Конкурсы

Рисование осеннего листа. Мастер-класс с пошаговыми фото

Как нарисовать осенние листья

Урок рисования осенних листьев

Мастер-класс. Изображение осеннего листа

Автор Мерцалова Светлана Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ "СОШ № 48" города Курска

Тема урока «Многообразие цветовой палитры осенней природы и три основных цвета красок . Изображение осеннего листа»

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

2 класс, Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, 1 четверть, 1 урок.

Цель. Данный мастер-класс предназначен для формирования у обучающихся 2-х классов умений самостоятельно или с частичной помощью учителя выполнять изображение любой формы  осенних листьев и передавать их определенную окраску .

Задачи мастер-класса: обучающие:  учить

- правилам изображения некоторых растительных форм окружающего мира, имеющих равные половины;

- овладевать первичными живописными навыками; смешивать краски для получения нужного цвета, пользуясь  тремя  основными цветами и их сочетаниями;

- умению анализировать свои работы с эстетической и моральной точки зрения.

развивающие:  развивать

- представления о понятии «симметрия»;

- внимание, наблюдательность по отношению к цветовым сочетаниям в природе.

воспитывающие: воспитывать

- взаимоуважение, любовь к труду;

- терпение,  аккуратность, трудовую дисциплину.

Основные понятия: симметрия, живопись по-мокрому, основные цвета, дополнительные цвета, тон цвета, цветовая палитра, многообразие, природа.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Ресурсы.

Для учителя: презентация по теме «Изображение осеннего листа»,  мел, доска, карандаш, краски, кисти, салфетка, вода, бумага, палитра .

Для обучающихся: бумага, карандаш, ластик, краски, кисти, салфетка, вода, палитра.

Урок по изображению осеннего листа

1. Оргчасть.

Для определения темы и задания урока предлагаю обучающимся разгадать загадки. Ответы обучающихся сопровождаю показом слайдов об осени, о разном состоянии природы  в осеннее ненастье или  в погожие дни, слайды с изображением осенних листьев.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью)

 

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень )

 

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла …

(осенняя пора )

 

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский.

(Листопад)

 

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист)

2. Мотивация и целеполагание.

Просмотрев, даже такое незначительное количество слайдов, становиться очевидным:  почему осень  в разные времена вдохновляла писателей, поэтов, музыкантов и, конечно, художников, на создание прекрасных произведений, передающих многообразие цветов  осенней палитры. Хороша природа в это время года: и небо,  и лес, как единое целое, и отражение леса в воде, и каждое дерево в отдельности неповторимо и прекрасно, и земля устланная ковром из многих  разных – разных листьев, и каждый лист с любого дерева интересен и хорош по- своему.  Так и хочется эту красоту запечатлеть. Формулируем первую часть темы.

Природа. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Цветовая палитра (палитра цвета) — фиксированный набор (диапазон) цветов и оттенков.

Многообразие -  разнообразие, обилие чего-либо различного.

Рассмотрим отдельные листья. Мы наблюдаем разницу между листьями по форме и по окраске, но между листьями с разных деревьев, есть нечто общее. И это общее есть одинаковость половин листа какого-либо дерева относительно воображаемой  линии, делящей листок на две части, и проходящей вдоль черешка-стебля. Половины листа одинаковые и симметричные. В данный момент мы наблюдаем  проявление  в природе симметрии на примере листа дерева.

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Симметрия, двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково (ось симметрии, центровая линия, симметричные половины).

Каждый лист дерева имеет определенную форму и соответственно строение. Мы не будем сегодня изображать дерево, а если не дерево, что же тогда… Конечно, лист и… лист красивой, не простой формы, наполненный разными цветовыми пятнами…правильно, это лист клена. Звучит название второй части темы занятия.

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рассмотрим лист клена. Он имеет сложную форму, но если следовать в изображении определенным правилам, облик кленового  листа будет не сложно передать. Лист имеет среднюю воображаемую линию, она проходит посередине пластины листа и переходит в черешок. И есть воображаемая  точка в месте окончания пластины листа и начала черешка, из которой выходят наиболее проявляющиеся жилки, располагающиеся справа и слева от оси симметрии листа одинаково. Вот так. 

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

3. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Воспользуемся этим фактом в изображении листа. И так, первое, что делаем -  это проводим простым карандашом по центру формата вертикальную линию, которая будет средней линией листа дерева. Далее отмечаем на заданной линии точку схода прожилок и намечаем прожилки, располагающиеся симметрично относительно центровой линии. Вот так.

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Далее вокруг  прожилок намечаем  линии по форме напоминающие корону, состоящую из трех заостренных элементов, плавно через дуги соединяющиеся друг с другом. Средний элемент каждой из «корон» больший  размером, чем два боковых. Всего «корон», в нашем случае, три (но может быть и по-другому). Они изображаются вокруг центральной прожилки-оси и двух боковых прожилок рядом с центральной и по обе стороны от нее.  А возле оставшихся прожилок проводим линии  как наконечник стрелы.

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Потом короны и стрелки постепенно  соединяем между собой плавными глубокими дугами, дорисовываем разные линии, передающие форме  листа дерева законченный вид и  в целом набросок для работы красками  готов.

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Рисование осеннего листа. Мастер-класс

Страницы: 1 2

Ирина Рудакова # 22 августа 2013 в 17:31 +1
Светлана, Вы пишите, что мастер-класс предназначен для учащихся 2 класса и поможет им научиться рисовать кленовый лист. Так вот некоторым учителям, я говорю про себя, тоже было полезно ознакомиться с такой подробной техникой рисования осеннего кленового листа. Особенно мне понравилось, как Вы показали и описали момент изображения контуров листочка, используя сравнение с короной. Как раз этот момент для меня был самым сложным. Спасибо за МК.
Ирина
Светлана Мерцалова # 25 августа 2013 в 18:58 +1
Спасибо, Ирина, за приятные слова. Рада была помочь и вам в преодолении каких-то иногда возникающих сложностях изобразительной деятельности.
Татьяна Анатольевна Белашова # 22 августа 2013 в 23:31 +4
КАКАЯ ВЫ УМНИЦА,ТАК ПОДРОБНО ВСЁ ОПИСАЛИ,ДАЖЕ Я ЗАСМОТРЕЛАСЬ
Светлана Мерцалова # 25 августа 2013 в 19:01 +3
Большое спасибо, Татьяна, за похвалу.Честное слово очень приятно.
Ксения Гесть # 1 сентября 2013 в 20:03 +2
dance ВСЕГДА ХОТЕЛА НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОК. И Т.К. ОЧЕНЬ ТЕСНО СВЯЗАНА С ОФОРМЛЕНИЕМ ГАЗЕТ, ПРИХОДИЛОСЬ ОБВОДИТЬ ЛИСТОЧКИ. ВАШ МАСТЕР-КЛАСС МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГ. В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ НА ПЕРВОМ УРОКЕ ИЗО ПОДЕЛЮСЬ С ДЕТИШКАМИ ВАШИМ СЕКРЕТОМ. СПАСИБО!!!
Светлана Мерцалова # 15 сентября 2013 в 07:04 +2
Была рада поделиться опытом со всеми желающими. Спасибо, Ксения.
Мила Кузьмина # 1 сентября 2013 в 21:11 +2
Спасибо за урок! У меня 2 класс. Обязательно воспользуюсь. Это реальная творческая помощь! Здорово, что есть такой сайт и такие замечательные, талантливые педагоги!
Светлана Мерцалова # 15 сентября 2013 в 07:09 +1
Спасибо, Мила. Интересно проводили ли вы урок про изображение листьев и что за результаты у детей. Света.
Мила Кузьмина # 16 сентября 2013 в 00:55 +1
Светлана, у нас все получилось! Сколько было радости у ребят! Детям было задание на дом : дать мастер-класс родителям! Спасибо ВАМ за урок!
Светлана Мерцалова # 19 сентября 2013 в 06:43 +1
Мила,я очень рада. Спасибо, что рассказали  об этой удаче.
Анна Ильина # 19 сентября 2013 в 07:29 +1
Интересно и подробно - обязательно воспользуюсь на уроке!!!!!
Родитель ученика 3 класса # 26 сентября 2013 в 12:26 +1
Огромное спасибо! Все легко и просто!
Марина Тарасова # 18 октября 2013 в 22:22 +1
Огромное спасибо за мастер класс!!! Всё доступно и подробно рассказано.Обязательно выполню эту работу со своими детишками!!!
Ирина Николаевна Тамбовцева # 28 июня 2014 в 21:37 +1
Светлана, у вас очень подробный мастер класс, познавательный не только во 2 классе но и в старших, т.к. многие не умеют и не понимают как последовательно нарисовать строение листа. А на цветовом решении очень хорошо смотриться техника смешения цветов в акварельной технике.
Татьяна Жоржовна Пышненко # 21 октября 2014 в 20:44 0
Отличный мастер-класс.Его можно использовать и в 6 классе.Там в первой четверти как раз есть подходящие темы
Лариса Клавдиевна Некрасова # 29 ноября 2014 в 10:12 0
Спасибо за грамотный подход в Вашей работе. Он очень профессиональный и учит детей разбираться в живописи. Можно предложить для детей более старшего возраста соединять акварель с гелиевой ручкой в прорисовке деталей.
Коротенко Ирина Александровна # 11 ноября 2015 в 22:04 0
Очень профессионально, автор явно знаком с изобразительной грамотой, что чувствуется при изучении представленной разработки. Здорово показана последовательность ведения работы, в доступной для детей этого возраста форме. Осень - время, которое не может пропустить настоящий художник, а умение замечать красивое вокруг себя и средствами изобразительного искусства рассказывать об этом остальным - это и есть суть творчества художника, даже начинающего.
Татьяна Андреевна Шилова # 27 января 2016 в 11:45 0
Красиво! Интересно!Оригинально!Доступно! Идея мне очень понравилась. И цвета - основные, и смешивание цветов присутствует это уже залог успешной работы. Атмосфера творческая однозначно будет создана. Успехов в дальнейших работах!