Викторина по информатике «Путешествие в страну Компьютерра»

Сценарий игры – викторины по информатике

Викторина по информатике «Путешествие в страну Компьютерра» в условиях профессионального лицея

Автор: Меркулова Татьяна Дмитриевна, преподаватель информатики и ИКТ ОГБОУ НПО ПЛ № 3 г. Иваново

Описание работы:

Данный материал будет полезен для учителей информатики, желающих провести интересное мероприятие по своему предмету. Возраст учащихся – 1 курс профлицея, что соответствует 10 классу школы, однако часть заданий можно применять и в 7 – 9 классах. Представленные задания также можно использовать в процессе проведения урока по предмету, или включить в тестовые работы по соответствующим темам курса информатики и ИКТ.

Викторина по информатике «Путешествие в страну Компьютерра»

Цели и задачи занятия:

· закрепление знаний по предмету информатики и ИКТ;

· развитие логического и математического мышления;

· развитие памяти, внимания, функций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация),

· развитие представлений об информационной деятельности.

· формирование познавательного интереса учащихся;

· формирование коммуникативных качеств личности;

· воспитание серьезности, самостоятельности, ответственности и аккуратности.

Материально- техническое оснащение

· Презентация к уроку и комплект презентационного оборудования.

· Раздаточный материал для проведения конкурсов.

Ход викторины

Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – викторина.

Вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Как говорил философ Френсис Бекон «Кто владеет информацией – тот владеет миром».

Мы с вами являемся свидетелями интереснейшего этапа в развитии современного общества – процесса информатизации – пятой информационной революции. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида и  свойств.

С давних времён существовало понятие «terra incognita» - неизведанная тайная земля. Я надеюсь, что наша Компьютера – территория информатики и компьютерной техники уже перестала быть для вас такой же неизведанной, вы многому научились, пришло время проверить ваши знания

В игре принимают участие две команды, и начнем мы с разминки.

1 конкурс – «Разминка – вопросы от компьютерной мыши».

1.     Кто является разработчиком первой компьютерной мыши? (разработчик манипулятора «мышь» - Дуглас Энгельбарт)

2.     Из какого материала был изготовлен ее корпус? (из дерева).

3.     Как называется устройство, заменяющее мышь на ноутбуке? (тачпад).

4.     Значок, который перемещается по экрану, следуя за перемещением мыши (курсор).

5.     Какого из этих драйверов не существует:

 а) драйвер мыши,

 б) драйвер для коврика мыши,

 в) драйвер клавиатуры?

(не существует варианта  б))

2 конкурс – «Важные даты из истории информатики»

Обеим командам выдается таблица, в которой они должны стрелочками соединить соответствующие элементы.

Установите соответствие между событиями из истории информатики и следующими датами:

Даты

События

А) 13 сентября 2009 года

1) В этот день для России был зарегистрирован домен - .Ru – который был внесен в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня.

Б) 7 апреля 1994 года

2) День рождения российской информатики. В этот день Государственный комитет Совета министров СССР зарегистрировал за номером 10475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева - цифровую электронную вычислительную машину.

В) 14 февраля 1946 года

3) Президент России подписал Указ № 1034, который установил в России новый официальный профессиональный праздник - День программиста.

Г) 26 ноября ежегодно

4) Именно в этот день был продемонстрирован первый реально работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator).

Д) 4 декабря 1948 года

5) В нашей стране принят Закон РФ N 3523-1 Закон об охране программ и баз данных, который предусматривает строгие наказания за самовольное копирование программного обеспечения.

Е) 23 сентября 1992 года

6) Отмечается Всемирный день информации
(World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информатизации.

Ответ: А) – 3); Б) – 1); В) – 4); Г) – 6); Д) – 2); Е) – 5) .

3 конкурс – «Полный комплект».

Известный нидерландский ученый,  являющийся одним из авторов концепции структурного программирования, Эдсгер Дейкстра однажды сказал: «Информатика не более наука о компьютерах, чем астрономия – наука о телескопах». Однако комплектация современного компьютера настолько разнообразна, что и современному человеку просто необходимо иметь представление, как подобрать оптимальное компьютеризированное рабочее место для решения своих задач.

Но сначала вопрос – какой принцип позволяет нам подключать дополнительные внешние устройства? (принцип открытой архитектуры компьютера).

Командам предлагается следующее задание. В течение минуты выписать как можно больше названий внешних устройств, подключаемых к современному компьютеру. Затем представители команд по очереди называют их, за кем останется последнее слово – тот и победил в этом конкурсе.

Проигравшей в этом конкурсе команде дается возможность заработать 1 балл, продемонстрировав, как подключить колонки (или клавиатуру и мышь) к системному блоку компьютера.

4 конкурс – «Потерялась информация»

Обеим командам выдается соответствующий раздаточный материал.

Задание.

При передаче информации произошла ее частичная потеря из-за помех в канале связи. Кстати, как называются такие помехи в теории связи? (ответ – «шум»).

Ваша задача восстановить потерянную информацию.

Вставьте пропущенные слова:

1. Компьютер является 1) ________________ электронным устройством, включающим в себя комплекс 2) ______________  и 3) ______________  средств.

(ответ: Компьютер является универсальным электронным устройством, включающим в себя комплекс аппаратных и программных средств).

2. ОС Windows  представляет собой операционную систему с 1) __________________ интерфейсом, обеспечивающую 2) __________________  и многопоточную обработку 3) ________________  (программ).

(ответ: ОС Windows  представляет собой операционную систему с графическим интерфейсом, обеспечивающую многозадачную и многопоточную обработку приложений (программ)).

3. Принцип работы антивирусных программ основан на проверке 1) ____________, загрузочных секторов 2) ________________  и 3) ________________  памяти и поиске в них известных и новых вредоносных программ.

(ответ: Принцип работы антивирусных программ основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти и поиске в них известных и новых вредоносных программ).

4. Гиперссылка — автоматический 1) ________________________________ на позицию 2) ______________________________   документа, на другой документ, или на сетевые 3) ______________________.

(ответ: Гиперссылка — автоматический указатель на позицию внутри документа, на другой документ, или на сетевые ресурсы).

5 конкурс – «Веселый вопрос»

1. Единица информации, о которой абсолютно достоверно известно, что она состоит из 8-ми более мелких единиц (байт).

2. Рабочее пространство на компьютере, которое во множественном числе дало название одной из всемирно популярных ОС (окно – и операционная система Windiws)

3. Совокупность байтов, носящая какое-либо гордое имя, имеющая расширение и содержащая бесценную информацию (файл).

4.  Остальные символы называют его «невидимкой» (пробел).

5.  Видео, материнская и звуковая… Что это? (плата).

6. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку (адрес).

7. Эта логическая функция принимает значение 1, если вы говорите правду, только правду, ничего кроме правды (логическая функция «И»).

8.  Раньше так называли склад, где хранились овощи, а теперь здесь хранятся упорядоченные данные (база данных).

«Неформальные определения»

1.  «Почерк» компьютера (шрифт).

2.  Сколько не запоминай – все равно забудешь. Что это? (пароль).

3.  «Мозг» компьютера (процессор).

6 конкурс – «Решите задачу»

Задание

Решение и ответ

Скорость передачи данных через ADSL – соединение равна 64000 бит/с. Через данное соединение передается файл, размером 625 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.

Решение:

1. Переведем в биты:

625 Кб = 625 * 213 бит.

2. Т = (625 *213) : 64000=80 с

Ответ: 80 секунд.

7 конкурс – «Заполните пропуски в схеме»

Обеим командам выдается соответствующий раздаточный материал – схема-классиффикация по теме «Объекты текстового документа».

Ответ:

8 конкурс – «Информатика в профессии».

Мы уже знаем, что информатика — это наука, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации (информационные процессы) с помощью компьютера. Исходя из этого определения информатика - это и наука, и область практической деятельности человека. Так как же можно применить средства и методы информатики в вашей будущей профессии?

Команды готовят несколько примеров такого применения.

(Например, основные направления применения средств информатики в профессии повара:

· Поиск и отбор профессиональной информации (рецепты, оборудование, охрана труда).

· Хранение профессиональной информации.

· Численные расчеты (калькуляция блюд и напитков).

· Работа с контрольно - кассовым оборудованием.

·  Представление (презентация, реклама) собственной работы.)

Вывод:

Итак, средства и методы информатики позволяют сделать работу практически любого работника более эффективной в том случае, когда необходимо произвести некоторые информационные процессы (такие как сбор, отбор, хранение, передача и обработка) с профессиональной информацией.

9 конкурс – «Знакомые лица» - знаменитые ученые, работавшие в области информатики.

На экране демонстрируются портреты ученых, а участники команд должны определить, кто из ученых изображен на предлагаемом портрете (примеры такой информации и портреты ученых можно найти на моем персональном сайте на странице «Информатика в лицах» - http://mtdinfo.16mb.com/znuchenie.html. Источник информации: методическая газета "Информатика" №12/2006).

Слово жюри.

Подведение итогов игры.

Жизнь не стоит на месте, и то, что сегодня кажется нам невозможным, очень скоро станет для нас повседневной реальностью. Компьютерная страна, страна информации и информатики  - это окружающее каждого из нас информационное пространство, в котором живет, учится и работает современный человек.

Завершить же нашу викторину мне хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого.

«Память лет учения неразрывно живет с человеком и неприметно для него освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни».

Мы с вами живем уже в 21 веке, но эти слова все еще не утратили своей актуальности. И я надеюсь, что информация, полученная в рамках этой викторины, поможет вам как в дальнейшей учебе, так и в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов». 8-е изд. - М. Бином,: 2012. - 246с.

2. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» М.: Бином, 2002. -214 с.

3. Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 10-11 кл. средней школы» -М.: «Вако», 2008. -325 с.

4. Методическая газета "Информатика" №12 за 2006 год.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект урока информатики в 8 классе

Мила Кузьмина # 22 сентября 2013 в 18:54 +5
Татьяна Дмитриевна, спасибо за викторину, которая является одной из эффективных форм проверки изученного материала. Скопировала и завтра передам своим учителям по информатике.
Анна Ильина # 22 сентября 2013 в 19:37 +2
Отличная викторина!!!! Я сама преподавала информатику (в 5-6 классах) и понимаю сколько нужно переработать информации, чтобы создать такую отличную разработку! Такое разнообразие заданий, просто великолепно! Часть из них беру в копилку и обязательно буду применять! СПАСИБО!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 22 сентября 2013 в 20:08 +4
Благодарю вас, Мила и Анна, за положительные отзывы о моей викторине. Всегда приятно, когда твою работу так хорошо принимают и оценивают. Я очень рада, что материалы этой разработки будут Вам полезны.
Сама я провожу эту викторину ближе к завершению первого курса – и детям очень нравится, и повторить успеваем многое.
Ирина Петровичева # 23 сентября 2013 в 15:06 +2
Все так интересно, необычно и занимательно. Информатика - предмет сложный, а тут даже мне, учителю начальных классов есть что применить в своей работе, жаль пока детки маленькие нельзя взять викторину целиком! Спасибо Вам!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 23 сентября 2013 в 18:13 +6
Спасибо, Ирина, я рада, что викторина Вам понравилась. Согласна, что информатика непростой предмет, особенно та ее часть, которая преподается в старших классах. Однако думаю, что в рамках любого предмета можно найти интересные и занимательные моменты, которые позволят заинтересовать учащихся. А мы знаем, что познавательная активность в основном строится на базе познавательного интереса. И вообще я не могу не согласиться с высказыванием великого Альберта Эйнштейна: "Обучение должно быть таким, что предлагаемое им должно восприниматься как ценный подарок, а не как жёсткий долг".
Ирина Рудакова # 12 октября 2013 в 23:00 +5
Татьяна, Дмитриевна, викторина, составленная Вами мне понравилась. Не смотря на то, что многих заданий я выполнить не смогла, так как предмет информатика специфичен, я всё-таки, для себя оставила идеи заданий викторины. Теперь, благодаря Вам, можно составить викторину по любому предмету для ребят начальной школы.
С уважением, Ирина.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 13 октября 2013 в 18:27 +5
Спасибо за положительный отзыв о моей разработке! Мне очень приятно, что представленные в ней материалы и принцип их построения оказались Вам полезны! Сейчас много говорится об объективной оценке знаний и умений учащихся, и в качестве альтернативы традиционным методам практически везде используются тестовые задания. Но ведь тесты  - это далеко не только привычная всем «угадайка» - это и задания на соответствия, и поиск пропущенных слов в предложении, заполнение схем-классификаций, и еще многое другое. Часть заданий викторины – это и есть подобные тесты, привязанные содержанием к моему конкретному предмету.
Татьяна Анатольевна Белашова # 21 октября 2013 в 06:28 +3
Татьяна я два раза перечитывала, викторина просто супер интересная, настолько всё грамотно изложено, вы молодец
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 9 ноября 2013 в 18:55 +3
Спасибо, Вам, Татьяна за добрый отзыв, я очень рада, что Вы так высоко оцениваете мою работу. Я постаралась подобрать материал так, чтобы рассмотреть достаточно сложные факты информатики через призму юмора и некоторой занимательности. Мне кажется именно так можно добиться той «ситуации успеха» для учащихся, которая даст им стимул двигаться дальше и продолжить изучение предмета с интересом и увлечением.
Галина Светлова # 29 ноября 2013 в 13:47 +3
С удовольствием ознакомилась с Вашей викториной! Путешествие в компьютерную страну  и такие разнообразные и интересные задания и все с юмором! Очень понравилось - поэтому от меня +1!!!!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 30 ноября 2013 в 08:34 +2
Благодарю Вас, Галина, за добрый отзыв о моей викторине.  Я рада, что Вам понравились задания. Могу сказать, что я всегда пытаюсь в своей работе использовать занимательные задания (и, по возможности, с юмором) – в силу возраста наши учащиеся лучше воспринимают учебный материал именно в такой форме.  Как писал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт"  - и с этим высказыванием я полностью согласна.
Людмила Валерьевна Фаузетдинова # 5 января 2014 в 15:03 0
Очень интересно, если бы так действительно проходили уроки в школах, то дети с большим удовольствием ходили!!!!
Надежда Андреевна Худайкулова # 30 января 2014 в 14:23 0
Присоединяюсь ко всем положительным отзывам, действительно отличная разработка.
Разнообразие заданий, информационная насыщенность, интересный материал! Обязательно использую на обобщающем уроке. Спасибо!
Ольга Анатольевна Ковтун # 11 февраля 2014 в 14:26 0
Прекрасная разработка мероприятия. Много конкурсов. Конкурсы интересные и разнообразные. В процессе проведения викторины цели поставленные педагогом непременно будут достигнуты. Урок - игра - это отличный вид учебного занятия для закрепления материала. Обязательно использую данный сценарий на своем уроке. Огромное спасибо!
Александр Николаевич Мартынов # 20 мая 2014 в 08:46 0
Разработка полезная! Привлекает разнообразие заданий, которые требуют от учащихся использования логического и алгоритмического мышления! В ходе мероприятия можно закрепить большую часть базового материала курса информатики!С вашего разрешения обязательно использую в своей работе!
Людмила Сергеевна Уфимская # 2 июня 2014 в 15:44 0
Спасибо за разработку! Очень люблю игровые формы! Обязательно сохраню для использования на уроках!
Ирина Васильевна Слободчикова # 3 сентября 2014 в 16:48 0
Очень хорошая разработка. Можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе.Спасибо. Творческих разработок ещё.
Алёна Вениаминовна Азиатцева # 30 сентября 2014 в 22:36 0
Разработка отличная! Спасибо. Особенно радует разнообразие заданий. Очень оригинально. А самое главное, по такой схеме можно составлять такие викторины и использовать в различных мероприятиях и на уроках.
Динара Ринатовна Абайдуллина # 20 октября 2014 в 20:59 0
Татьяна Дмитриевна, очень хорошая интересная викторина,мы обязательно проведем с детьми.спасибо большое
Светлана Александровна Фёдорова # 27 октября 2014 в 22:37 0
Материал очень интересный, позволяет проверить имеющиеся у учащихся знания, а также повысить уровень мотивации к учебной деятельности. Спасибо.
Татьяна Александровна Искакова # 18 ноября 2014 в 09:42 0
Разработка просто отличная, спасибо
Марат Калимканович Сагумбаев # 20 ноября 2014 в 12:00 0
Хорошо подготовленный материал. Задания интересные! Спасибо!
Надежда Анатольевна Ващенко # 7 декабря 2014 в 18:30 0
Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна. Очень интересная викторина. Тонкий юмор, программный и внепрограммный материал, взгляд с разных сторон на предмет. Спасибо за интересную возможность разнообразить уроки в разных классах.
Н.В.Пирязева # 8 декабря 2014 в 18:10 0
Очень понравилась Ваша разработка... Удачно подобран материал (от базовых понятий до более углубленных знаний), что позволит проследить этапы усвоения пройденного материала...Спасибо
Надежда Александровна Кулаева # 7 января 2015 в 21:47 0
Большое спасибо за разработку! Очень хороший материал, очень удачно подобран.
За раздел - "информатика в лицах" отдельное "СПАСИБО". Думаю использовать данный материал для оформления кабинета информатики, пусть дети читают и знают великих людей.
Митюшкина Марина Викторовна # 29 марта 2015 в 16:24 0
Материал ценный, задания построены очень современно. Некоторые из них можно использовать и в школе для старших классов. Материал доступен. Изложен конструктивно и интересно. Спасибо.
Марина Викторовна Митюшкина # 29 марта 2015 в 16:43 0
Материал ценный, задания построены очень современно. Некоторые из них можно использовать и в школе для старших классов. Материал доступен. Изложен конструктивно и интересно. Спасибо.
Екатерина Викторовна Соловьёва # 22 мая 2015 в 15:10 0
Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна! Отличные идеи для подачи и повторения темы. Интересно представленный материал всегда лучше запоминается.
Валентина Константиновна Полунина # 10 июля 2015 в 17:33 0
Спасибо за разработку урока. Учащимся всегда интересны нестандартные уроки.
Анастасия Геннадиевна Гуркина # 14 июля 2015 в 16:55 0
Спасибо за интересный материал. Я очень люблю проводить подобные уроки - викторины, марафоны и т.п. Обычно приходится пересматривать много литературы и выбирать по крупицам самое интересное. но Вашу работу можно использовать почти без изменений. Особенно понравилось выражение по "науку о телескопах". Обязательно расскажу детям!
Нина Николаевна Болтенкова # 23 сентября 2015 в 06:01 0
Мне понравилось!
Анастасия Юрьевна Кузнецова # 23 сентября 2015 в 16:39 0
Татьяна Дмитриевна, спасибо за разработку. разнообразные задания. Обязательно буду использовать элементы на своих уроках. вы большая молодец!
Ольга Александровна Новикова # 4 октября 2015 в 20:33 0
Татьяна Дмитриевна, огромное спасибо за Ваш труд и за то, что Вы распространяете свой опыт. Очень ценная работа. Много интересных, необычных, творческих конкурсов-заданий. Очень понравились "весёлые вопросы". Обязательно воспользуюсь этой викториной.
Светлана Викторовна Ивлева # 16 октября 2015 в 12:52 0
Мне повезло. Скоро в школе неделя информатики. А здесь нашла замечательную разработку внеклассного мероприятия. Викторина необычная. Во многих подобных разработках, как под копирку, повторяются одни и те же задания, здесь много нового, нестандартного. Конкурсы остроумные, познавательные, разнообразные. Очень понравились все конкурсы, особенно "Весёлые вопросы", разминка "Вопросы от компьютерной мыши", "Потерялась информация". В общем возьму готовую викторину и проведу её в 9 классе. Думаю будет интересно. Спасибо Татьяне Дмитриевне!
Катерина Владимировна Артемова # 21 ноября 2015 в 20:39 0
Татьяна Дмитриевна, спасибо большое за творческий подход к уроку. очень трудно в найти в сотнях ссылок стоящий материал, в котором не нужно ничего менять и можно с легкостью применить на своих уроках. Данная викторина поможет не только облегчить себе работу, но и развлечь учащихся. Единственная рекомендация, я бы добавила для 7 -го класса все таки немножко ребусов и кроссвордиков, малыши, хоть и подрастающие очень их любят.
Людмила Владимировна Смирнова # 6 февраля 2016 в 16:17 0
Здравствуйте. Материал интересный и полезный. Обязательно проведу викторину «Путешествие в страну Компьютера» на недели информатики.
Елена Валерьевна Флягина # 8 февраля 2016 в 14:47 0
Очень интересная разработка. Много материала можно использовать на уроках по устройству компьютера и викторину, как внеурочное занятие. Спасибо, Татьяна Дмитриевна!
Ксения Александровна Павлова # 22 марта 2016 в 19:34 0
Прекрасная разработка! Главное полноценная и полная! Большое спасибо! Как раз подыскиваю что-нибудь интересное для проведения урока на этой неделе, посвященного недели "Информатики - математики"
Анжела Владимировна Щербатых # 3 апреля 2016 в 09:16 0
Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна!У Вас получилась интересная и содержательная викторина со множеством разнообразных заданий. Некоторые Ваши идеи буду адаптировать и использовать в своей работе.
Елена Владимировна Прядкина # 16 августа 2016 в 12:49 0
Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна! Очень интересный материал. Думаю, что буду использовать его во время недели математики и информатике при подготовке внеклассного мероприятия.
Ольга Алексеевна Иванилова # 12 декабря 2016 в 21:31 0
Материал очень понравился. Проведу данную викторину для старшеклассников в рамках недели информатики. Благодарю за ценную разработку.
Елена Александровна Рабцевич # 4 января 2017 в 21:18 0
Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна. Прочитала разработку вашего урока и провела в своем классе, понравился учащимся и сама получила удовлетворение. Хорошо подобраны конкурсы, интересны, разнообразны и доступны для учащихся. Спасибо за урок-викторину.
С уважением, Елена.
Недие Юнусовна Кузьмина # 24 февраля 2017 в 18:42 0
Спасибо за разработку. Конечно, продумать все вопросы заняло, наверное, много времени, но это того стоит. Особенно серьезным было задание по заполнению схемы, оно, действительно, заставляет показать все знания по данной теме.
Келенова Асем # 11 декабря 2017 в 11:59 0
Здравствуйте! Викторина урок имеет столько разнообразных заданий, здесь затрагивают историю информатики, текстовый редактор, единицы измерения очень занимательно.
Иван Сергеевич Васильев # 16 декабря 2017 в 17:34 0
Интересная публикация. Материал оказался полезным! Тестовые задания, конечно же, служат объективной оценкой знаний и умений учащихся, а также являются хорошей альтернативой традиционным методам. Викторина - это всегда интересно и увлекательно. Спасибо.