каждому числу уникальное представление (или, по крайней мере, стандартное представление); отражает алгебраическую и, арифметическую структуру чисел. Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит.

Числа: 123, 45678, 1010011, CXL

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Динара Ринатовна Абайдуллина # 20 октября 2014 в 21:21 +1
Хороший конспект, спасибо
Динара Ринатовна Абайдуллина # 20 октября 2014 в 21:58 +1
Очень замечательная разработка. Ее можно использовать как при объяснении материала, так и при повторении. Обязательно использую ее в своей работе. Сожалею, что не познакомилась с ней раньше. Спасибо! Желаю успехов в работе.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 31 декабря 2014 в 11:31 0
Здравствуйте.
Динара Ринатовна! Благодарю Вас за комментарий.
Поздравляю Вас с наступающим Новым годом!
Желаю Вам
Большого счастья, крепкого здоровья,
Хороших дел и трудовых побед.
Александр Андреевич Плетнёв # 28 октября 2014 в 10:55 +1
Интересная разработка. Подробно расписан каждый этап. Думаю детям будет интересно
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 31 декабря 2014 в 11:35 0
Здравствуйте. Александр Андреевич! Спасибо Вам за отзыв.
Поздравляю Вас с наступающим 2015 годом!
Желаю Вам здоровья, счастья, света,
Всего того, что называется добром.
Оксана Александровна Кужелева # 30 октября 2014 в 22:52 +1
Здравствуйте! Я ознакомился с вашей разработкой урока, которая мне понравилась. Видно, что Вы тщательно продумываете каждый этап урока, учитываете развитие мышления у учащихся через самостоятельное осмысление изучаемого материала. Обязательно буду использовать её в своей работе.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 31 декабря 2014 в 11:47 0
Здравствуйте. Уважаемая Оксана Александровна!
Я очень благодарна Вам за то, что Вы одним предложением отметили цель, которую я ставлю при подготовке и проведении своих уроков: развитие мышления, самостоятельность, не быть равнодушным.
Поздравляю Вас с наступающим 2015 годом!
Пожеланий моих не счесть,
И не буду делить их на части.
Я хочу пожелать вам все то,
Что уместится в слове – счастье.
Елена Викторовна Журавлева # 7 ноября 2014 в 18:49 +1
Хорошая разработка. Все этапы урока прослеживаются. Спасибо.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 31 декабря 2014 в 11:51 0
Здравствуйте.
Елена Викторовна! Благодарю Вас за комментарий.
Поздравляю Вас с Новым 2015 годом,желаю Вам всего доброго,исполнения всех желаний!
Марат Калимканович Сагумбаев # 20 ноября 2014 в 11:42 +1
Актуально, интересно.... Спасибо. Обязательно возьму на вооружение.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 31 декабря 2014 в 12:00 0
Здравствуйте. Марат Калимканович!
Благодарю Вас за отзыв.
Поздравляю Вас с Новым 2015 годом!
Желаю Вам,чтобы всегда сопутствовали:
Здоровье, радость и успех.
Наталья Владимировна Пирязева # 10 декабря 2014 в 11:17 +1
Здравствуйте. Ознакомилась с Вашей работой. Оценила структуру, содержание и доступность изложенного материала. Правильно подобраны практические задания. НО не нашла описание решения. Порадовало наличие итогового теста для контроля качества знаний студентов. Спасибо.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 31 декабря 2014 в 12:23 0
Здравствуйте. Наталья Владимировна! Спасибо Вам за комментарий.
Здесь опубликован краткий конспект изучаемого материала с таблицами, который я готовила для учеников, по ним они готовились к занятию, также готовили сообщения, позже к нему на занятии добавила практические задания, конечно, для них без решений. Задания здесь опубликованы не все. Всё, что не успели выполнить на занятии, ученики выполняли дома. Ответы не опубликованы, чтобы ученики сами "заглядывали" в учебный материал, журнал "Квант", задавались вопросом "как и почему",чтобы они на моей страничке не находили готовых ответов.
В будущем, можно и с ответами поместить материал.
Поздравляю Вас с наступающим Новым годом, желаю Вам всего доброго,успехов в работе, самое главное-мирного неба!
Надежда Александровна Кулаева # 7 января 2015 в 18:13 +1
Здравствуйте. Ознакомилась с Вашей разработкой. Материал наглядный. Очень полезны таблицы со степенями чисел и алфавитом систем счисления. Намного облегчают работу, если они находятся перед глазами.
Могу порекомендовать в качестве проверочной работы по данной теме - записать координаты несложного рисунка, выполненного по клеточкам, например, в двоичной системе счисления. Для того, чтобы рисунок получить придется перевести координаты в десятичную систему счисления.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 3 июля 2015 в 23:07 0
Надежда Александровна, большое спасибо вам за отзыв.
Успехов!
Марина Викторовна Митюшкина # 29 марта 2015 в 16:41 +1
материал разработан конструктивно. Задания доступны не только для студентов, но и для школьников. В нашей школе Системы счисления изучаются в 8 классе. Этот материал вполне можно использовать в своей работе. Спасибо большое. Объяснение темы очень доступно изложено.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 3 июля 2015 в 23:09 0
Здравствуйте.
Марина Викторовна, благодарю вас за положительный комментарий. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Екатерина Владимировна Лейман # 16 мая 2015 в 06:13 +1
Здравствуйте, я молодой педагог и мне было очень интересно познакомится с таким введением темы, у вас очень удачный конспект урока, все расписано четко и ясно.
Подскажите пожалуйста по поводу пункта "Сообщения учащихся. История систем счисления", вы задавали нескольким учащимся делать сообщения, на какие темы, сколько они длились по времени?
И еще, скажите пожалуйста, используете ли вы на уроках по теме "Системы счисления" компьютер? Какие предлагаете задания?
У меня учащиеся всегда задают вопрос, зачем мы изучаем эту тему системы счисления, это же математика, как вы отвечаете на этот вопрос?
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:36 0
Здравствуйте.Екатерина Владимировна,спасибо Вам за отзыв.
Знания по теме "Система счисления" нужны всем.В повседневной жизни используем десятичную СС,везде пользуются компьютерами, на товарах изображены штрих -коды,которые считывает компьютер, а в компьютере используется двоичная СС...
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:36 0
Здравствуйте.Екатерина Владимировна,спасибо Вам за отзыв.
Знания по теме "Система счисления" нужны всем.В повседневной жизни используем десятичную СС,везде пользуются компьютерами, на товарах изображены штрих -коды,которые считывает компьютер, а в компьютере используется двоичная СС...
Зарема Эскендеровна Алиева # 20 мая 2015 в 22:14 +1
Здравствуйте. Познакомилась с Вашей работой. Интересный материал. Очень хорошо, подробно и интересно, на мой взгляд, подан материал. Так как я преподаю в колледже и моя программа рассчитано на то, что они изучили данный материал, то работу, так подробно расписанную можно и использовать для самостоятельного повторения материала.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:18 0
Здравствуйте,Зарема Эскендеровна.Благодарю Вас за отзыв, желаю Вам творческих успехов!
Екатерина Викторовна Соловьёва # 22 мая 2015 в 14:47 +1
Здравствуйте, большое спасибо за отличный материал. Его можно рекомендовать и для изучения темы в школьном курсе. На мой взгляд тема представлена очень наглядно и интересно.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:43 0
Здравствуйте.Екатерина Викторовна,огромное Вам спасибо за слова поддержки,за доброжелательный отзыв!
Наталия Леонидовна # 27 июня 2015 в 16:17 +1
Здравствуйте! Занятие по теме системы счисления мне в целом понравилось: очень насыщенно и интересно. Особенно сложное и интересное задание про систему счисления народа майя (20-ричную). На занятии показаны примеры сложения чисел в двоичной системе счисления - по этому поводу хочу сказать, что для наглядности я бы записала правила сложения и вычитания в этой СС в виде таблички (0+1=1, 1+1=10, 1+1+1=11 и т.д.).
Наталия Леонидовна Никитенко # 27 июня 2015 в 16:23 +1
Здравствуйте! Занятие по теме системы счисления мне в целом понравилось: очень насыщенно и интересно. Особенно сложное и интересное задание про систему счисления народа майя (20-ричную). На занятии показаны примеры сложения чисел в двоичной системе счисления - по этому поводу хочу сказать, что для наглядности я бы записала правила сложения и вычитания в этой СС в виде таблички (0+1=1, 1+1=10, 1+1+1=11 и т.д.).
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:46 0
Здравствуйте,Наталия Леонидовна! Спасибо Вам за хороший комментарий к моей работе!
Анастасия Геннадиевна Гуркина # 14 июля 2015 в 17:50 +1
Спасибо за разработку. Этот материал можно использовать при проведении нескольких уроков по данной теме.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:48 0
Здравствуйте.Анастасия Геннадиевна,благодарю Вас за отзыв!
Майя Ивадовна Мамедова # 8 сентября 2015 в 18:05 +1
Очень содержательный урок, примеры интересные, развивающие логику, устный счет, мыслительную деятельность.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:09 0
Здравствуйте.
Благодарю вас за положительный комментарий.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Нина Николаевна Болтенкова # 23 сентября 2015 в 05:50 +1
Все здравствуйте! Я считаю эту тему в курсе информатики, очень полезной и интересной. Системы счисления помогают ребенку понять математические вычисления, которые так часто "западают" на уроке математике. v
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:25 0
Здравствуйте.Нина Николаевна, спасибо Вам за отзыв к моей работе!
Анастасия Юрьевна Кузнецова # 23 сентября 2015 в 16:35 +1
Здравствуйте! Ознакомилась с Вашей работой. Тема актуальная и очень интересная как для ребят, так и для нас-учителей. Задания разнообразные и интересные. Данный материал можно разбить и использовать для школьников. Спасибо.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:40 0
Здравствуйте.Анастасия Юрьевна,благодарю Вас за хороший комментарий к моей работе!
Айгерим Жумагельдыевна Ерескенова # 23 октября 2015 в 07:14 +1
Здравствуйте! Очень интересная разработка, много разноуровневых заданий. спасибо
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:24 0
Здравствуйте.Айгерим Жумагельдыевна,спасибо за отзыв.Желаю Вам творческих успехов!
Светлана Валерьевна Селюнина # 2 ноября 2015 в 15:24 +1
Спасибо, возьму из этого материала себе что то на заметку!
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:52 0
Здравствуйте.Светлана Валерьевна,спасибо Вам за отзыв!
Елена Юрьевна Кудрявцева # 23 декабря 2015 в 12:22 +1
В данной разработке полно и подробно раскрыта тема "Система счисления".
Материал изложен доступно с занимательными упражнениями.
Для закрепления материала разработан тест.
Я веду это тему много лет, но для себя я нашла кое-что новое и интересное, что я могу использовать на уроках.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:07 0
Елена Юрьевна,спасибо Вам за доброжелательный отзыв!
Виктория Адамовна Топчиева # 2 января 2016 в 14:08 +1
Спасибо. грамотная разработка урока. Тема "Системы счисления" является ключевой в информатике. как таблица умножения. Так вот в разработке эта таблица представлена на отлично.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:13 0
Здравствуйте,Виктория Адамовна.Мне очень приятно,что Вы увидели и всего лишь двумя предложениями чётко выразили то, к чему я стремилась при подготовке к уроку по данной теме.Огромное Вам спасибо!
Елена Валерьевна Флягина # 2 февраля 2016 в 18:31 +1
Очень интересная разработка урока. Понравилось, что есть перевод чисел из любой позиционной системы счисления с примерами и алгоритмами. Конспект включает задания и тест для проверки знаний по теме. Большое спасибо автору!
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:21 0
Здравствуйте.Елена Валерьевна,спасибо Вам за хороший комментарий к моей работе!
Людмила Владимировна Смирнова # 6 февраля 2016 в 16:04 +1
Здравствуйте. Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Для подготовки к уроку много материала ищу именно творческого характера. Познакомилась с Вашей работой. Спасибо, очень интересная и полезная разработка!
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 8 марта 2016 в 06:19 0
Здравствуйте.Людмила Владимировна,спасибо Вам за отзыв!
Ксения Александровна Павлова # 4 апреля 2016 в 20:31 +1
Большое спасибо за разработку!
Обязательно возьму себе на заметку. Ибо не всегда есть время придумать что-то новое и подать информацию в несколько ином ракурсе. Пусть даже на закрепление.
Елена Владимировна Прядкина # 12 августа 2016 в 19:52 0
Добрый вечер. Большое спасибо Вам за работу. Хотелось бы только спросить: не сбивает ли "темп урока" сообщения учеников в самом начале урока? У меня с этим всегда проблемы.
Юлия Васильевна Кузьмина # 25 сентября 2016 в 22:17 +1
Очень понравился ваш урок. Спасибо!
Правда я не поняла про двадцатеричную систему Майя))) Сейчас загуглю)
А от стихотворения про необыкновенную девочку я в восторге!
Ольга Алексеевна Иванилова # 12 декабря 2016 в 21:16 0
Разработка урока очень понравилась. Четкая и логичная структура урока. Конспект включает задания и тест для проверки знаний по теме. Спасибо.
Людмила Владимировна Демидова # 16 октября 2023 в 11:46 0
Спасибо за разработку занятия.