Конспект урока информатики в 5 классе. Клавиатура. Основные группы клавиш

Урок в 5 классе «Клавиатура. Основные группы клавиш»

Автор: Митрофанова Людмила Николаевна, учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова»  г. Рязани

Аннотация: Конспект урока «Клавиатура. Основные группы клавиш»  разработан для учителей, преподающих Информатику и ИКТ в 5 классе (также можно использовать на уроках информатике первого года обучения). Данный материал позволяет подробно рассмотреть расположение клавиш на клавиатуре с последующим закреплением материала на практике.

Тема урока: Клавиатура. Основные группы клавиш

Цель занятия: знакомство с клавиатурой, ее основными клавишами и их назначением, с применением электронных образовательных ресурсов.

Задачи:

Обучающие:

· Дать определения основных понятий, изучаемых в данной теме.

· Рассмотреть основные группы клавиш клавиатуры, их назначение и расположение на клавиатуре.

·  Применить на практике полученные знания.

Развивающие:

· развитие мышления, сосредоточенности и внимательности.

Воспитательные:

· воспитание усидчивости, самостоятельности

Тип занятия: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, экран.

Ход занятия

1.  Организационный момент. Проверка домашнего задания

Учитель: Здравствуйте, дети! На прошлом уроке мы с вами изучили устройства ввода и вывода информации. И сейчас вы поочереди будете называть мне какие устройства ввода и вывода информации вы знаете и какую информацию с их помощью можно вводить в память компьютера и выводить.

(Дети отвечают на вопрос).

Учитель: Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать ребусы.

Слайд 1  (на экран проецируются слайды с изображением ребусов, в которых зашифровано слово Клавиша).

Дети разгадывают ребусы.

Учитель: Правильно, клавиша, а клавиша – это основной элемент клавиатуры.

2.  Изучение нового материала.

Слайд 2 (на экран проецируется изображение с темой урока)

Итак, тема сегодняшнего урока «Клавиатура. Основные группы клавиш».  Цель нашего занятия – познакомится с историей происхождения клавиатуры, изучить основные группы клавиш и их расположение.

Как и любая вещь, клавиатура берёт своё начало от самой обычной пишущей машинки.

Слайд 3 (на экран проецируется слайд с изображением печатной машинки)

Корни современной компьютерной клавиатуры уходят далеко в 19 век. Все началось с появления простой пишущей машинки. В 1868 году Кристофер Латам Шольц запатентовал свою пишущую машинку. Основным ключевым моментом этого этапа явилось зарождение первой раскладки. Она выглядела как совокупность символов, располагавшихся в алфавитном порядке. Как оказалось позже, это, мягко говоря, неудобно, так как редко используемые символы находились на самых видных местах и наоборот. В 1890 году придумали раскладку “QWERTY”, которую мы используем и до сих пор при наборе текста латинскими буквами. А русскую раскладку клавиш, как ни парадоксально, придумали в Америке в конце XIX века. С тех пор она не претерпела сильных изменений.

Название раскладки “QWERTY” происходит от первых шести латинских букв на клавиатуре, начиная от левого верхнего угла слева направо.

Слайд 4 (на экран проецируется слайд с изображением печатной клавиатуры, на которой выделены группы клавиш)

(Под запись в тетрадь)

Клавиатура состоит из следующих групп клавиш:

· Функциональные клавиши заранее запрограммированы на выполнение определённых действий.

· В центре расположены символьные клавиши. На них нанесены цифры, буквы, специальные символы.

Клавиши управления курсором. Стрелки – клавиши перемещения курсора соответственно: вверх, вниз, влево, вправо;

PgUp, PgDn – клавиши перемещения на одну экранную страницу вверх/ вниз соответственно;

Home, End – клавиши перемещения курсора к началу и концу строки соответственно;

Delete – клавиша удаления символа справа от курсора (или над курсором);

Insert – клавиша переключения режимов вставки/ замены: ввод с раздвижением символов (вставка) и ввод с замещением символов (замена).

Клавиши HOME, END, PgUp, PgDn называют клавишами управления курсором. Но в  комбинации с клавишами CTRL, ALT, SHIFT они имеют другие значения.

· Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Enter – клавиша ввода команды;

Shift – клавиша верхнего регистра;

Caps Lock – клавиша фиксации верхнего регистра;

Ctrl, Alt – управляющие клавиши, используются для изменения назначения других клавиш;

Tab – клавиша табуляции, предназначена для перемещения курсора на несколько позиций вправо (курсор – мигающий знак (¦), указывающий место ввода следующего символа);

Backspace – клавиша удаления символа слева от курсора.

Esс – клавиша отмены команды;

Pause (Break) – клавиша временной остановки программы.

· Дополнительная клавиатура может работать в двух режимах, переключаемых клавишей Num Lock:

При включенном индикаторе Num Lock это удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций, расположенными, как на калькуляторе;

Если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Учитель: Теперь, когда мы выяснили,  из каких групп клавиш состоит клавиатура и для чего она нужна, давайте дадим ей правильное определение:

Клавиатура  – это электронное устройство ввода алфавитно-цифровой информации и команд управления.  Обращаться с клавиатурой следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и т.д. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.

(проектор отключить, презентация закончилась)

3. Физкультминутка.

4. Закрепление изученного материала. Компьютерный практикум.

(Приложение 1)

5. Итог урока. Выставление оценок.

Теперь мы умеем:

· использовать комбинации клавиш;

·  переключать алфавиты (русский/ латинский);

· вводить прописную букву в режиме ввода строчных букв;

· переключать режимы ввода букв;

· вводить специальные символы.

6. Домашнее задание.

Выучить группы клавиш.

Используемая литература:

- Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/Л.Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

- Поурочные разработки по информатике: 5 класс/Н.А.Югова, Р.Р.Камалов. – М.: ВАКО, 2010.

Приложение 1

Компьютерный практикум

1. Займите правильное положение перед компьютером.

2. Рассмотрите клавиатуру компьютера.

3. Запустите программу Блокнот.

4. Найдите курсор, отмечающий место ввода символа с клавиатуры. Наберите свои имя и фамилию.

Чтобы имя и фамилия начинались с прописной буквы, используйте клавишную комбинацию Shift • {буква}.

Клавиша Backpace поможет удалить ошибочно введённый символ, стоящий слева от курсора: клавиша Delete; - символ, стоящий справа от курсора.

5. С помощью клавиши Enter перейдите на новую строку. Зафиксируйте режим ввода прописных букв клавишей Caps Lock и наберите слово ИНФОРМАТИКА.

Отмените режим ввода прописных букв, нажав клавишу Caps Lock повторно, и наберите ещё раз слово «информатика».

6. Экспериментально установите, какая комбинация клавиш Аlt cktdf + Shift или Ctrl + Shift используется на вашем компьютере для переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и обратно. Для этого:

• нажмите одновременно Alt слева и Shift ;

• поочерёдно нажмите клавиши с буквами Ф, Ы, В, А;

• если на экране появились символы «аsdf», то вы переключили клавиатуру на ввод латинских символов;

• если на экране появились символы «фыва», то нажмите комбинацию клавиш Clrt + Shift и повторите проверку;

• верните режим ввода русских букв повторным нажатием той же комбинации клавиш.

7. Переключите клавиатуру с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и наберите названия клавиш, с помощью которых вы это сделали.

8. С помощью символов, изображённых в верхней части цифровых клавиш, выполните следующий рисунок:

=:~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~:=

=:~%%%%%%%%%%%%~:=

=:~%#######@@######%~:=

=:~%######@@@#####%~:=

=:~%#######@@######%~:=

=:~%%%%%%%%%%%%~:=

=:~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~:=

Рекомендуем посмотреть:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Людмила # 31 декабря 2013 в 17:42 +1
Здравствуйте! Я первый раз на вашем сайте! Очень интересный материал. Спасибо за помощь.
Татьяна Геннадиевна Гузева # 6 февраля 2014 в 12:13 +1
Спасибо. Всегда уходила от вспомогательных символов. А ведь это интересно, для ребят необычно. обязательно воспользуюсь Вашим практикумом! Спасибо.
Ольга Анатольевна Ковтун # 11 февраля 2014 в 14:34 +1
Хороший конспект урока. Прекрасное начало урока, ребята разгадывают ребусы и узнают тему урока. Интересный подход к изложению материала темы. Удачно вписалась история компьютерной клавиатуры. Интересный практикум, выполнив который ребята хорошо закрепят полученные знания по теме. Спасибо за материал.
Наталья Александровна Шумова # 22 марта 2014 в 22:52 0
Очень хороший метериал. Хотелось бы тоже показать свои находни. Жду решения. Надеюсь все получится.
Александр Николаевич Мартынов # 20 мая 2014 в 09:54 0
При изучении данной темы в классе первого года изучения информатики, никак не могу составить грамотный конспект урока, чтобы учащиеся в полной мере изучили клавиатуру компьютер. Данная разработка поможет мне в этом. Хорошая историческая справка, хороший материал для закрепления изученных знаний.
Людмила Сергеевна Уфимская # 1 июня 2014 в 23:35 0
Очень интересная разработка урока. Имеется историческая справка, теоретический материал закрепляется через практические задания.
Светлана Николаевна Сеит-Нафе # 23 сентября 2014 в 22:22 0
На уроке не всегда хватает времени показать наглядно назначение "горячих" клавиш. Клавиши расположенные на вспомогательной клавиатуре очень редко используются учениками. Некоторые моменты Вашего урока мне понравились.Надеюсь они мне помогут при составлении плана . Спасибо!
Лариса Александровна Глушенкова # 25 октября 2014 в 00:39 0
Интересная разработка! Для детей поучительно, а то многие говорят что все умеют. А когда я коснулась, то увы..
Александр Андреевич Плетнёв # 28 октября 2014 в 10:59 0
Хорошая разработка. А главное актуальная и нужная. Горячие клавиши очень упрощают и ускоряют процесс работы
Марина Ивановна Цагараева # 20 ноября 2014 в 20:30 0
Здравствуйте!
Много лет работаю учителем информатики в старшем звене. В этом году впервые дали часы в 5 классе. Наверное уже отвыкла работать с маленькими. Так что ваша разработка оказалась весьма полезной. Прекрасно что на уроке предусмотрен практикум, любые лучше закреплять на том же уроке. Дана очень интересная история возникновения клавиатуры, прекрасно акцентировано внимание на совместное использование клавиш Аlt cktdf + Shift или Ctrl + Shift . Спасибо за разработку.
Марат Калимканович Сагумбаев # 21 ноября 2014 в 06:59 0
Урок поэтапно продуманный, интересный, теоретически и практически обоснованный.
Надежда Александровна Кулаева # 7 января 2015 в 21:51 0
Спасибо за разработку. Я уже несколько лет преподаю информатику и тоже даю ребятам подобные задания - нарисовать рисунок из символов. Детям это очень нравится. Можно это задание усложнить - сделать рисунок разноцветным.
А что физкультминутку нельзя посмотреть и скачать - очень жаль.
Митюшкина Марина Викторовна # 29 марта 2015 в 16:04 0
Теоретический материал изложен подробно. Хорошо, что не упустили физминутку. Для учащихся этого возраста она обязательна. Спасибо за разработку. Задания интересные.
Марина Викторовна Митюшкина # 29 марта 2015 в 16:46 0
Теоретический материал изложен подробно. Хорошо, что не упустили физминутку. Для учащихся этого возраста она обязательна. Спасибо за разработку. Задания интересные.
Екатерина Владимировна Лейман # 25 мая 2015 в 06:45 0
Спасибо за качественный продуманный урок. Очень понравилось, что вы приводите историческую справку, детям это всегда очень нравится, поколение айфонов и айпадов, им сложно представить что было до этого. Задания очень интресные. Не очень люблю писать символами, да и детям трудновато.
Я использую такое задание:
За 10 минут составить слова из букв средней строки (а именно, букв ф,ы,в,а,п,р,о,л,д,ж,э).Только существительные, только в единственном числе. Рекорд за 10 минут был 28 слов, кто больше составил, тому 5!
Подскажите где можно взять вашу презентацию к этому уроку, я думаю она была бы полезна не только мне?
Наталия Леонидовна Никитенко # 3 июля 2015 в 17:11 0
Доступное изложение теоретического материала, прекрасно подготовлены задания для практикума. Рисование с помощью символов - задание довольно трудное для большинства пятиклассников, зато полезное.
Анастасия Геннадиевна Гуркина # 14 июля 2015 в 18:17 0
Спасибо за качественный материал. Я тоже использую задания на набор специальных символов, которые большинство учащихся находят с трудом. В 5 классе ученики медленно пишут, поэтому я заготавливаю тадлицу с назначением клавиш, а на уроке мы вписываем только названия.
Гузель Фяритовна Рахматуллина # 29 сентября 2015 в 15:05 0
При изучении этой темы также будет полезным и применение клавиатурных тренажеров, которые позволят не только освоить все клавиши и комбинации клавиш, но и развить навык быстрой печати. Конечно, на одном занятии сразу результатов не получить, но если задавать ученикам тренироваться в качестве домашней самостоятельной работы, и раз в месяц, допустим, занять 10-15 минут урока, чтобы проверить их достижения, можно достичь неплохих результатов. В качестве такой программы могу посоветовать, например, бесплатный тренажер Typing Reflex, который сама применяю на своих практических занятиях.
Ольга Александровна Новикова # 5 октября 2015 в 12:51 0
Спасибо. Обычно информатики осваиваем 10-пальцевый метод набора на клавиатуре, а тут даны даже горячие кнопки. Хорошая практическая работа. Материал подобран для данного возраста ребят. Интересная, актуальная разработка.
Полина Александровна Санникова # 15 октября 2015 в 12:02 0
Интересная разработка урока. Имеется история возникновения клавиатуры, теория закрепляется через практические задания! Спасибо!
Светлана Викторовна Ивлева # 16 октября 2015 в 13:05 0
Урок продуманный, основательный. Много дополнительной информации. Учитель не забывает повторить правила при работе с клавиатурой. Дети сами отгадывают тему урока. Практикум стандартный, но пятиклассники выполняют такое задание с удовольствием. Наверное не хватает рефлексии.
Катерина Владимировна Артемова # 21 ноября 2015 в 20:44 0
Да конспект урока выполнен трудоемко и весьма интересно, некоторые момент я обязательно отправлю себе в копилочку. Ваши задания освободят учителя от обычных вопросов зачем нам многие клавиши, которые не используются, а так же покажут ученикам что рисунки могут быть созданы и таким необычным способом
Виктория Адамовна Топчиева # 2 января 2016 в 14:11 0
Интересная и подробная разработка по теме. Возьму себе на вооружение.
Елена Валерьевна Флягина # 8 февраля 2016 в 14:55 0
Конспект урока можно использовать не только в 5 классе, но и в 7 и 8 классе при изучении темы "Устройство компьютера". Очень поможет при изучении комбинаций клавиш на клавиатуре. Спасибо!
Елена Владимировна Прядкина # 16 августа 2016 в 12:26 0
Здравствуйте, Людмила Николаевна! Мне очень понравился Ваш урок. Часто сталкивалась с тем, что пятиклассники уже считают себя "крупными специалистами" в области ИКТ и тема про назначение клавиш им не очень интересна.Думала как преподнести эту тему, а Вы уже всё замечательно разработали. Спасибо большое.
Дарья Сергеевна Куценко # 10 сентября 2016 в 14:34 0
Очень интересная разработка. Я бы только разбавила текст картинками, было бы красочнее, нагляднее и понятнее. А в целом разработка очень неплохая. Возможно я ее использую в своей работе. Спасибо.
Ольга Алексеевна Иванилова # 12 декабря 2016 в 21:36 0
Понравилась четкая и логичная структура урока. Доступное изложение теоретического материала, хорошие практические задания. Спасибо автору.
Елена Александровна Рабцевич # 4 января 2017 в 21:26 0
Людмила Николаевна, спасибо за разработку. Содержательный и познавательный материал, интересные задания. Обязательно буду использовать элементы на своих уроках. Творческих успехов Вам!
Максим Александрович Зубанов # 24 апреля 2017 в 16:32 0
Добрый день! Спасибо за разработку урока. Хочу только добавить из своего опыта. У нас в школе учатся дети из других стран AFS-студенты. Ученикам можно дать задание сравнить клавиатуры разных стран. Особенно им интересно рассмотреть японскую и китайскую (как пример).
Келенова Асем # 16 января 2018 в 06:09 0
Урок имеет исторические факты это занимательно и интересно для учеников, предусмотрены практические задания тоже очень интересные. Спасибо.
Ксения Потемкина # 31 октября 2019 в 08:33 0
Хорошая разработка урока для знакомство с клавиатурой, ее основными клавишами и их назначением, т.к дети в наше время в основном используют клавиатуру только для игр и основные функции ее не знают.